Тема: И.А. Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи».
Цель:
1. Расширить знания учеников о И.А. Бунине.
2. Познакомить с историей создания рассказа «Тёмные аллеи».
3. Развивать умение внимательно слушать товарища и оценивать его выступление.
4. Развивать умение анализировать текст.
4. Работать над расширением словаря.
5. Совершенствовать связную речь учащихся.
6. Развивать слуховое и слухозрительное восприятие, контролировать произношение учащихся.
7. Воспитывать интерес к творчеству И.А. Бунина.
Оборудование:
Портрет И.А. Бунина; портреты членов его семьи; выставка его произведений; иллюстрации к произведению; компьютер; интерактивная доска; презентация по творчеству Бунина; схема; оценочные карты.
I. Вводная часть
1. Организационный момент
Фразы на слухо – зрительное восприятие:
– Какое сегодня число?
– Какой сейчас урок?
2. Фонетическая зарядка
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвёл,
Стояла тёмных лип аллея…
Словарная работа
Шиповник – дикая роза – олицетворяет любовь, где зачастую правят балом расчеты и предрассудки.
Предрассудки – ложный взгляд на что-то.
3. Знакомство с планом урока
Давайте познакомимся с планом урока. План урока на доске.
План урока
1. Сообщения:
а) биография И.А. Бунина
б) история создания рассказа «Темные аллеи»
2. Сюжет рассказа
II. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Должны были подготовить сообщения по творчеству И.А. Бунина.
- Должны были внимательно прочитать рассказ «Тёмные аллеи».
III. Основная часть
1. Слово учителя
Иван Алексеевич Бунин русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, почетный академик Петербургской Академии наук, лауреат Нобелевской премии. Нобелевская премия, названная в честь ее учредителя – шведского инженера – химика Альфреда Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901 года за выдающиеся работы в области физики, химии, медицины, экономики, за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира. Бунин получил эту премию за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» в 1933 году. У него есть повести, рассказы, сборники стихотворений, мемуары, новеллы.
Слайд №1
Словарная работа.
Мемуары – воспоминания, литературное повествование о событиях, о людях.
Новелла – разновидность рассказа со строгим сюжетом.
– А какие произведения Бунина вам известны?
2. Выступления учеников с сообщениями
Давайте послушаем выступления ваших товарищей с заранее подготовленными сообщениями о Бунине. Слушайте внимательно, если возникнут вопросы, зададите после выступлений.
Слайды № 2- 15
Словарная работа
Эмигрировал – переселился из своего Отечества в другую страну.
3.Физминутка
Упражнения для глаз.
4.Сюжет рассказа «Тёмные аллеи».
Словарная работа
Сюжет – последовательность событий.
Вы узнали, что стихотворение Николая Платоновича Огарева «Обыкновенная повесть» побудило Бунина к созданию данного произведения. На доске рисунок к стихотворению.
Слайд №16
– О чем это небольшое произведение Бунина? (О любви, о встрече, о жизни двух людей).
– Назовите главных героев (Надежда, Николай Алексеевич).
– Что такое эпитет?
Словарная работа
Эпитет – образное, художественное определение, характеризующее героев.
– Какие эпитеты использует автор для описания героев? (Надежда чернобровая, темноволосая, еще красивая не по возрасту женщина, полная, с большими грудями, с треугольным животом, ноги в красных туфлях. Николай Алексеевич чернобровый, но с белыми усами; подбородок у него пробрит).
– Кто кратко перескажет произведение?
Для пересказа используется схема, где выделены эпизоды в хронологической последовательности.
______________________________________________________________________
Любовь, семейная жизнь встреча на почтовой отъезд
расставание Николая Алексеевича станции
Автор выбрал только скупые факты: любовь, возникшая 30 лет тому назад, встреча на станции, семейная жизнь Николая Алексеевича, о которой он поведал Надежде в пяти предложениях. Найдите в тексте эти предложения.
– Только ли эти события были в жизни сорокавосьмилетней Надежды и шестидесятилетнего Николая Алексеевича? (Нет).
– Но почему писатель выбрал именно их? (Они были главными в судьбе героев).
– Чем является любовь для Николая Алексеевича? (прочитать «Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а волшебные!»).
– А для Надежды? (прочитать «Сколько ни проходило времени, все одним жила»).
– Как вы думаете, почему наши герои расстались 30 лет тому назад? (Причина – социальное неравенство. Он был богатым, а она - служанкой).
Центральное место отведено диалогу. Давайте, прочитаем его. Два ученика у доски.
– Замужем, говоришь, не была?
– Нет, не была.
– Почему? При такой красоте, которую ты имела?
– Не могла я этого сделать.
– Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?... до другое дело.
– Как ведут себя герои при встречи? (В поведении Николая Алексеевича чувствуется волнение. Слова автора передают его психологическое состояние: «быстро выпрямился, раскрыл глаза», «сказал торопливо», «он встал и решительно заходил по горнице», «забормотал», «поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся», «сказал он, качая головой»).
– Как держится героиня? (Спокойно. Надежда серьезна, она «застыла», «жизнь сердца» замерла после рокового расставания и «пульс» не прослушивается даже спустя долгие годы.)
– Как вы думаете, герою стыдно? Чувствует ли он угрызение совести? (Н.А. чувствует вину, ему стыдно в душе. Он даже заплакал, отвернувшись к окну, пытаясь скрыть «слабость», а потом, уже не стесняясь, «и, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил: «Лишь бы меня Бог простил. А ты, видно, простила»).
– Но простила ли его Надежда? (Нет. Ее не тронули слезы Н.А.)
– Что она сказала? (прочитать «Нет, Н.А., не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла… простить мне вас нельзя!»).
– Наказан ли судьбой Н.А.?(Да. Никогда он не был счастлив в жизни).
– Какое признание сделал Н.А. перед отъездом? (прочитать «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни»)
– Оценила ли это признание Надежда? (Да. Она поцеловала руку у него. А в ответ он поцеловал у нее)
– Имеет ли смысл данный эпизод? (Восстановлена нить, связующая тех двоих, что предназначены друг другу судьбой. Не важно, что они расстанутся вновь. Между ними есть связь.)
– Какую роль сыграла нежданная встреча в жизни Н.А.? (Встреча заставила его задуматься о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги)
– Чем заканчивается рассказ? (Рассуждениями героя: «Но, Боже мой, что же было бы дальше, что если я…»).
– Вам рассказ понравился?
– Чему учит рассказ? (Надо быть ответственным за свои поступки)
IV. Заключительная часть.
1. Рефлексия
Раздаются оценочные карты.
2. Домашнее задание
1.Знать биографию Бунина.
2.Краткий пересказ содержания «Темных аллей».
3.Оценки