kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе 9 класс элективные задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с основными жанрами Эссе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе 9 класс элективные задания»

6



Тема элективного урока: Эссе.

Цель урока: подготовка к написанию эссе.

Задачи урока:

  • познакомить с особенностями жанра эссе и основными жанрообразующими признаками;

  • развивать умения комментировать проблему, определять авторскую позицию;

  • учить приемам аргументации собственного мнения.

Оборудование: раздаточный материал: Что такое эссе? (Оп­ределение жанра в различных справочных посо­биях); текст (отрывок из статьи В. В. Розанова «Возврат к Пушкину»); памятка для лаборатор­ной работы с элементами стилистического ана­лиза текста, презентация.

Эпиграф к уроку: «Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира» (А. Эльяшевич).

Ход урока.

  1. Постановка целей урока.

Выработка собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, соразмышление, сопереживание, сопоставление своего и авторского «я» - на это ориентируют задания части С. (Слайд 2). Эта тенденция требует овладения новыми жанрами сочинения, среди которых чаще всего упоминается эссе. Сегодня на уроке и познакомимся с особенностями жанра эссе и основными жанрообразующими признаками.

II. Слово учителя:

— Среди жанров прозы есть жанр, который вби­рает в себя воспоминания, дневники, письма, ис­поведь, проповедь, даже своеобразный очерк, рассказ. Четкого оп­ределения у этого жанра нет. Одни склонны ви­деть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название «записки», третьи осторож­но употребляют иностранное слово «эссе». А На­талья Иванова в своей книге «Точка зрения» окре­стила его «авторской прозой», прозой «прямого непосредственного действия», в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и геро­ем. (Табличка «Синонимы») «Стремление обнажить самого себя, понять себя и свое время, напряженный диалог с самим собой...» — вот основа прозы «авторской»,— утверждает один критик. Познание действительно­сти через самопознание — формула подобных произведений,— утверждает другой. Итак, что такое авторская проза, или эссе? (Слайд 3) Обратимся к определениям этого жанра, дан­ным в различных литературоведческих справоч­никах.

III. Работа с раздаточным материалам. (Слайд 4)
Задание: прочтите определения, выделите ключевые слова в них.

Какие особенности жанра обозначены в данных определениях?

Особенности жанра эссе (запись в тетради после обсуждения) (Слайд 5)

1. Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам.

2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произве­дений.

3. Отсутствие заданной композиции, свобод­ная форма изложения.

4. Сравнительно небольшой объем.

IV. Лекция учителя. (Задание: запишите данный материал в форме тезисов.)

История жанра.

Зарубежная эссеистика.

Родоначальником жанра эссе был француз­ский писатель-гуманист М. Монтень, написав­ший в 1580 году «Essais», где изложил мысли о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения М. Монтеня переведено как «Опыты». В 1697 году Ф. Бэкон создал свои «Essais», а затем к эссе обращались Д. Локк, Г. Филдинг… У них жанр трансформировался — его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы. (Слайды 6-7)

В 20 веке к эссе обращались такие крупные художники, как Б. Шоу, Дж. Голсуори, А. Франс, Р. Роллан и другие. (Слайды 8-10)

Термин «эссе» широко распространен на За­паде, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин «скитце» — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментар­ный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы.

Русская эссеистика.

Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления». Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин — к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А. И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А. Эльяшевичем «эссеистическим романом, эпопеей, энцик­лопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отнести и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, и «Исповедь» Л. Н. Толстого. (Слайды 11-13)

В истории эссеистики 2 половины 20 века необходимо указать имена М. Кольцова, М. При­швина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, А- Адамовича и такие произведения, как «Гамбург­ский счет» В. Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Золотая роза» К. Паустовского, «Пе­речитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некра­сова, «Люди или нелюди» В. Тендрякова. (Слайд 14)

Единой модели, единого образца эссе не было и не будет: жанр обновляется и развивается согласно велениям времени.

Жанр эссе в 90-е годы 20 века.

Бывают времена, когда открытый, «начистоту» разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергии. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская» проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острей­шее социальное содержание.

В наши дни повысился читательский интерес к личности писателя. Необычайно популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирали встречи с писателями в телевизионной студии «Останкино». Это свидетельство повышенного спроса на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем просто поэтом.

Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени — эссеизация жанров повести и романа. «Печальный детек­тив» В. Астафьева, «Все течет», «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Пушкинский дом» А. Битова, «Все впереди» В. Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Ягодные места» Е. Евтушенко... (Слайд 15) В них ткань художественного повествования пронизана тока­ми публицистики, а в хоре голосов персонажей отчетливо звучит — порой даже солирует — авторский голос.

Законом жанра является предельная откры­тость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актера, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

V. Работа с текстом В. Розанова. (Раздаточный материал). (Слайд 16-17)

Вопросы к классу: Что дорого автору в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова к жанру эссе, выделяя особен­ности, отмеченные сегодня на уроке.

VI. Лабораторная работа с элементами линг­вистического анализа текста.

Задание: используя памятку, найдите в данных отрывках характерные для жанра эссе особенно­сти стиля.

  1. Подготовка к творческой работе — эссе. (Слайды 18-20)

1.Обращение к эпиграфу

2 Структура эссе (с учетом всех особенностей и специфики вопроса), как правило, должна включать в себя следующие смысловые элементы (которые не обязательно должны выделяться как отдельные разделы текста):

Вступление — один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории.
Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе.
Избегайте таких фраз, как « Это эссе про ...» или « Я собираюсь поговорить про...».

Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя.
Используйте справочные материалы, чтобы устранить тавтологию.

Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш рост и потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему.
Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса.
Ваша главная мысль в модифицированном варианте.

Домашнее задание: сочинение-эссе « Для чего человек учится?»

Вариант: «О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» (Мишель Монтень);


МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Что такое эссе?

Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетиче­скую, философскую), не заботясь о систематич­ности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературо­ведческих терминов.— М., 1984).

Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих тер­минов.— М., 1987).


В. В. Розанов

ВОЗВРАТ К ПУШКИНУ

Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин — это какая-то странная вечность. В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это — чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некото­рым,— Пушкин ни в чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения. «Просто — поэт», как он и определял себя («Эхо»),— на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет «не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы «утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то — его вечность и общевоспитательность.

Пушкин всегда с природою и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое — то, что присуще мудрейшему из зверей, полу-богу и полу-животному: вот — старость, вот — детство, вот — потехи юности и грезы девушек, вот — труды замужних и отцов, вот — наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все — немногослов­но. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно «знать от доски до доски».

Купите-ка, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные «новейшие произведения»... Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше — ключ потеряйте. «Новейшие произведения» тем отме­чаются, что польза от них происходит только тогда, когда их теряешь, забываешь у приятеля, когда их «зачитывают» или, наконец, когда какая-нибудь не­сгорающая «Анафема» (Л. Андреева) наконец сгорает, хоть при пожаре квартиры.

К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!

Памятка для лабораторной работы

  1. Афористичность (иногда парадоксальность) речи.

  2. Наличие художественных тропов (метафо­ра, сравнение, эпитет). Использование полеми­чески заостренных утверждений, субъективность изложения.

  3. Эмоциональность речи.

  4. Смешение разнородных пластов лексики.

  5. Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, па­раллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипс, эпифора.

Задание: используя памятку, найдите в данном отрывке характерные для жанра эссе особенно­сти стиля.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Эссе 9 класс элективные задания

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 18.01.2019

Номер свидетельства: 495942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(81) "proghramma-eliektivnogho-kursa-podghotovka-k-iege-po-obshchiestvoznaniiu-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120878"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413818983"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Разработка  занятия  “How to write a VC”  в рамках элективного курса  “Business English for Schools” для 11 класса. "
    ["seo_title"] => string(112) "razrabotka-zaniatiia-how-to-write-a-vc-v-ramkakh-eliektivnogho-kursa-business-english-for-schools-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "240730"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445097419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Элективный курс: «Святые Симбирской земли» 9 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "eliektivnyi-kurs-sviatyie-simbirskoi-ziemli-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132884"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416418610"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов "От слова к словесности" "
    ["seo_title"] => string(78) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov-ot-slova-k-sloviesnosti"
    ["file_id"] => string(6) "181423"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425352658"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" "
    ["seo_title"] => string(86) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-litieraturie-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili"
    ["file_id"] => string(6) "143243"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418482673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства