kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. Бунин. Темные аллеи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: И.А. Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи».

Цель:

1. Расширить знания учеников о И.А. Бунине.

2. Познакомить с историей создания рассказа «Тёмные аллеи».

3. Развивать умение внимательно слушать товарища и оценивать его выступление.

4. Развивать умение анализировать текст.

4. Работать над расширением словаря.

5. Совершенствовать связную речь учащихся.

6. Развивать слуховое и слухозрительное восприятие, контролировать произношение учащихся.

7. Воспитывать интерес к творчеству И.А. Бунина.

Оборудование:

Портрет И.А. Бунина; портреты членов его семьи; выставка его произведений; иллюстрации к произведению; компьютер; интерактивная доска; презентация по творчеству Бунина; схема; оценочные карты.

 

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Фразы на слухо – зрительное восприятие:

– Какое сегодня число?

– Какой сейчас урок?

 

2. Фонетическая зарядка

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели,

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели…

Кругом шиповник алый цвёл,

Стояла тёмных лип аллея…

Словарная работа

Шиповник – дикая роза – олицетворяет любовь, где зачастую правят балом  расчеты и предрассудки.

Предрассудки – ложный взгляд на что-то.

3. Знакомство с планом урока

Давайте познакомимся с планом урока. План урока на доске.

План урока

1. Сообщения:

а) биография И.А. Бунина

б) история создания рассказа  «Темные аллеи»

2. Сюжет рассказа

II. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

- Должны были подготовить сообщения по творчеству И.А. Бунина.

- Должны были внимательно прочитать рассказ «Тёмные аллеи».

III. Основная часть

1. Слово учителя

Иван Алексеевич Бунин русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, почетный академик Петербургской Академии наук, лауреат Нобелевской премии. Нобелевская премия, названная в честь ее учредителя – шведского инженера – химика Альфреда Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901 года за выдающиеся работы в области физики, химии, медицины, экономики, за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира. Бунин получил эту премию за  автобиографический роман  «Жизнь Арсеньева» в 1933 году. У него есть повести, рассказы, сборники стихотворений, мемуары, новеллы.

 

Слайд №1

Словарная работа.

Мемуары – воспоминания, литературное повествование  о событиях, о людях.

Новелла – разновидность рассказа со строгим сюжетом.

– А какие произведения Бунина вам известны?

2. Выступления учеников с сообщениями

Давайте послушаем выступления ваших товарищей с заранее подготовленными сообщениями о Бунине. Слушайте внимательно, если возникнут вопросы, зададите после выступлений.

 

Слайды № 2- 15

Словарная работа

Эмигрировал – переселился из своего Отечества в другую страну.

3.Физминутка

Упражнения для глаз.

4.Сюжет рассказа «Тёмные аллеи».

Словарная работа

Сюжет – последовательность событий.

Вы узнали, что стихотворение Николая Платоновича Огарева «Обыкновенная повесть» побудило Бунина к созданию данного произведения. На доске рисунок к стихотворению.

 

Слайд №16

– О чем это небольшое произведение Бунина? (О любви, о встрече, о жизни двух людей).

– Назовите  главных героев (Надежда, Николай Алексеевич).

– Что такое эпитет?

Словарная работа

Эпитетобразное, художественное определение, характеризующее героев.

Какие эпитеты использует автор для описания героев? (Надежда чернобровая, темноволосая, еще красивая не по возрасту женщина, полная, с большими грудями, с треугольным животом, ноги в красных туфлях. Николай Алексеевич чернобровый, но с белыми усами; подбородок у него пробрит).

– Кто кратко перескажет произведение?

 

Для  пересказа используется схема, где выделены эпизоды в хронологической последовательности.

______________________________________________________________________

    Любовь,                семейная жизнь               встреча на почтовой      отъезд

  расставание        Николая Алексеевича               станции

                                                                                    

Автор выбрал только скупые факты: любовь, возникшая 30 лет тому назад, встреча на станции, семейная жизнь Николая Алексеевича, о которой он поведал Надежде в пяти предложениях.  Найдите в тексте эти предложения.

– Только ли эти события были в жизни сорокавосьмилетней Надежды и шестидесятилетнего Николая Алексеевича? (Нет).

Но почему писатель выбрал именно их? (Они были главными в судьбе героев).

–  Чем является любовь для Николая Алексеевича? (прочитать «Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а волшебные!»).

А для Надежды? (прочитать «Сколько ни проходило времени, все одним жила»).

– Как вы думаете, почему наши герои расстались 30 лет тому назад? (Причина – социальное неравенство. Он был богатым, а она -  служанкой).

Центральное место отведено диалогу. Давайте, прочитаем его.  Два ученика у доски.

– Замужем, говоришь, не была?

– Нет, не была.

– Почему? При такой красоте, которую ты имела?

– Не могла я этого сделать.

– Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?... до  другое дело.

Как ведут себя герои при встречи? (В поведении Николая Алексеевича чувствуется волнение. Слова автора передают его психологическое состояние: «быстро выпрямился, раскрыл глаза», «сказал торопливо», «он встал и решительно заходил по горнице», «забормотал», «поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся», «сказал он, качая головой»).

– Как  держится героиня?  (Спокойно. Надежда серьезна, она «застыла», «жизнь сердца» замерла после рокового расставания и «пульс» не прослушивается даже спустя долгие годы.)

Как вы думаете, герою стыдно? Чувствует ли он угрызение совести? (Н.А. чувствует вину, ему стыдно в душе. Он даже заплакал, отвернувшись к окну, пытаясь скрыть «слабость», а потом, уже не стесняясь, «и, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил: «Лишь бы меня Бог простил. А ты, видно, простила»).

Но простила ли его Надежда? (Нет. Ее не тронули слезы Н.А.)

Что она сказала? (прочитать «Нет, Н.А., не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла… простить мне вас нельзя!»).

Наказан ли судьбой Н.А.?(Да. Никогда он не был счастлив в жизни).

Какое признание сделал Н.А. перед отъездом? (прочитать «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни»)

Оценила ли это признание Надежда? (Да. Она поцеловала руку у него. А в ответ он поцеловал у нее)

Имеет ли смысл данный эпизод? (Восстановлена нить, связующая тех двоих, что предназначены друг другу судьбой. Не важно, что они расстанутся вновь. Между ними есть связь.)

Какую роль сыграла нежданная встреча в жизни Н.А.? (Встреча заставила его задуматься о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги)

– Чем заканчивается рассказ? (Рассуждениями героя: «Но, Боже мой, что же было бы дальше, что если я…»).

Вам рассказ понравился?

– Чему учит рассказ? (Надо быть ответственным за свои поступки)

IV. Заключительная часть.

1.                Рефлексия

Раздаются оценочные карты.

2. Домашнее задание

1.Знать биографию Бунина.

2.Краткий пересказ содержания «Темных аллей».

3.Оценки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И. Бунин. Темные аллеи. »

«Он баснями себя прославил»

На литературный вечер, посвященный Ивану Андреевичу Крылову,

приглашает Назарова Н.С., учитель русского языка и литературы в школе-интернате I вида г. Стерлитамак.


Слайд 1. Портрет И.А. Крылова.

240 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова

(1769 – 2009)


  1. Вступительное слово учителя.

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырёхугольной площадке, окружённой со всех сторон кустарником, стоит памятник. Слайд 2

Это памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным.

Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен.

О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё нелёгкое детство?

Ведущий ученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года, в семье армейского офицера, который дослужился до капитанского чина из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Крылов был очень музыкален и быстро научился игре на скрипке. Когда ему было 10 лет, умер его отец. Ване пришлось в 11 лет поступить на службу в Тверской губернский суд – подканцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с бумагами, чинил гусиные перья, которые в то время использовались для письма.

Слайд 3 Портрет И.А. Крылова – подканцеляриста

Потихоньку читал книги, которые остались от отца. Это были и арабские сказки, произведения русских писателей, басни, стихи.

Позже семья – Крылов с матерью и младшим братом – перебралась в Петербург. Иван много читал, выучил французский, итальянский, греческий языки.

Свою литературную деятельность Крылов начал как драматург. Им написано 13 пьес, они ставились в театре. Басни начал писать в 37 лет. Они сразу всем понравились.

Иван Андреевич прожил долгую жизнь, он умер на 76-м году жизни и написал более 200 басен.

Учитель: - Что такое басня?

Слайд 4 Басня – это стихотворное или прозаическое литературное произведение сатирического характера, в начале или конце которого обычно содержится краткое нравоучительное поучение – мораль. Повествование басни иносказательно. Его героями могут быть человек, животные, птицы, предметы.

Ведущая ученица:

В первой половине 19 века одним из самых читаемых в России был Иван Андреевич Крылов. Басни его расходились десятками тысяч экземпляров – тиражи по тому времени неслыханные. Басни Крылова являются самым значительным достижением русской литературы. В них сочетаются суровая правда с глубокой мыслью и живописностью языка. Краткие и меткие крыловские изречения давно перешли в пословицы и поговорки, стали народным достоянием еще при жизни баснописца. Издание каждой новой книги басен становилось событием в культурной жизни страны.

Ведущий ученик: Иван Андреевич Крылов был необыкновенной личностью. Даже те современники, кто не разделял общего восхищения его баснями, отдавали должное обширному уму и оригинальному острословию великого баснописца.

Ведущая ученица: «В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно саркастическою насмешливостью; с его природной верностью взгляда на предметы и способностью коротко, ясно и вместе с тем кудряво выражаться», писал про него В. Г. Белинский.

Ведущий учитель: - Какие басни Крылова вам известны?

- Давайте ответим на вопросы литературной викторины по басням Крылова.

Презентация «Своей игры» по басням Ивана Андреевича Крылова.

Ведущий учитель: -А сейчас посмотрим инсценировки басен Крылова.

Несколько классов заранее готовят инсценировку басен.

Ведущий учитель: - Пришло время решить кроссворд «И.А. Крылов»

Слайд 5

Кроссворд зрители решают вместе

Ведущий учитель: Многие фразы из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами. Вот некоторые из них:

Слайд 6

«Да только воз и ныне там»

«У сильного всегда бессильный виноват»

«Сильнее кошки зверя нет»

Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рассуждениями:

Слайд 7

«Видит око, да зуб неймёт»

«Ворона в павлиньих перьях»

«Попрыгунья стрекоза»

«Тришкин кафтан»

«Мартышкин труд»

«Медвежья услуга»

«А ларчик просто открывался»

«А Васька слушает, да ест»

Ведущий учитель: Наша литературная встреча подошла к концу, мы с вами прощаемся и надеемся, что вы ещё не раз обратитесь к книгам И.А. Крылова, перечитаете его басни и поразмышляете над ними.

- А сейчас награждение победителей разных конкурсов, олимпиады.

Награждение активных участников декадника, подарки на память

Это грамоты, книги И.А. Крылова, листовки- раскраски, закладки с изображением героев басен И.А. Крылова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
И. Бунин. Темные аллеи.

Автор: Назарова Насима Сафаргалиевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе  Система уроков  Урок третий «Книга И.А.Бунина «Темные аллеи»» "
    ["seo_title"] => string(111) "izuchieniie-tvorchiestva-i-a-bunina-v-11-klassie-sistiema-urokov-urok-trietii-knigha-i-a-bunina-tiemnyie-alliei"
    ["file_id"] => string(6) "144096"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418653772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Технологическая карта урока литературы в 11 классе "И.А.Бунин. Цикл рассказов "Темные аллеи""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_literatury_v_11_klasse_i_a_bunin_tsikl_rasskazov_"
    ["file_id"] => string(6) "512638"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559080315"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Проверочная работа по рассказам И.А.Бунина из цикла "Темные аллеи""
    ["seo_title"] => string(67) "proverochnaia_rabota_po_rasskazam_i_a_bunina_iz_tsikla_temnye_allei"
    ["file_id"] => string(6) "632694"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1685392456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация для урока литературы "Темные аллеи" Бунин"
    ["seo_title"] => string(54) "prezentatsiia_dlia_uroka_literatury_temnye_allei_bunin"
    ["file_id"] => string(6) "515957"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1561449530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства