Система уроков по творчеству И.А. Бунина. Урок первый "Жизненный и творческий путь И.А.Бунина"
Система уроков по творчеству И.А. Бунина. Урок первый "Жизненный и творческий путь И.А.Бунина"
Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе.
Система уроков.
Урок первый.
Рубеж веков в истории культуры всегда сложен и противоречив. Именно поэтому учителю, работая над системой уроков по творчеству И.А. Бунина , важно помнить, что его задача не просто познакомить учащихся с биографией и отдельными произведениями писателя, но и постараться естественно вписать творчество Бунина в историко-литературный контекст 20 века.
В прозе Бунина мир, изображенный с точки зрения повествователя, всегда вбирает в себя различные аспекты восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние... Поэтому часто в центре его внимания оказывается внутренняя жизнь личности, переживания которой раскрывается в многообразии деталей и признаков. Лирическая тональность, характерная для творчества Бунина, богатство изобразительных средств, поиск новых композиционных форм, бессюжетность определяют своеобразие его стиля, который оказал большое влияние на развитие русской прозы 20 века.
В школьной программе по литературе на изучение Бунина традиционно отводится 3-5часов, этого, конечно, недостаточно, чтобы понять творчество писателя в контексте его судьбы и историко-литературного процесса, но вполне достаточно, чтобы выявить приметы стиля автора, определить, хотя бы в общих чертах, общечеловеческое содержание его произведений, выполнить анализ и создать интерпретацию произведения.
Первый урок.
Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.
Все ритм и бег. Бесцельное стремленье!
Но страшен миг, когда стремленья нет...
И.А. Бунин
Цели.
Дать обзор сложной, долгой, противоречивой судьбы одного из самых непростых и талантливых писателей рубежа 19 - 20 веков, его лирики и прозы, созданных в России и эмиграции.
Поразмышлять над эссе «Роза Иерихона» (1924)
Предварительная подготовка.
Чтение «Автобиографических заметок» Бунина (1915)
Работа над вопросами.
1. Что необычного в судьбе автора?
2. Какие эпизоды из его жизни показались самыми интересными?
3. На какие факты автобиографии делает акцент сам Бунин?
Основные этапы урока.
Важные факты биографии.
1. И.А. Бунин всегда с гордость писал о своих корнях (его предкамибыли поэт В.А.Жуковский, братья Киреевские, поэтесса Бунина, род Буниных внесен в число «древних дворян»)
2. С 7 лет жизнь проходила в деревне, затем были тяжелые годы учения, а в 1886 году – первые стихи
3. С 1894 года – сложная «внутренняя и внешняя зрелая жизнь». Знакомство с Толстым, Чеховым, Короленко, Бальмонтом, Брюсовым, Куприным, Горьким, Андреевым.
4. Революционные события 1917 года, а накануне «душевная и умственная тупость, литературное бесплодие»
5. «Потерянный рай». Россия и судьба эмигрантов первой волны: друзья и враги писателя.
6. Поиски «потерянного рая» (1918 - 1952). Стихи – воспоминания о России.
Работа над эссе «Роза Иерихона»
1. Все ли вам понятно в тексте? В чем непохожесть «Розы Иерихона » на другие рассказы других писателей? (Бессюжетность, композиция выстраивается не на логической, а ассциативной связи)
2. Попробуйте определить интонацию рассказа. Менялась ли она во время чтения?
3. Согласны ли вы с писателем, что «что нет гибели тому, что было, чем жил когда-то»? Почему слова Любовь и Память выделены Писателем?
4. Почему в тексте присутствуют только глаголы прошедшего времени и лишь в последнем абзаце встречается глагол настоящего времени?
5. Как вы понимаете название рассказа ?
Подведение итогов.
Домашнее задание
1. Письменно поразмышлять над вопросом: « Почему Бунин включил в книгу о Чехове одно из писем Антона Павловича: «...Холодно чертовски, а ведь бедные птицы уже летят в Россию! Их гонят тоска по родине и любовь к отечеству... Тяжело жит на этм свете!»»?
Литература.
1. Сборник нормативных документов. Литература. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: « Дрофа», 2004.
2. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы / Г.И. Беленький, Ю.И. Лыссой. - М.: «Мнемозина», 2006.
3. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. - М.: «Просвещение», 1990.
4. П.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.
5. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы. Задания. 2004.
6. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы. - Волгоград, 2004 . 7. 7. Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ.- М.: «АСТ-Астрель», 2004.
7. А.К. Бобореко. И.А.Бунин. Материалы к биографии. М., 1983.
8. Ф.А.Степун. По поводу «Митиной любви».- М.: «Русская литература», 1989.
Дидактические материалы:
1. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Н.Н.Оглоблина. - М.: «Астрель», 2004.
2. Ромашина Н.Ф. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. - Волгоград: «Учитель», 2008.
3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. - М.: ACT: «Астрель», 2004.
4.Беленький Г.И. Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим». Г.И.Беленький.- М.: « Просвещение», 2000г
5.Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. – М.: « Экзамен», 2007
Мультимедийные пособия:
1. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс.
2. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 классы.
3. Презентации по литературе. Биографии писателей 18, 19, 20 веков.
4. Экранизация литературной классики.
Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе.
Система уроков.
Урок первый.
Рубеж веков в истории культуры всегда сложен и противоречив. Именно поэтому учителю, работая над системой уроков по творчеству И.А. Бунина , важно помнить, что его задача не просто познакомить учащихся с биографией и отдельными произведениями писателя, но и постараться естественно вписать творчество Бунина в историко-литературный контекст 20 века.
В прозе Бунина мир, изображенный с точки зрения повествователя, всегда вбирает в себя различные аспекты восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние... Поэтому часто в центре его внимания оказывается внутренняя жизнь личности, переживания которой раскрывается в многообразии деталей и признаков. Лирическая тональность, характерная для творчества Бунина, богатство изобразительных средств, поиск новых композиционных форм, бессюжетность определяют своеобразие его стиля, который оказал большое влияние на развитие русской прозы 20 века.
В школьной программе по литературе на изучение Бунина традиционно отводится 3-5часов, этого, конечно, недостаточно, чтобы понять творчество писателя в контексте его судьбы и историко-литературного процесса, но вполне достаточно, чтобы выявить приметы стиля автора, определить, хотя бы в общих чертах, общечеловеческое содержание его произведений, выполнить анализ и создать интерпретацию произведения.
Первый урок.
Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.
Все ритм и бег. Бесцельное стремленье!
Но страшен миг, когда стремленья нет...
И.А. Бунин
Цели.
Дать обзор сложной, долгой, противоречивой судьбы одного из самых непростых и талантливых писателей рубежа 19 - 20 веков, его лирики и прозы, созданных в России и эмиграции.
Поразмышлять над эссе «Роза Иерихона» (1924)
Предварительная подготовка.
Чтение «Автобиографических заметок» Бунина (1915)
Работа над вопросами.
1. Что необычного в судьбе автора?
2. Какие эпизоды из его жизни показались самыми интересными?
3. На какие факты автобиографии делает акцент сам Бунин?
Основные этапы урока.
Важные факты биографии.
1. И.А. Бунин всегда с гордость писал о своих корнях (его предкамибыли поэт В.А.Жуковский, братья Киреевские, поэтесса Бунина, род Буниных внесен в число «древних дворян»)
2. С 7 лет жизнь проходила в деревне, затем были тяжелые годы учения, а в 1886 году – первые стихи
3. С 1894 года – сложная «внутренняя и внешняя зрелая жизнь». Знакомство с Толстым, Чеховым, Короленко, Бальмонтом, Брюсовым, Куприным, Горьким, Андреевым.
4. Революционные события 1917 года, а накануне «душевная и умственная тупость, литературное бесплодие»
5. «Потерянный рай». Россия и судьба эмигрантов первой волны: друзья и враги писателя.
6. Поиски «потерянного рая» (1918 - 1952). Стихи – воспоминания о России.
Работа над эссе «Роза Иерихона»
1. Все ли вам понятно в тексте? В чем непохожесть «Розы Иерихона » на другие рассказы других писателей? (Бессюжетность, композиция выстраивается не на логической, а ассциативной связи)
2. Попробуйте определить интонацию рассказа. Менялась ли она во время чтения?
3. Согласны ли вы с писателем, что «что нет гибели тому, что было, чем жил когда-то»? Почему слова Любовь и Память выделены Писателем?
4. Почему в тексте присутствуют только глаголы прошедшего времени и лишь в последнем абзаце встречается глагол настоящего времени?
5. Как вы понимаете название рассказа ?
Подведение итогов.
Домашнее задание
1. Письменно поразмышлять над вопросом: « Почему Бунин включил в книгу о Чехове одно из писем Антона Павловича: «...Холодно чертовски, а ведь бедные птицы уже летят в Россию! Их гонят тоска по родине и любовь к отечеству... Тяжело жит на этм свете!»»?
Литература.
1. Сборник нормативных документов. Литература. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: « Дрофа», 2004.
2. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы / Г.И. Беленький, Ю.И. Лыссой. - М.: «Мнемозина», 2006.
3. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. - М.: «Просвещение», 1990.
4. П.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.
5. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы. Задания. 2004.
6. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы. - Волгоград, 2004 . 7. 7. Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ.- М.: «АСТ-Астрель», 2004.
7. А.К. Бобореко. И.А.Бунин. Материалы к биографии. М., 1983.
8. Ф.А.Степун. По поводу «Митиной любви».- М.: «Русская литература», 1989.
Дидактические материалы:
1. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Н.Н.Оглоблина. - М.: «Астрель», 2004.
2. Ромашина Н.Ф. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. - Волгоград: «Учитель», 2008.
3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. - М.: ACT: «Астрель», 2004.
4.Беленький Г.И. Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим». Г.И.Беленький.- М.: « Просвещение», 2000г
5.Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. – М.: « Экзамен», 2007
Мультимедийные пособия:
1. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс.
2. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 классы.
3. Презентации по литературе. Биографии писателей 18, 19, 20 веков.
4. Экранизация литературной классики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система уроков по творчеству И.А. Бунина. Урок первый "Жизненный и творческий путь И.А.Бунина" »
Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе.
Система уроков.
Урок первый.
Рубеж веков в истории культуры всегда сложен и противоречив. Именно поэтому учителю, работая над системой уроков по творчеству И.А. Бунина , важно помнить, что его задача не просто познакомить учащихся с биографией и отдельными произведениями писателя, но и постараться естественно вписать творчество Бунина в историко-литературный контекст 20 века.
В прозе Бунина мир, изображенный с точки зрения повествователя, всегда вбирает в себя различные аспекты восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние... Поэтому часто в центре его внимания оказывается внутренняя жизнь личности, переживания которой раскрывается в многообразии деталей и признаков. Лирическая тональность, характерная для творчества Бунина, богатство изобразительных средств, поиск новых композиционных форм, бессюжетность определяют своеобразие его стиля, который оказал большое влияние на развитие русской прозы 20 века.
В школьной программе по литературе на изучение Бунина традиционно отводится 3-5часов, этого, конечно, недостаточно, чтобы понять творчество писателя в контексте его судьбы и историко-литературного процесса, но вполне достаточно, чтобы выявить приметы стиля автора, определить, хотя бы в общих чертах, общечеловеческое содержание его произведений, выполнить анализ и создать интерпретацию произведения.
Первый урок.
Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.
Все ритм и бег. Бесцельное стремленье!
Но страшен миг, когда стремленья нет...
И.А. Бунин
Цели.
Дать обзор сложной, долгой, противоречивой судьбы одного из самых непростых и талантливых писателей рубежа 19 - 20 веков, его лирики и прозы, созданных в России и эмиграции.
Поразмышлять над эссе «Роза Иерихона» (1924)
Предварительная подготовка.
Чтение «Автобиографических заметок» Бунина (1915)
Работа над вопросами.
1. Что необычного в судьбе автора?
2. Какие эпизоды из его жизни показались самыми интересными?
3. На какие факты автобиографии делает акцент сам Бунин?
Основные этапы урока.
Важные факты биографии.
1. И.А. Бунин всегда с гордость писал о своих корнях (его предкамибыли поэт В.А.Жуковский, братья Киреевские, поэтесса Бунина, род Буниных внесен в число «древних дворян»)
2. С 7 лет жизнь проходила в деревне, затем были тяжелые годы учения, а в 1886 году – первые стихи
3. С 1894 года – сложная «внутренняя и внешняя зрелая жизнь». Знакомство с Толстым, Чеховым, Короленко, Бальмонтом, Брюсовым, Куприным, Горьким, Андреевым.
4. Революционные события 1917 года, а накануне «душевная и умственная тупость, литературное бесплодие»
5. «Потерянный рай». Россия и судьба эмигрантов первой волны: друзья и враги писателя.
6. Поиски «потерянного рая» (1918 - 1952). Стихи – воспоминания о России.
Работа над эссе «Роза Иерихона»
1. Все ли вам понятно в тексте? В чем непохожесть «Розы Иерихона » на другие рассказы других писателей? (Бессюжетность, композиция выстраивается не на логической, а ассциативной связи)
2. Попробуйте определить интонацию рассказа. Менялась ли она во время чтения?
3. Согласны ли вы с писателем, что «что нет гибели тому, что было, чем жил когда-то»? Почему слова Любовь и Память выделены Писателем?
4. Почему в тексте присутствуют только глаголы прошедшего времени и лишь в последнем абзаце встречается глагол настоящего времени?
5. Как вы понимаете название рассказа ?
Подведение итогов.
Домашнее задание
1. Письменно поразмышлять над вопросом: « Почему Бунин включил в книгу о Чехове одно из писем Антона Павловича: «...Холодно чертовски, а ведь бедные птицы уже летят в Россию! Их гонят тоска по родине и любовь к отечеству... Тяжело жит на этм свете!»»?
Литература.
1. Сборник нормативных документов. Литература. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: « Дрофа», 2004.
2. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы / Г.И. Беленький, Ю.И. Лыссой. - М.: «Мнемозина», 2006.
3. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. - М.: «Просвещение», 1990.
4. П.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.
5. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы. Задания. 2004.
6. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы. - Волгоград, 2004 . 7. 7. Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ.- М.: «АСТ-Астрель», 2004.
7. А.К. Бобореко. И.А.Бунин. Материалы к биографии. М., 1983.
8. Ф.А.Степун. По поводу «Митиной любви».- М.: «Русская литература», 1989.
Дидактические материалы:
1. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Н.Н.Оглоблина. - М.: «Астрель», 2004.
2. Ромашина Н.Ф. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. - Волгоград: «Учитель», 2008.
3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. - М.: ACT: «Астрель», 2004.
4.Беленький Г.И. Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим». Г.И.Беленький.- М.: « Просвещение», 2000г
5.Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. – М.: « Экзамен», 2007
Мультимедийные пособия:
1. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс.
2. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 классы.
3. Презентации по литературе. Биографии писателей 18, 19, 20 веков.