Цели урока: познакомить с творчеством Э. Успенского, особенностями его сказок, литературными персонажами; учить определять тему произведения; развивать выразительную речь, память, мышление, артистические способности; воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.
Оборудование: книжная выставка «Кто придумал Чебурашку?»; портрет писателя, рисунки учащихся «Герои Успенского», карточки для литературной игры, видеокассеты с мультфильмами по сказкам Э. Успенского.
Цитата: «Успенский - один из немногих современных авторов, герои которого обрели всенародную известность и любовь читателей всех возрастов» А. Усачёв
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Эдуард Успенский и его друзья»»
Тема урока: «Эдуард Успенский и его друзья»
Цели урока: познакомить с творчеством Э. Успенского, особенностями его сказок, литературными персонажами; учить определять тему произведения; развивать выразительную речь, память, мышление, артистические способности; воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.
Оборудование: книжная выставка «Кто придумал Чебурашку?»; портрет писателя, рисунки учащихся «Герои Успенского», карточки для литературной игры, видеокассеты с мультфильмами по сказкам Э. Успенского.
Цитата: «Успенский - один из немногих современных авторов, герои которого обрели всенародную известность и любовь читателей всех возрастов» А. Усачёв
Список литературы для чтения:
«Дядя Фёдор, пёс и кот»
«Крокодил Гена и его друзья»
«Про Веру и Анфису»
«Зима в Простоквашино»
«Каникулы в Простоквашино»
Ход урока
l. Организационный момент
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.
ll. Постановка целей урока. Сообщение темы урока
Телеграмма: «Дорогие, ребята! Примите мой горячий привет и пожелания здоровья…».
- Дети, чтобы точно знать от кого послание, предлагаю разгадать кроссворд
Кроссворд
Друг крокодила Гены? ( ЧебУрашка)
Кот дяди Фёдора? (МатроСкий)
Почтальон (Печкин)
Крокодил, сменщик Гены (ВалЕра)
Обезьянка Веры (АНфиса)
Крыса (АнфиСка)
Вредная старушка (ШапоКляк)
Собака дяди Фёдора (ШарИк)
Почтальон дядя Фёдора (ХватаЙка)
Ключевое слово – Успенский
- Кто же это Успенский, который передаёт нам свой привет? (Это дет. писатель и поэт)
- Тема урока «Эдуард Успенский и его друзья». Сегодня мы повторим известные всем нам сказки Э. Успенского, будем читать весёлые стихи. Вы узнаете, почему его сказки так популярны, любимы детьми. Узнаете, как талантлив их автор, чем он занимается и интер.
Как хорошо уметь читать
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Нас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком
Об этом речь мы поведём...
lll Изучение нового материала
Рассказ учителя. Биография Эдуарда Успенского
Родился 22 декабря 1937 года в Московской области. У маленького Эдика была любимая плюшевая игрушка. Уши большие, хвост пуговкой, не поймешь - не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь, которого потом в своей сказочной повести Успенский назвал Чебурашка.
Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учится на пятерки. Наступал понедельник, случались какие-то другие дела и ... двойки появлялись снова.
"Выручил" случай. Однажды, спрыгнув с крыши мальчишка сломал ногу и попал в больницу. Он попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками.
Работал в пионерском лагере вожатым, читал ребятишкам разные интересные книги, но книжки и интересные закончились, пришлось сочинять самому. Так в 1966 году появился "Крокодил Гена и его друзья". Крокодил Гена, Чебурашка и их друзья прославили Эдуарда Успенского.
За этой книгой были написаны следующие сказочные, детективные, приключенческие и фантастические произведения: "Дядя Федор, пес и кот", "Вниз по волшебной реке", "Меховой интернат", "Следствие ведут Колобки", "Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы", "Юности честное зерцало", "Чебурашка уходит в народ" и другие.
В сборнике "Разноцветная семейка" собраны стихотворения, написанные Эдуардом Николаевичем. По произведениям Успенского снято много мультфильмов. Вот некоторые из них: "Рыжий, рыжий, конопатый", "Пластилиновая ворона", "Крокодил Гена и его друзья", "трое из Простоквашино", "Следствие ведут Колобки", "Разноцветная семейка".
Эдуард Николаевич вел передачи на радио и телевидении ("Радионяня", "АБВГДейка"). Сегодня он автор и ведущий любимой многими телепередачи "В нашу гавань заходили
корабли". Чтобы печатать хорошие детские книжки, Успенский создал издательство "Самовар". Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США.
Успенский говорит: «В 40 лет я научился работать на компьютере. В 50 лет начал учить английский язык. В 55 лет я начал учиться петь» Сейчас Э. Успенский изучает историю, написал книгу о Лжедмитрии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть потому, что фамилия у него такая – Успенский!
Учитель. А сейчас мы узнаем, с какими полюбившимися героями вы познакомились, читая произведения Эдуарда Успенского
(выходят дети и читают стихи, держа в руках рисунки с изображением героя, о котором он рассказывает)
В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Фёдор, пёс и кот - ясно полосатый.
Хоть и ссорятся порой-
Знаем мы из книжки
Но надёжнее, друзей
Нету у мальчишки
Этот музыкант зелёный
Всем и каждому знаком
Появляется повсюду
С лопоухим он дружком
Очень хитрая старушка
В чёрной шляпке на макушке,
Любит пакостить она
И, заметьте, не дона
Это чей там голос слышен
Кто суёт повсюду нос?
Да ещё шагает с крысой
Кто ответит на вопрос?
Нет, не клоун, не чудак,
А старуха…Шапокляк
Кто ворчит, и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет
Догадались или нет?
Это Печкин почтальон
Кто из вас с ним не знаком?
- А мы сегодня на уроке послушаем отрывки из его сказок, вместе посмеёмся. Подумаем, какие «взрослые» и «детские» проблемы скрываются за весёлыми сюжетами
Выразительное чтение отрывков из сказок
(Выразительное чтение по ролям. Обсуждаются: «Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены».)
- О чем мечтали Гена, Чебурашка, жирафа, Анюта, девочка Галя, когда строили дом? (О том, чтобы найти друга.)
Как вы думаете, почему Шапокляк мешала им? Она не хотела иметь друзей? (Нет, просто у нее такой характер. Ей тоже хочется общаться, иметь друга. Но она не умеет этого сказать, сделать.)
Чебурашка и Гена такие разные. Почему же они стали друзьями? (Они оба были одиноки. Они добрые. Им хочется помочь другим героям.)
Что вас рассмешило, позабавило в этих сказках? (Гена и Чебурашка очень смешно разговаривают. происходят смешные истории.)
Какова же тема этих сказок? (Эти сказки о том, как трудно быть одиноким. Как важно найти настоящего друга.)
Какая из пословиц выражает главную мысль сказки?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Добра хочешь — добро и делай.
Нет друга - ищи, а нашел — береги.
Инсценировка произведения «Дядя Федор, пес и кот»
Обсуждение произведений «Дядя Федор, пес и кот», «Дядя Федор идет в школу», «Каникулы в Простоквашино».
Какие герои этих сказок вам полюбились? Почему?
Какой характер у кота Матроскина? (Он практичный, хозяйственный.)
А у Шарика? (Он, наоборот, наивный, непрактичный, с ним постоянно случаются неприятности.)
Почему кот и пес постоянно ссорились друг с другом? Они не любят друг друга? (Нет, просто они очень разные. Но когда они ссорятся, очень скучают друг по другу. А мириться не умеют.)
Значит, надо общаться только с теми, кто очень похож на тебя по характеру? (Нет. Надо уметь дружить с разными людьми.)
Что вы можете сказать о Дяде Федоре? (Он серьезный не по годам. Хочет быть самостоятельным)
-Почему он ушел от родителей? Он не любил их? (Любил. Просто у взрослых свои дела, проблемы. А у мальчика не было друга. Ему очень хотелось общаться с кем-то.)
- Какие смешные события вас рассмешили? Прочитайте выразительно эти отрывки.
— Есть ли в сказке отрицательные персонажи? Можно ли назвать отрицательным героем Печкина? (Нет. Он просто взрослый. Он относится к жизни не как Дядя Федор, Считает, что мальчики и девочки должны жить с родителями.)
- Какие смешные стороны характера Печкина вы подметили? (Он, как дети, любит сладкое. Он зануда, поэтому с ним происходят смешные истории)
— О чем же эти сказки? (Об отношениях взрослых и детей. О терпимости, сочувствии друг к другу.)
Обсуждение стихотворений Э. Успенского.
- Успенский написал и много замечательных, весёлых стихов для детей. Давайте вспомним некоторые из них.
(Чтение стихов «Всё в порядке» (инсценировка); «Птичий рынок»)
- Почему такая хорошая добрая мама не пускает домой папу и сына? (Слишком много разных зверей они купили. Мама всегда прибирает в доме и ей приходится ухаживать за всеми питомцами)
- Что же делать папе и сыну? Как выйти из трудного положения, ведь они уже привели животных к себе домой? (Можно подарить хорошим друзьям или предложить хорошим людям)
lV. Физкультминутка
- На стихи Успенского написаны песни. Ребята, мы хорошо знаем слова песни «Голубой вагон» на музыку Шаинского. Давайте, исполним её дружно и отдохнём
(Исполнение песни «Голубой вагон» с несложными танцевальными движениями)
V. Закрепление
Литературная викторина. (проводит кот Матроскин)
Тур «Кто есть, кто»
- По именам сказочных персонажей угадайте, кто они.
Чебурашка (игрушка), Анюта (жирафа), Анфиса (обезьянка), Чандр(лев), Матроскин (кот), Лариска (крыса), Печкин (почтальон), Машка(кукушка из часов), Шарик (собака), Мария Францевна (обезьянка),Татьяна Викторовна (учительница), Буре (гарантийный человечек из часов.)
Тур «Герои произведений»
Тур «Веселые объявления»
1.Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма "Мурка "
( Кот Матроскин.)
2. Продаю ружье для фотоохоты. Недорого!
( Шарик.)
3. Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу.
( Чебурашка.)
4. Отдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас серый. Хвост: 10 см.
( Шапокляк.)
5. "Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: " Кто там?", " Это я - почтальон Печкин!"
( Галчонок)
6. Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разные посылки, вручение телеграмм и писем. Оплата: Чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами.
( Почтальон Печкин.)
Тур «Угадай портрет героя»
А навстречу им какой - то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.
Лет пятидесяти с хвостиком…
И в комнате появился какой - то неизвестный зверь. Он был коричневый с большими вытаращенными глазами и коротким пушистым хвостом…
Он был очень серьезный и самостоятельный. В четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил... У него спереди волосы торчком, как будто корова его лизнула.
И Барсиком меня звали, и Пушком, Оболтусом. Только всё мне это не нравится. Я хочу фамилию иметь…
Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. Дома он читал газеты, курил трубку и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики.
Тур «Найдите лишний персонаж»
Тур «В стране мультфильмов»
Показ отрывков из мультфильмов «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», мультфильмов по стихам. (По выбору детей)
Vl. Итог урока
- Кто придумал всех друзей?
Подскажите поскорей
Выдумщик он дерзкий-
Эдуард Успенский
- Что вы узнали о творчестве Успенского?
- Какие сказки Успенского знаете?
- Чем они интересны, необычны? (Интересны персонажами, много юмора, они современные)
Vll. Д/З. Прочитать рассказ Э. Успенского «Как Чебурашка выращивает картошку»