Просмотр содержимого документа
«И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»»
И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»
Цель: Познакомить обучающихся с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, его басней «Ворона и Лисица».
Задачи: 1. Учить видеть и чувствовать за строками
произведения глубокий смысл басни, выражать
свои мысли посредством выразительного чтения.
2. Коррекция аналитико – синтетической
деятельности на основе упражнений в соотнесении
слов, пословиц к басне.
3. Воспитывать отрицательное отношение к
порокам и недостаткам человека как лесть,
корысть, заискивание.
Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова,
плакат с датами жизни и смерти баснописца,
фотография памятника И.А.Крылову,
иллюстрации к басням,
предметные картинки ( вороны, лисы),
карточки с лабиринтом,
картинки для игры «Что изменилось?»,
карточки со словами и словосочетаниями,
маски лисы и вороны,
грамзапись басни,
запись пословиц на доске.
Тип урока : изучение новой темы.
Методы и приёмы : словесный ( рассказ учителя, обобщающая
беседа, выступления учащихся, работа с учебником);
наглядный ( предметные картинки, иллюстра-
ции, портрет, фотографии)
Ход урока.
I. Организационный момент:
- отчёт дежурного;
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
- Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».
Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. ( Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.
- Сколько чашек стояло на столе ?
- Была ли среди фруктов груша ?
- Что лежало под столом ?
- Что было нарисовано на картине ?
- Какого цвета была ваза для фруктов ?
II. Сообщение темы и целей урока.
Игра «Осколочный рисунок».
На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.
- Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.
- Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.
- Видите, ребята, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. И сегодня мы начнём изучать новый раздел учебника « Басни И.А.Крылова». Познакомимся с содержанием басни « Ворона и Лисица».
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
( На доске вывешивается портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
2.Выступления учеников о биографических данных баснописца.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера.. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.
Позже, довелось ему учиться «из милости». Иван Андреевич прислуживал лакеем в доме богатого помещика. У детей помещика были домашние учителя, которые обучали их русскому и французскому языкам, математике, и ему разрешили заниматься вместе с ними.
Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.
Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
( Показ слайдов с изображением книг «Басни И.А.Крылова», памятника И.А.Крылову в Санкт - Петербурге.)
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
- Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.
3.Игра «Лабиринт».
Учитель предъявляет учащимся лабиринт, предлагает внимательно рассмотреть его и помочь вороне пройти сквозь лабиринт к сыру.
4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»
1) Работа с предметными картинками.
- Опишите, какова ворона по внешнему виду.
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?
- Кто слышал ворону? Какой у неё голос?
- Какими качествами характера наделена лисица в сказках?
Поэтому неслучайно на роль льстеца выбрана Лисица, которая чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.
2) Прослушивание басни в грамзаписи.
- Понравилась ли вам басня?
3) Словарная работа.
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;
Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;
Зоб – у насекомых, птиц : расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
4) Чтение басни учителем наизусть. Ученики следят по книге.
5) Чтение басни учащимися про себя.
6) Обобщающая беседа.
- Как вы понимаете, что такое лесть?
( Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)
- Кого называют льстецом?
- Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?
(«Что лесть гнусна, вредна…»
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)
- Как вы думаете, почему автор называет Лисицу плутовкой?
-После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?
( Доверчивая, глупая.)
- Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?
( Нет.)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?
( Тщеславных людей.)
- В каких словах басни заключён её главный смысл?
( Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
- Что значит «уж сколько раз твердили миру»?
( Говорили не раз.)
- « Но всё не впрок»?
( Не на пользу.)
- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
( Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).
- Какой же смысл имеет басня?
( Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)
- Доказал ли это Крылов?
( Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)
- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.
И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость.
7) Физкльтминутка
IV. Закрепление материала.
Подготовка к выразительному чтению.
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.»
- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту.
В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.
«На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:»
- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать состояние и действия Лисы, учуявшей запах сыра.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь птица!»
- При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.
«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:»
- Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.
«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»
- Вложить в эту строчку насмешку автора.
2. Выразительное чтение басни.
3. Игра «Словарь – наоборот»
Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру
Не на пользу – но только всё не впрок.
Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал
Очень близко – близехонько
Смотрит не отрываясь – глаз не сводит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло
Очень громко – во всё горло
Исчезла, скрылась – была такова
3. Чтение басни по ролям.
- Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?
- Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет.
Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.
- На языке медок, а на сердце ледок.
- Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.
- За добро добром платят.
( Ответы учащихся.)
5. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.
Льстивый, склонный к лести - (Лисица)
Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – ( Ворона)
Высокомерный – ( Ворона)
Неискренний – ( Лиса)
Честолюбивый, любящий славу – ( Ворона)
Неправдивый, лживый – ( Лиса)
Хитрый – ( Лиса)
Глупый – ( Ворона)
Доверчивый – ( Ворона)
V. Домашнее задание.
Выучить басню по ролям сильным учащимся.
Гришкин Женя, Михеев Илья, Шишкина Оксана учат басню вместе по частям.
VI. Подведение итогов урока.
- Что мы начали изучать на уроке?
- С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?
( Лестью, заискиванием.)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.