Тема: Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.
Метапредметные:
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.
Формы и методы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: презентация «Весна», видеоролик «Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...» читает Олег Табаков», учебник «Литературное чтение» 2 класс.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
I.Мотивирование к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок.
Улыбнемся друг другу,
И нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
Девиз нашего урока:
Внимательно слушай - и всё услышишь.
Внимательно смотри - и всё увидишь.
Думай - и всё поймёшь
II.Установка на художественное восприятие текста.
А) Прослушайте загадки.
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом - Все покрылось серебром. (Зима) | Зеленоглаза, весела, Девица- красавица. Нам в подарок принесла, То что всем понравится: Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство - Чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы - Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица - ...( Весна) |
Б) Составление ассоциативного ряда к словам зима и весна (кластер)
- Выберите из предложенных утверждений подходящие, чтобы описать:
1 группа: изменения с приходом весны и зимы в неживой природе;
2 группа: изменения с приходом весны и зимы в живой природе;
3 группа: изменения с приходом весны и зимы в жизни человека.
В) Чтение записей вслух, составление кластера на доске.
-Сравнивая ваши ответы, мы видим, что у многих учеников времена года зима и весна вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.
III. Постановка учебной задачи. Тема урока.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о зиме и весне)
- А как вы думаете, почему именно об этих временах года пойдет речь?
- Чтобы узнать автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся, вам нужно разгадать его имя.
вечтютродёф (Фёдор Тютчев)
УЗ - Сегодня мы постараемся увидеть образы зимы и весны, созданные Ф. И. Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится»
- Ахмеров Гена подготовил для нас биографию Ф.И. Тютчева и сейчас он нам её расскажет. На карточке вы видите критерии оценки, по этим критериям мы будем оценивать Гену.
Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году и прожил семьдесят лет. Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи. Свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. Шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Весенние воды», «Осенний вечер». Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы.
- На нашем уроке мы познакомимся с одним из стихотворений Ф.Тютчева «Зима недаром злится».
- Какие знания и умения нам пригодятся при работе состихотворением?
- Ребята, как вы думаете, почему стихотворение так называется?
Словарная работа
- В стихотворении встретятся следующие слова, прочитаем их.
Хлопочет
Взбесилась
Наперекор
Трезвон
Пуще
- Выясним значения этих слов, для этого возьмите карточку, которая лежит у вас на столах. Соедините слова с их значениями самостоятельно.
Толковый словарь русского языка.
Взбесилась – очень сильно разозлилась.
Наперекор - вопреки, противоположно тому, чего ожидали, хотели.
Пуще – ещё больше, сильнее.
Трезвон - звон во все колокола (обычно церковные). Праздничный трезвон.
Хлопочет - заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться.
Контраст – это резкая противоположность.
- На партах словари, ими можно воспользоваться.
- Обратите внимание на слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение? Запомните значение этого слова.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.
- Итак, прослушайте данное стихотворение и ответьте на вопрос, какое настроение в этом стихотворении? Почему вы так считаете? Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.
1. Учебник с.212 Самостоятельная работа над стихотворением по плану (в парах)
1.Читай вслух (с напарником) всё стихотворение.
2. Обменяйся с напарником впечатлениями.
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)
- Какими нам представляются зима и весна?
- Что делает их «живыми»?
- Как называется этот литературный приём? (олицетворение)
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
3. Работа над образами героев: зимы и весны
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
-Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Контраст – это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового.
- Ваша задача:
1 группа: выбрать из текста учебника слова, характеризующие Зиму и Весну.
Зима Злится хохочет хлопочет гонит шумит ворчит ведьма дитя злая прекрасное взбесилась горя мало | Весна Злится хохочет хлопочет гонит шумит ворчит ведьма дитя злая прекрасное взбесилась горя мало |
2 группа: - Представьте, что вы художники. Нарисуйте портрет Зимы. (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)
3 группа: - Представьте, что вы художники. Нарисуйте портрет Весны. (Молодая девушка, радостное выражение лица, яркая одежда, кудрявые волосы.
5. Физминутка
Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!
6. Работа над выразительностью.
- Прослушайте это стихотворение и выполните задание.
1 группа: Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме.
2 группа: Выберите, с какой интонацией нужно читать о Весне.
3 группа: Подчеркните слова, на которые падают логические ударения (слова, которые нужно выделить голосом)
Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. | С какой интонацией нужно читать о Зиме? Подчеркните ответ. Радостно. Спокойно. Гневно. Оживлённо. Бодро. Сердито. С насмешкой. | С какой интонацией нужно читать о Весне? Подчеркните ответ. Радостно. Спокойно. Гневно. Оживлённо. Бодро. Сердито. С насмешкой. |
7. Выразительное чтение группами.
- Сейчас каждая группа по очереди будет читать это стихотворение, а остальные будут оценивать чтение по следующим критериям:
Критерии оценки:
Соблюдение пауз.
Простановка логических ударений.
Эмоциональность.
3) Просмотр видеоклипа «Зима недаром злится…»
4. Дополнительное задание
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием. После того как каждая группа выполнит задание, его необходимо защитить при всем классе.
Подберите как можно больше определений к словам «весна» и «зима». Воспользуйтесь словарем синонимов. ( холодная, грозная, теплая, солнечная, расцветают цветы, волшебная и т.д.)
Придумайте рассказ от лица Зимы о Весне , используя следующие слова: игристая, веселая, нежная, мокрая.
Придумайте диалог, в котором Весна прогоняет Зиму, затем инсценируйте его.
V. Рефлексия деятельности (итог урока)
- С каким произведением познакомились?
Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
Какое настроение у вас возникло на уроке?
За что могли бы себя похвалить?
Понравился ли вам урок?
Какую учебную задачу ставили перед собой?
У меня на уроке было … настроение, потому что…
Мне надо поработать над …
Я могу похвалить своих товарищей за …
Мне понравилось …
VI. Домашнее задание.
Учебник с.212.
– нарисовать иллюстрацию,
– выучи наизусть.
Кустовой семинар по теме
« Информационно-коммуникативные компетенции
как способ системного подхода к обеспечению ФГОС»
Литературное чтение
2 класс
Образы Зимы и Весны в произведении
Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…
Составил: учитель 1 категории
Корнева А.Б.
Март 2014