2.Речевая разминка. Постановка целей урока. | -Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете как по-вашему оно называется? Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой. -Прочитайте его про себя -Давайте прочитаем это стихотворение сначала тихо затем все громче и громче и наоборот. -Теперь прочитайте мне его грустно, Затем весело. (6-5 раз читать данное стихотворение) -Теперь давайте прочитаем выразительно. -Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? -Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться? -Правильно, расскажите мне какая весна. -Что происходит весной? -Какие птицы прилетают весной? -Сегодня мы будем продолжать новый раздел. Познакомимся с жизнью и творчеством одного известного поэта. -Но прежде чем мы перейдем к новой теме проверим домашнее задание. | -весна - потому что стих о весне -будем говорить о весне, выразительно читать стихотворения -ответы детей -грачи, скворцы, утки, гуси, ласточки |
4.Работа по теме урока | 1.Разговор о Ф. Тютчеве -Прочитайте что здесь написано? ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ -Правильно. Сейчас я вам о нем немного расскажу. -Мать поэта зовут Екатерина Львовна, а отца Иван Николаевич. Родился 23 ноября в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской семье. Детские годы прошли в Овстуге. В 1918 году он поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Посмотрим на некоторые сборники Тютчева. 2.Чтение стихотворения «Зима недаром злится..» -Сейчас вы будете слушать стихотворение, закройте все глазки и постарайтесь представить себе эту картину. -Представили? хорошо, а теперь прочитайте внимательно это стихотворение про себя и приготовьтесь к вопросам. - Какие времена года встречаются в стихотворении? -Прочитаем первое четверостишье в слух, (один ребенок) Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. - Почему Зима злится? - Подберите синонимы к слову «недаром» это слова близкие или похожие по значению - Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. Дальше прочитаем четверостишье И все засуетилось, Все нудит Зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. - Назовите признаки весны, описанные автором. - Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит" - Что подразумевает автор под словом «все»? - Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц. Прочитаем четверостишье дальше. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... - Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны - А как шумит Весна? - Подберите синоним к слову пуще? Дальше четверостишье вы прочитаете самостоятельно про себя, но будьте внимательны и приготовьтесь к вопросам. Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя. Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу. - Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. - Как поэт называет Зиму? Весну? - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? - Синоним к слову "наперекор"? -Теперь прочитаем это стихотворение, про себя и приготовимся к чтению,выразительно вслух соблюдая знаки препинания. - Прежде чем начать стихотворение, представьте себе образ главных героинь. Чтение стихотворения учащимися вслух четверостишьями, по очереди. | -читают справа налево Федор Иванович Тютчев -зима и весна -Ответы детей -Не зря, не напрасно, не случайно, неспроста -Весенняя пора совсем близко -надоело, принуждает уходить зиму - Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы -хлопочет, ворчит, хохочет, шумит -Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком). - Сильнее, больше - Взбесилась, пустила убегая. - Назло, против, нарочно, специально. |
6.Продолжение работы по теме урока | Стр.111 стихотворение Весенние воды -Перед тем как вы его прослушаете, давайте узнаем лексическое значение слов, которые выделены, синим цветом. - А для чего нам это нужно? -Давайте заглянем в конец учебника и узнаем значение этих слов. -Будьте внимательны перед прослушиваем стихотворения, после прослушивания я вам задам несколько вопросов. (прослушивание стихотворения) -Давайте по рассуждаем об этом стихотворении -Можно ли услышать шум весенней воды? как поэт этого добился? - Кто зачитает эти строки? -Кого поэт называет гонцами? - Каким настроением проникнуто стихотворение? -Сейчас читаем стихотворение про себя и готовимся к выразительному чтению вслух, соблюдая знаки препинания. | -Чтобы мы понимали смысл стихотворения - воды |