Урок по теме: Иван Алексеевич Бунин. Биография. Творчество.
Урок по теме: Иван Алексеевич Бунин. Биография. Творчество.
Данный урок знакомит учащихся с биографией и творчеством великого русского писателя, первого нобелевского лауреата в области литературы И.А.Бунина.
Чтение и анализ одного из рассказов писателя (а именно рассказа «Господин из Сан-Франциско») заставляет учащихся задуматься о смысле человеческой жизни, о ценности этой жизни для посторонних людей. Умение размышлять, точно и понятно излагать свои мысли, аргументировать своё отношение к проблеме – вот главная цель подобных уроков.
Урок включает в себя:
Введение в урок (воспоминания из личных записей писателя);
Биография И.А.Бунина;
3. Работа над рассказом «Господин из Сан-Франциско» (история создания, тема, проблема рассказа, работа над заданными вопросами);
Самостоятельная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Иван Алексеевич Бунин. Биография. Творчество. »
Тема: Иван Алексеевич Бунин. Биография. Творчество. (1870—1953)
Цель урока:
1. Познакомиться с биографией русского писателя, нобелевского лауреата в области литературы И.А.Бунина;
2. Чтение и анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско»; обозначение проблемы, поднятой писателем в своём творчестве.
Умру – и всё ж останусь в этом мире,
Как часть его великой, вечной жизни…
И.Бунин
1. Введение в урок. 1) Воспоминания из личных записей:«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский...— писал Бунин в предисловии к французскому изданию рассказа «Господин из Сан-Франциско»,— Все предки мои были связаны с народом и с землей, были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари, в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, где, благодаря этому, образовался богатейшийрусский языки откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Гордость за свою родословную, дворянский быт и культуру, специфика уклада целого социального пласта, безвозвратно смытого временем в «летейски воды»,— все это повлияло на «жизненный состав» писателя. «Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы»,— вспоминал Бунин. Хлеба, подступавшие летом к самым порогам; крестьянские песни и предания; рассказы отца, участвовавшего — точно в древности — с собственным ополчением в Севастопольской обороне 1853—1855 гг.; «дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяновых корешках»,— все было Россией. Затухающие традиции «усадебной культуры» именно в творчестве Бунина сказались особенно явно. Отсюда, из памяти детства и отрочества, вышли «Антоновские яблоки» (1900), повесть «Суходол» (1911), первые главы романа «Жизнь Арсеньева» (1930).
2) Традиции русской классики
Уже в пору отрочества Бунин возымел непреклонное желание стать не кем-нибудь, а «вторым Пушкиным и Лермонтовым». Он чувствовал в себе как бы особое «право» на них. В эмиграции, в далеком Грассе с юношеской горячностью восклицал: «Это я должен был бы написать «роман» о Пушкине! Разве кто-нибудь другой может так почувствовать? Вот это наше, мое, родное...» Бунин видит в Пушкине (как и позднее в Льве Толстом) часть России, живую и от нее неотделимую. Отвечая на вопрос, каково было воздействие на него Пушкина, Бунин размышлял: «Когда он вошел в меня, когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил ее небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной — и так особенно — с самого начала моей жизни».
2. Биография И.А.Бунина в презентации (1).
Работа над рассказом «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ появился в печати в 1915 г. Первоначальное название «Смерть на Капри»
В основе сюжета – история последних месяцев жизни богатого американца.
Читаем и отвечаем на вопросы: - назовите имена главных героев;
- название корабля, на котором совершается плавание;
- причина путешествия;
- когда начинается и заканчивается путешествие, запланированное на два года? ( начинается в конце ноября, заканчивается в предрождественскую неделю декабря)
- что заставило семейство господина из С.-Ф покинуть Неаполь?
- В чем провинился главный герой перед другими проживающими в отеле на Капри?
Работа с текстом после прочтения // презентация (2):
- Почему никто не знал имени главного героя?(собирательный образ, власть денег)
- В чем особенность описания внешности господина? (есть описание одежды, лица, золотых коронок на зубах, не показывает глаза – зеркало души человека; глаза у г. появляются только в момент смерти)
- Для чего так подробно автор говорит о цели и о прошлой жизни господина? (не жил, а лишь существовал)
- На что обращает внимание автор в описании корабля? (размеренная жизнь сводится к развлечениям и еде: «…в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего этого существования…»)
- Что противопоставляется этой «жизни – существованию»? (жизнь природы – океан)
- Почему герой так и не получил имени? (тогда как даже эпизодические персонажи рассказа имеют имена) ( имя – знак живого человека, а господин мертв при жизни)
4. Самостоятельная работа по рассказу «Господин из Сан-Франциско»
1. Почему у Г из С-Ф не было имени?
2. Сколько по времени должна была занять вся поездка? Сколько заняла реально? (2 года, месяц)
3. Почему главный герой был уверен, что имеет полное право на отличный отдых?
4. Какие страны (города) планировались для посещения? (Ницца, Япония, Египет, Палестина, Константинополь, Рим, Париж, Венеция…)
5. В чем особенность описания внешности господина?(есть описание одежды, лица, золотых коронок на зубах, не показывает глаза – зеркало души человека; глаза у г. появляются только в момент смерти)
6. Назовите основные развлечения представителей светского общества во время путешествия.
7. В чем провинился главный герой перед другими проживающими в отеле на Капри?
8. Почему хозяин отеля наотрез отказался перенести тело Г из С-Ф в апартаменты?
9. Как И.А.Бунин сумел показать «незыблемость» жизни? (корабль – бал – гроб в трюме)
10. В чем проявляется кольцевая композиция данного рассказа?
Домашнее задание: Ответить (письменно) на вопрос: «Чему учит нас Бунин в своем рассказе?»