kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фольклор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  рока  , предназначенный для  учителей  литературы  по  теме :фольклор. Цель  урока:показатькрасоту  и  ценность пословиц и  поговорок., научить  применять  пословицы  и  поговорки  в  речи

Оборудование:  словарь В.И.Даля.

Методические  приемы: рассказ учителя ,  работа  с  учебником,  работа  со словарем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фольклор »

Тема урока по литературе. Пословицы и поговорки.

Цель: показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок; научить пользоваться пословицами и поговорками в речи.

Оборудование: словарь В.И.Даля.

Методические приемы: рассказ , работа со словарем.

-Что такое пословица?

(краткое мудрое изречение , содержащее законченную мысль)

-какие пословицы о пословицах вы знаете?

("Пословица век не сломится" , "Пень не околица , глупая речь не пословица" , " Пословица - всем делам помощница")

-Какие пословицы вы еще знаете?

(называют каждый по пословице)

-Какие пословицы , связанные с годичным земледельческим циклом , вы нашли?

( " Задержишь снег на полях зимой , будешь с хлебом весной" , " Зима без снега- лето без хлеба"; " много снега -много хлеба", " Иванов день пришел - траву собирать пошел")

Слово учителя.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые дошли до нас в произведениях древнерусской литературы. "Слово о полку игореве" , "Повесть временных лет". Собирание пословиц началось в 16 веке , может быть и раньше, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники , дошедшие до нас , относятся к 18 веку. Большинство составителей сборников неизвестны.

Лишь во второй половине 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями были И.М. Снегирев , Ф.И. Буслаев , А.Н. Афанасьев. Но самым известным , труд которого считается непревзойденным , является В.И. Даль. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян , ремесленников , солдат. Он заявлял : " В образованном обществе пословиц нет : попадаются слабые , искалеченные отголоски их , переложенные на наши нравы..."

Кроме сборника " Пословицы русского народа " В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд - четыре тома "Толкового словаря живого великорусского языка" , где привел множество пословиц и поговорок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА,

Работа со словарем.

Выбираем темы , например : Родина , дружба , семья , труд , учение., распределяем их по группам , ищем в словаре Даля соответствующие темам пословицы и поговорки , выписываем в тетрадь, зачитываем.

Задание. Определите , все ли перечисленные пословицы про лентяя ( выбрать лишнее)

1. Люди пашут , а он руками машет.

2.На чужой каравай рот не разевай . но пораньше вставай да сам добывай.

3.День гуляет , два больной , а на третий выходной.

4.Как волка не корми , все в лес смотрит. (лишняя)

5.Словами и туда и сюда . а делом никуда.



Задание .Все ли пословицы про ум и учение?

1. Корень учения горек , да плод сладок.

2.Человек неученый . что топор неточеный.

3.Правда в воде не тонет и в огне не горит. (лишняя)

4.По одежке встречают , по уму провожают.



Чем пословица отличается от поговорки?

(поговорка - меткое , яркое народное выражение , часть суждения , без вывода , без заключения : " ни к селу ни к городу" , "хоть шаром покати" , "легок на помине". Поговорка - украшение речи , "цветок" , пословица - полное . завершенное , зрелое суждение "ягодка".

некоторые поговорки кажутся странными . бессмысленными , так как появились они давно и их происхождение незнакомо нам. например : "Дело - табак" идет от обычая бурлаков . входя в воду , подвязывать кисет, к горлу , к шее. Когда становилось настолько глубоко . что вода подступала к горлу , кричали "табак!"

многие пословицы и поговорки имеют прямой и переносный смысл. Например "капля по капле и камень долбит2 имеет прямой смысл , а в переносном смысле означает , что упорный и долгий труд даст желаемый результат.

Задание. Объясните переносный смысл пословиц :

Я про сапоги , а он про пироги. (отсутствие взаимопонимания)

Шила в мешке не утаишь. (тайное всегда становится явным)

предложить учащимся задать друг другу подобные вопросы.

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Дома: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фольклор

Автор: ШАЛАБАН ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА.

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139675

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Тема: В стране Фольклора "
    ["seo_title"] => string(25) "tiema-v-stranie-fol-klora"
    ["file_id"] => string(6) "193795"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427697848"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки". "
    ["seo_title"] => string(54) "malyie-zhanry-fol-klora-zaghadki-poslovitsy-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "197815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428319304"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Путешествие  в волшебную страну фольклора. Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию "
    ["seo_title"] => string(107) "putieshiestviie-v-volshiebnuiu-stranu-fol-klora-stsienarii-i-priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu"
    ["file_id"] => string(6) "156806"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421491807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства