kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе. Система уроков. Урок второй «Анализ рассказов «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе. Система уроков. Урок второй «Анализ рассказов «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга»» Рубеж веков в истории культуры всегда сложен и противоречив. Именно поэтому учителю, работая над системой уроков по творчеству И.А. Бунина , важно помнить, что его задача не просто познакомить учащихся с биографией и отдельными произведениями писателя, но и постараться естественно вписать творчество Бунина в историко-литературный контекст 20 века. В прозе Бунина мир, изображенный с точки зрения повествователя, всегда вбирает в себя различные аспекты восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние... Поэтому часто в центре его внимания оказывается внутренняя жизнь личности, переживания которой раскрывается в многообразии деталей и признаков. Лирическая тональность, характерная для творчества Бунина, богатство изобразительных средств, поиск новых композиционных форм, бессюжетность определяют своеобразие его стиля, который оказал большое влияние на развитие русской прозы 20 века. В школьной программе по литературе на изучение Бунина традиционно отводится 3-5часов, этого, конечно, недостаточно, чтобы понять творчество писателя в контексте его судьбы и историко-литературного процесса, но вполне достаточно, чтобы выявить приметы стиля автора, определить, хотя бы в общих чертах, общечеловеческое содержание его произведений, выполнить анализ и создать интерпретацию произведения. Второй урок. Анализ рассказов «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга» Есть тайный знак, и этот знак – судьба... И.А. Бунин Цели. Обсудить и проанализировать рассказы, написанные в 1914 -1916 годах. Определить основные темы творчества писателя в данный период. Сравнить судьбы героев рассказов, события, изображенные в произведениях, найти общее и различное в финалах рассказов. Основные этапы урока. Вступительное слово учителя. По мнению исследователей, эти произведения стилистически, мировоззренчески тесно связаны и составляют своеобразную художественную трилогию. Работа над вопросами. 1. Какой из текстов произвел на вас большее впечатление? 2. Как вы думаете, что объединяет эти рассказы? Определите основные темы рассказов. 3. Найдите сюжетно-композиционное сходство в этих рассказах (содержательная насыщенность повествования, темп, стилистика) Первый рассказ подводит читателя к глубокой мысли о том, что безнравственные убеждения людей ведут к неизбежному наказанию. Во втором рассказе автор размышляет о том, что жизнь человека зависит от случайности, что смерть нельзя предотвратить. Третий рассказ о верности, преданности, любви и предательстве, о страхе человека перед одиночеством. Судьбы героев складываются по-разному, но финал каждого из них трагичен. Вопросы для анализа рассказа «Братья» 1. Какое чувство возникло у вас после прочтения эпиграфа к рассказу? 2. Почему рассказ начинается с описания «ослепительно-солнечного дня», а в финале – мрак, зловещий шум океана и «бесконечное» звездное небо? 3. Кто из героев счастлив: рикша или англичанин? Почему каждый из героев желал «сладкого обмана жизни»? чего больше всего боятся герои рассказа? 4. Зачем в композицию рассказа включена легенда о вороне и слоне? 5. В чем смысл названия рассказа? Что же, по мнению писателя, есть «...жизнь Личности в мире бывания в этой вселенной»? 6. Первоначально Бунин выбрал название для рассказа «Человек». Как вы думаете, почему автор изменил название рассказа? Мир – бездна, трясина, пучина. Впервые возникнув в рассказе «Братья», этот образ повторится в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Вопросы и задания для анализа рассказа «Господин из Сан-Франциско». 1. Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа? 2. Почему господин и члены его семьи остаются безымянными, тогда как второстепенные персонажи наделены собственными именами (Лоренцо, Луиджи, Кармелла)? 3. Первоначально рассказ назывался «Смерть на Капри». Почему автор изменил название? 4. В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается? Какова рольвставного эпизода о Тиберии в финале рассказа? 5. Почему в начале и в финале рассказа океан «страшен», это разбушевавшаяся стихия, а вдень смерти господина вдруг «выглянуло солнце»? 6. Попробуйте определить музыкальные мотивы, которые организуют композиционную структуру текста. Музыкальные произведения каких композиторов вы подобрали к этому произведению? Если в первых двух рассказах сюжет легко восстанавливается, в рассказе «Сны Чанга» событийно-бытовой план почти отсутствует. Рассказ представляется одним из самых зашифрованных. Необычная форма повествования выбрана автором с определенной целью: рассказать о собачьей преданности. Чанг повторил все этапы жизни своего хозяина – капитана. Вопросы и задания для анализа рассказа «Сны Чанга». 1. Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа? 2. Каковы ключевые слова текста? 3. Почему минувшее в снах Чанга выглядит необыкновенно живой, сочно окрашенной картиной? 4. Каков лейтмотив рассказа? 5. Каков итог наблюдений капитана за жизнью? Почему он неутешителен? 6. В чем состоит «третья правда » Чанга и самого автора? 7. Как можно объяснить появление в финале рассказа смутных картин: смещение сна и действительности в раздвоенном сознании человека, которого тоже подстерегает «слепая и темная», «глубоко бунтующая бездна» океана? Домашнее задание. Дать письменный ответ на вопрос: «Каким образом эти рассказы дополняют и поясняют друг друга?» Литература. 1. Сборник нормативных документов. Литература. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: « Дрофа», 2004. 2. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы / Г.И. Беленький, Ю.И. Лыссой. - М.: «Мнемозина», 3. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. - М.: «Просвещение», 1990. 4. П.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы. 5. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы. Задания. 2004. 6. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы. - Волгоград, 2004 . 7. 7. Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ.- М.: «АСТ-Астрель», 2004. 7. А.К. Бобореко. И.А.Бунин. Материалы к биографии. М., 1983. 8. Ф.А.Степун. По поводу «Митиной любви».- М.: «Русская литература», 1989. Дидактические материалы: 1. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Н.Н.Оглоблина. - М.: «Астрель», 2004. 2. Ромашина Н.Ф. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. - Волгоград: «Учитель», 2008. 3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. - М.: ACT: «Астрель», 2004. 4.Беленький Г.И. Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим». Г.И.Беленький.- М.: « Просвещение», 2000г 5.Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. – М.: « Экзамен», 2007 Мультимедийные пособия: 1. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс. 2. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 классы. 3. Презентации по литературе. Биографии писателей 18, 19, 20 веков. 4. Экранизация литературной классики. 2006.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе. Система уроков. Урок второй «Анализ рассказов «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга»» »

Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе.

Система уроков.

Урок второй «Анализ рассказов «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга»»

Рубеж веков в истории культуры всегда сложен и противоречив. Именно поэтому учителю, работая над системой уроков по творчеству И.А. Бунина , важно помнить, что его задача не просто познакомить учащихся с биографией и отдельными произведениями писателя, но и постараться естественно вписать творчество Бунина в историко-литературный контекст 20 века.

В прозе Бунина мир, изображенный с точки зрения повествователя, всегда вбирает в себя различные аспекты восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние... Поэтому часто в центре его внимания оказывается внутренняя жизнь личности, переживания которой раскрывается в многообразии деталей и признаков. Лирическая тональность, характерная для творчества Бунина, богатство изобразительных средств, поиск новых композиционных форм, бессюжетность определяют своеобразие его стиля, который оказал большое влияние на развитие русской прозы 20 века.

В школьной программе по литературе на изучение Бунина традиционно отводится 3-5часов, этого, конечно, недостаточно, чтобы понять творчество писателя в контексте его судьбы и историко-литературного процесса, но вполне достаточно, чтобы выявить приметы стиля автора, определить, хотя бы в общих чертах, общечеловеческое содержание его произведений, выполнить анализ и создать интерпретацию произведения.



Второй урок.

Анализ рассказов «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга»

Есть тайный знак, и этот знак – судьба...

И.А. Бунин

Цели.

Обсудить и проанализировать рассказы, написанные в 1914 -1916 годах.

Определить основные темы творчества писателя в данный период.

Сравнить судьбы героев рассказов, события, изображенные в произведениях, найти общее и различное в финалах рассказов.


Основные этапы урока.


Вступительное слово учителя.

По мнению исследователей, эти произведения стилистически, мировоззренчески тесно связаны и составляют своеобразную художественную трилогию.

Работа над вопросами.

1. Какой из текстов произвел на вас большее впечатление?

2. Как вы думаете, что объединяет эти рассказы? Определите основные темы рассказов.

3. Найдите сюжетно-композиционное сходство в этих рассказах (содержательная насыщенность повествования, темп, стилистика)

Первый рассказ подводит читателя к глубокой мысли о том, что безнравственные убеждения людей ведут к неизбежному наказанию. Во втором рассказе автор размышляет о том, что жизнь человека зависит от случайности, что смерть нельзя предотвратить. Третий рассказ о верности, преданности, любви и предательстве, о страхе человека перед одиночеством. Судьбы героев складываются по-разному, но финал каждого из них трагичен.


Вопросы для анализа рассказа «Братья»

1. Какое чувство возникло у вас после прочтения эпиграфа к рассказу?

2. Почему рассказ начинается с описания «ослепительно-солнечного дня», а в финале – мрак, зловещий шум океана и «бесконечное» звездное небо?

3. Кто из героев счастлив: рикша или англичанин? Почему каждый из героев желал «сладкого обмана жизни»? чего больше всего боятся герои рассказа?

4. Зачем в композицию рассказа включена легенда о вороне и слоне?

5. В чем смысл названия рассказа? Что же, по мнению писателя, есть «...жизнь Личности в мире бывания в этой вселенной»?

6. Первоначально Бунин выбрал название для рассказа «Человек». Как вы думаете, почему автор изменил название рассказа?

Мир – бездна, трясина, пучина. Впервые возникнув в рассказе «Братья», этот образ повторится в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга».

Вопросы и задания для анализа рассказа «Господин из Сан-Франциско».

1. Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа?

2. Почему господин и члены его семьи остаются безымянными, тогда как второстепенные персонажи наделены собственными именами (Лоренцо, Луиджи, Кармелла)?

3. Первоначально рассказ назывался «Смерть на Капри». Почему автор изменил название?

4. В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается? Какова рольвставного эпизода о Тиберии в финале рассказа?

5. Почему в начале и в финале рассказа океан «страшен», это разбушевавшаяся стихия, а вдень смерти господина вдруг «выглянуло солнце»?

6. Попробуйте определить музыкальные мотивы, которые организуют композиционную структуру текста. Музыкальные произведения каких композиторов вы подобрали к этому произведению?

Если в первых двух рассказах сюжет легко восстанавливается, в рассказе «Сны Чанга» событийно-бытовой план почти отсутствует. Рассказ представляется одним из самых зашифрованных. Необычная форма повествования выбрана автором с определенной целью: рассказать о собачьей преданности. Чанг повторил все этапы жизни своего хозяина – капитана.

Вопросы и задания для анализа рассказа «Сны Чанга».

1. Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа?

2. Каковы ключевые слова текста?

3. Почему минувшее в снах Чанга выглядит необыкновенно живой, сочно окрашенной картиной?

4. Каков лейтмотив рассказа?

5. Каков итог наблюдений капитана за жизнью? Почему он неутешителен?

6. В чем состоит «третья правда » Чанга и самого автора?

7. Как можно объяснить появление в финале рассказа смутных картин: смещение сна и действительности в раздвоенном сознании человека, которого тоже подстерегает «слепая и темная», «глубоко бунтующая бездна» океана?

Домашнее задание.

Дать письменный ответ на вопрос: «Каким образом эти рассказы дополняют и поясняют друг друга?»


Литература.

1. Сборник нормативных документов. Литература. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: « Дрофа», 2004.

2. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы / Г.И. Беленький, Ю.И. Лыссой. - М.: «Мнемозина», 3. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. - М.: «Просвещение», 1990.

4. П.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.

5. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы. Задания. 2004.

6. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы. - Волгоград, 2004 . 7. 7. Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ.- М.: «АСТ-Астрель», 2004.

7. А.К. Бобореко. И.А.Бунин. Материалы к биографии. М., 1983.

8. Ф.А.Степун. По поводу «Митиной любви».- М.: «Русская литература», 1989.

Дидактические материалы:

1. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Н.Н.Оглоблина. - М.: «Астрель», 2004.

2. Ромашина Н.Ф. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. - Волгоград: «Учитель», 2008.

3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. - М.: ACT: «Астрель», 2004.

4.Беленький Г.И. Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим». Г.И.Беленький.- М.: « Просвещение», 2000г

5.Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. – М.: « Экзамен», 2007


Мультимедийные пособия:

1. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс.

2. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 классы.

3. Презентации по литературе. Биографии писателей 18, 19, 20 веков.

4. Экранизация литературной классики.

2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Сидорова Ольга Николаевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144090


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства