kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Где живёт красота?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный урок "Где живёт красота?"  затрагивает проблемы понимания детьми красоты внешней и внутренней, красоты художественного слова, красоты поэзии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Где живёт красота?»


МБОУ «СОШ №33 г. Новопавловска»

Диденко Екатерина Валерьевна


ТЕМА УРОКА: ГДЕ ЖИВЁТ КРАСОТА?


Цели урока:

Метапредметная - формирование мировоззренческой компетенции по отношению к окружающему миру;

Образовательная - знакомство с образцами французской и китайской поэзии, с произведением В.В.Вересаева, знакомство с процессом создания художественного произведения;

Развивающая - развивать умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, продолжать развивать устную речь, умение слушать;

Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе, высказывать своё мнение, умение слушать.


Тип урока: урок может быть использован в 10-11 классах как обобщающий в конце четверти или после темы, связанной с поэзией; как мероприятие, включающее воспитательную работу и внеклассную.


Методы и приёмы: сравнение текстов, схематизация понятий, дедуктивный метод и индуктивный методы, беседа, ИКТ, раздаточный материал.

Ход урока:

1.Приветствие.

2.Звучит музыка Сергея Рахманинова «Концерт для фортипиано с оркестром. Часть 1», на экране видеоряд из ярких фотографий природы.

3.Беседа с ребятами о том, понравилось ли им то, что они увидели и услышали, что они называют красотой? А всегда ли, когда они выходят на улицу, они видят или чувствуют красоту? (ответы бывают самые разные, но в числе первых можно услышать, что красота-это природа, ведь ее мы только что видели на слайдах)

А как, ребята, на вас действует красота? (звучат, в основном, только положительные ответы, но иногда можно услышать и мнение, что красота вызывает грусть, печаль)

4.Я думаю, что вы не одиноки. Красота всегда имела огромное влияние на человека, вызывала бурю эмоций, дарила ощущение прозрения и вдохновение.

Сейчас мы проследим, как красота действует на тех, кто является ее "проводником" - на поэтов. То, что они создают под действием увиденного и услышанного, тоже нечто прекрасное. Но это нельзя увидеть, это нужно суметь понять. Мы будем говорить о красоте художественного слова.

Я предлагаю вам сравнить ощущение красоты разными поэтами и даже в разных культурах. Перед вами два текста. Первый принадлежит китайскому поэту Чжан Цзюлиню, жившему в 6-7 веках, второй- Шарлю Бодлеру, французскому поэту 19 века.



Блаженство

Весной листья орхидеи ниспадают, словно волосы. Летняя луна скользит по небу особенно легко. Осенью коричневые цветы белы. Зимой звучат стихи возле лампы.

Я совершенно доволен моей жизнью. Порою мне хватает того, что смотрю на камень или слушаю ветер.

Нет, я не влюбленный. Цветок не станет ароматнее, если его сорвет красавица.

Чжан Цзюлинь (673 – 740)



Исповедь души художника

Как пронзают душу умирающие осенние дни! Ах! пронзают до боли; ибо есть упоительные ощущения, самая неясность которых не убавляет их силы; и нет острия более колкого, чем острие Бесконечности.

Какое огромное наслаждение - погрузить взгляд в необъятный простор неба и моря! Одиночество, тишина, ни с чем не сравнимая ясность лазури! Маленький парус, дрожащий на горизонте, что в своей крохотности и затерянности схож с моим непоправимым существованием, монотонная мелодия прибоя, - обо всех этих вещах я мыслю, или они мыслят мной (ибо в огромном пространстве грез "я" теряется мгновенно); они мыслят, говорю я, но эти мысли звучат музыкой и расцвечиваются яркими красками, свободные от словесных хитросплетений, силлогизмов и умозаключений…

Шарль Бодлер (1821 – 1867)



Ребята внимательно читают тексты, а затем отвечают на вопросы учителя:

  • Что такое красота в этих текстах – отвлечённая категория или что-то понятное, близкое?

  • Одиночество лирического героя. Радость или печаль оно вызывает?

  • Как поэты относятся к окружающему миру?

  • Каково эмоциональное восприятие красоты поэтами?

  • Каковы отношения лирического героя и пространства?

Ответы учащиеся должны найти в текстах и записать их в таблицу, которую раздаёт учитель. Получается примерно следующее:





«Блаженство»

«Исповедь души художника»


11

Олицетворение природы

«…словно волосы», «…скользит» (возможно, красота связана с образом девушки)

«…умирающие осенние дни», «…они мыслят, говорю я»


22

Одиночество лирического героя

« Нет, я не влюблённый»

«Одиночество, тишина, ни с чем не сравнимая ясность лазури!»


33

Отношение лирического героя к окружающему миру

«Я совершенно доволен своей жизнью»


«…упоительные ощущения»


44

Эмоциональность восприятия красоты лирическим героем

«Порой мне хватает того, что смотрю на камень или слушаю ветер»

«Ах! пронзают до боли!»

«…какое огромное наслаждение…»


55

Лирический герой и пространство

«…скользит по небу особенно легко» (луна, т.е. взгляд героя)

«В огромном пространстве грёз «я» теряется мгновенно»


5. На чем же строится ощущение красоты в произведениях этих авторов? (красота живая, им нравится одиночество, они наслаждаются им, Я растворяется в пространстве, чуткое восприятие действительности, наслаждаются тем, что их окружает). На экране высвечиваются постепенно обобщённые ответы ребят:


Гармония «я» и окружающего мира +

Романтика одиночества +

«я» и пространство +

Острота восприятия мира +

Олицетворение красоты +

_____________________________

Ощущение красоты

6. Мы попытались разобрать, из каких моментов состоит ощущение красоты двух поэтов, но помните, что красота, по словам Камю, это «вечность, длящаяся мгновение», что её нельзя удержать рукой, схематизировать. Как же ее уловить? Как суметь увидеть мир как дар? Ответ нам даст одна из лучших китайских притч «О Чудесном Коне», написанная поэтом Лецзы в 4 веке до нашей эры (обычно ребята очень быстро улавливают главную мысль китайской притчи - красота не во внешних достоинствах, красота «внутри» человека, и ощутить красоту можно только «духом», развив в себе особое восприятие):


Циньский император Му-Гун вызвал к себе своего конюха Бо-Лэ и сказал:

- Годы твои уже не малые. Нет ли в твоем роду кого-нибудь, кто мог бы служить мне вместо тебя?

- У сыновей моих, Вашего слуги, есть способности к этому делу, но они не достигают высшей степени. Они сумеют найти хорошего коня, но им не под силу найти превосходного коня. Ведь хорошего коня узнают по его стати, по костяку и мускулам. У превосходного же коня все это то ли угасло, то ли скрыто, то ли утрачено, то ли забылось. Такой конь мчится, не поднимая пыли и не оставляя следов. Однако есть у меня друг, по имени Цзю-Фан-Гао, торговец хворостом, - он не хуже моего знает толк в лошадях. Призови его к себе.

Император так и сделал, и, чтобы испытать Цзю-Фан-Гао, вскоре отправил его на поиски коня. Спустя три месяца тот вернулся и доложил:

- Отыскал. Лошадь находится на конюшне твоего вассала в Шао.

- А какая это лошадь? - спросил император.

- Гнедая кобыла, - был ответ.

Однако,когда послали за лошадью, оказалось, что это вороной жеребец. Император в неудовольствии вызвал к себе Бо-Лэ.

- Друг твой, которому я поручил найти коня, совсем осрамился. Он не сумел отличить жеребца от кобылы. И что он может понимать в лошадях, если даже масть назвать не сумел?

Бо-Лэ вздохнул с глубоким облегчением:

- Неужели он и вправду достиг этого? – воскликнул он. - Тогда он стоит десяти тысяч таких, как я. Ибо то, что он видит, это мельчайшие семена природы. Он проникает сразу в сущность и не замечает поверхностного, весь во внутреннем, он предал забвению внешнее. Он умеет видеть то, что нужно видеть, и не замечает ненужного. Он смотрит туда, куда следует смотреть, и пренебрегает тем, на что смотреть не стоит. Мудрость Гао столь велика, что он мог бы судить и о более важных вещах, чем достоинства лошадей.

Когда привели коня, оказалось, что он поистине не имеет себе равных.

Лецзы (IV век до н. э.)


7. В русской литературе есть созвучное китайской притче произведение – это сказка В.В.Вересаева «Состязание». Я хочу вам ее рассказать:


Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задание cпособен только Дважды-Венчанный – на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некий страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

…состязание на картину, изображающую красоту ЖЕНЩИНЫ. Картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтобы каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость. Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина окажется достойною украсить собою лучшую площадь великого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя – Трижды-Венчанный”.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатленную в женском образе

- Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золотистые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но подумай: та ли это красота, которая может повергнуть перед собою мир?

- Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, – восторженно сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потуплено стоявшей в горячей тени виноградных лоз?

Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные глаза, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но в них ничего особенного… Как слепы влюбленные.

Дважды-Венчанный взглянул на мрачные, утонувшие в тени горы. Взглянул – и вскочил на ноги быстро, как юноша. С предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в венке из фиалок. И сотряслась душа художника до самых глубин, и сразу, без колебаний, без вопросов, с ликованием воскликнула душа:

- Это – она!

Дважды-Венчанный упал на колени и в молитвенном восторге простер руки к светозарной деве.

Настал месяц винограда. Площадь Красоты, как море, шумела народом. В глубине площади возвышались два огромных, одинаковой величины прямоугольника, завешанных полотном. Возле одного стоял Дважды-Венчанный, возле другого – Единорог. Толпа с обожанием смотрела на уверенное, сурово-спокойное лицо Дважды-Венчанного и посмеивалась, глядя на бледное под загаром лицо красавца Единорога.

Божественно-спокойная, стояла дева и смотрела на толпу большими глазами, ясными, как утреннее небо после грозы. Никто никогда еще не видел в мире такой красоты. Она слепила взгляд, хотелось прикрыть глаза, как от солнца, только что вышедшего из моря. Но падала рука, не дошедши до глаз, потому что не могли глаза оторваться от созерцания. А когда отрывались и смотрели по сторонам, было с ними, как после взгляда на солнце, только что вышедшего из моря: все вокруг казалось темным и смутным.

Старый погонщик мулов с брюзгливым лицом и щетиной на подбородке искоса оглядывал свою старуху: была она жирная, с отвислым подбородком и огромной грудью, с лицом, красным от кухонного чада. Взглянул он опять на Фиалковенчанную и опять на жену. Больно ущемила тоска по красоте его жестокое, как подошва, сердце; и страшно стало ему, с кем суждено проводить ему трудную, серую жизнь.

Ропот недоумения и негодования прошел по площади. На скамье, охватив колено руками, подавшись лицом вперед, сидела и смотрела на толпу – Зорька! Люди не верили глазам и не верили, чтоб до такой наглости мог дойти Единорог. Да, Зорька! Та самая Зорька, что по утрам возвращается с рынка, неся в корзине полдесятка кефалий, пучки чесноку и петрушки, та самая Зорька, что мотыжит за городом свой виноградник и по вечерам доит на дворике коз. Сидит, охватив колено руками, и смотрит на толпу. За нею – полуоблупившаяся стена хижины и косяк дверей, над головою – виноградные листья. Красные по краям, – меж них – тяжелые сизые гроздья, а вокруг нее – горячая, напоенная солнцем тень.

Как будто солнце взошло над площадью. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял все кругом. Вспомнились каждому лучшие минуты его любви. Тем же светом, что сиял в Зорьке, светилось вдруг преобразившееся лицо его возлюбленной в часы тайных встреч…

Прояснилось лицо старого брюзги погонщика, взглянул он на свою старуху, и улыбнулся, и толкнул ее сухим локтем в жирный бок.

- А помнишь, старуха… Гы-гы! У водопоя-то? Ты поила коз, а я перепрыгнул через плетень… Молодой месяц стоял над горой, цвели дикие сливы…

И, застенчиво улыбнувшись, взглянули на него с оплывшего, багрового лица знакомые, милые, давно забытые глаза, и осветилось это лицо отблеском того вечного света, который шел от Зорьки. Погонщик хихикал и грязною рукою вытирал слезы на гноящихся своих глазах. И казалось ему, – не умел он ценить того, что у него было, и по собственной вине сделал свою жизнь серою и безрадостною. Это был он, который первым крикнул на всю площадь:

- Да будет Единорог Трижды-Венчанным!


8. Так где же, ребята, искать красоту? Где она живая, близкая, родная и вечная одновременно? (Эти вопросы могут остаться без ответа. Сказка Вересаева действует на ребят потрясающе, глубина повествования заставляет их о многом задуматься. Первые минуты после услышанного они молчат)


9. Снова звучит музыка Рахманинова, на экране видеоряд из тех же ярких фотографий природы. Звучит последний вопрос учителя « Угадали ли ребята, что это за картины?» (иногда ребята догадываются, что все фотографии, которые они видят, это изображения их родного Ставропольского края)

10. Итог урока можно не подводить. Гораздо уместнее посидеть в молчании. Оно будет свидетельством того, что урок достиг своей цели. Важно, чтобы у учащихся отложилось внутри представление о красоте как о предмете постоянного поиска, как об итоге постоянного всматривания, вслушивания, вопрошания.





Литература:

Вересаев В.В. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.3 – М.: «Правда», 1961

Яшмовые ступени. Из китайской поэзии эпохи Мин XIV - XVII века. – М.: «Наука», 1989

Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы: пер. с кит. СПб., «Петербург – 21 век» совместно с ТОО «Лань», 1994


Леопольд Стафф. Китайская флейта. Составление и перевод с польско-

го Н. Ф. Болдырева/ Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск 4 – М.: «Наука», 1989

Шарль Бодлер. Парижский сплин. Стихотворения в прозе. Рипол Классик. 2003



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Где живёт красота?

Автор: Диденко Екатерина Валерьевна

Дата: 28.09.2017

Номер свидетельства: 430130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок "Истоки" по теме : "Добрый человек в доброте проживёт век." "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-istoki-po-tiemie-dobryi-chieloviek-v-dobrotie-prozhiviot-viek"
    ["file_id"] => string(6) "204571"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429693684"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "урок самопознания 2 класс на тему : "В мире красоты" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-samopoznaniia-2-klass-na-tiemu-v-mirie-krasoty"
    ["file_id"] => string(6) "175376"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424265111"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Сценарий мероприятия "Защитим красоту жизни" "
    ["seo_title"] => string(51) "stsienarii-mieropriiatiia-zashchitim-krasotu-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "111374"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407414061"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Интеллектуальная  игра «Край, в котором я живу»(в помощь классным руководителям). "
    ["seo_title"] => string(85) "intielliektual-naia-ighra-krai-v-kotorom-ia-zhivu-v-pomoshch-klassnym-rukovoditieliam"
    ["file_id"] => string(6) "117260"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412754116"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Научно - исследовательская работа «Золотое сечение – красота и гармония в математических расчетах.» "
    ["seo_title"] => string(110) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-zolotoie-siechieniie-krasota-i-gharmoniia-v-matiematichieskikh-raschietakh"
    ["file_id"] => string(6) "232930"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442943683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства