Технологическая карта урока по внеклассному чтению во 2 классе.
Тема: «Эдуард Успенский и его друзья».
Цель: дать учащимся представление об Э. Успенском как о человеке и авторе популярных детских книг и мультфильмов.
Планируемые результата (предметные): обобщить знания учащихся по изученному материалу в игровой форме.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.)
Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию делать выводы в результате совместной работы всего класса; воспринимать на слух художественные произведения.
Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений.
п\п | Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный этап | В одиночестве, в покое Дремлют книжные герои На страницах книг своих. Пробудите к жизни их! Что им маяться от скуки? Все герои любят труд! Вам, друзья, и книги в руки, Пусть герои оживут! | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
2. | Постановка цели и задач урока. | На доске герои произведений Э.Успенского: Чебурашка, Гена Крокодил, Дядя Фёдор, Почтальон Печкин, старуха Шапокляк, Кот Матроскин и Незнайка; выставка книг Э.Успенского. | Детям предлагается ответить на вопрос «Кто лишний? Почему?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок? (Учитель обобщает ответы детей) - Сегодня мы с вами почитаем и поиграем в литературную игру по произведениям Эдуарда Успенского. Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Эдуарда Успенского. Проверите себя, как вы поняли прочитанное, познакомитесь с новыми произведениями Э. Успенского, больше узнаете о нём самом, убедите других ребят, кто ещё не прочитал эти книги обязательно их прочесть. | Незнайка т. к он не герой произведений Э. Успенскоко Дети высказывают свои предположения. |
3. | Проверка домашнего задания. | 1 группа. Расшифруйте названия произведений Э. Успенского, пользуясь кодом .Приложение 1 2 группа. Реши кроссворд. Приложение 2 | -Ребята, на прошлом уроке вы разделились на две группы, и каждая группа должна была приготовить задание по прочитанным произведениям Э. Успенского. (Задания заранее обсуждаются с учителем.) | Работают в группе, применяя свои знания по прочитанным рассказам. По команде учителя начинают работать. Взаимопроверка. |
4. | Актуализация знаний | Приложение 3 Прототип – первоначальный образец, прообраз, действительное лицо или литературный герой, как источник для создания литературного образа (Словарь русского языка. С. И. Ожегов). | -Ребята, а что вы знаете о жизни Э. Успенского? -А какие его произведения вам понравились и вы бы посоветовали прочитать своим друзьям? - Как же писателям приходят такие необыкновенные сюжеты и есть ли прототип у его героев? -Какое слово вам показалось непонятным? | Ребята рассказывают то , о чём они читали, когда готовились к уроку Парная работа. Работа со словарями и 2 человека находят значение этого слова в интернете |
5. | Применение знаний и умений в новой ситуации | 1.Вот что рассказывал писатель о том, как зарождался образ Чебурашки. «Меня часто спрашивают, как он появился на свет. Ну, во-первых, один мой друг называл там свою племянницу. Во-вторых, я однажды увидел игрушку, собранную из разных деталей, получилось очень забавно, и это навело меня на мысль об этом неизвестном до сих пор смешном и добром зверьке. 2.У писателя есть еще одна версия о происхождении Чебурашки: «История появления Чебурашки состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать текст к документальному фильму про морской порт. Я смотрел отснятые кадры, и вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывают какой-то склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запомнилась, а окончательный образ будущего товарища крокодила Гены сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей, явно, на вырост. Бедняга выглядела довольно забавно и из-за своей не в меру длинной одежды двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю. - Ну вот, опять чебурахнулась, - сказал кто то из стоявших рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии». | -Сейчас послушаем ребят , которые расскажут нам откуда появился Чебурашка. | Подготовленные ученики рассказывают историю появления Чебурашки. |
6. | Обобщение и систематизация знаний | Правда ли, что…. …деревня, в которой поселился Дядя Фёдор, пёс и кот, называется Сметанино? ( Нет Простоквашино.) …фамилия местного почтальона Печкин? ( Да) …Тр-тр МИТЯ – это трактор, работающий на продуктах? (Да.) …Чебурашка родился в тропическом лесу? (Да) …корову кота Матроскина зовут Зорька? (Нет, Мурка.) …теленка коровы мурки назвали Петрушей? ( Нет, Гаврюшей.) …заветным желанием крокодила Гены было найти друга? (Да.) …Хватайка – это вороненок? (Нет, галчонок.) …Друзья из Простоквашино выписывали журнал «мурзилка»? (Да.) …любимая игра крокодила Гены – «крестики – нолики»? (Да.) …имя «Чебурашка» образовалось от глагола «чебурахнуться»? (Да.) …Печкин не хотел отдавать посылку от ученых друзьям, потому что был вредным? (Нет, у них не было документов.) …имя девочки, подруги крокодила Гены и Чебурашки – Валя? (Нет, Галя.) …Шарик купил себе фоторужье, чтобы фотографировать животных, но не убивать их? (Да.) …Старуха Шопокляк – отрицательная героиня? (Да.) ….Крокодил Гена, Чебурашка и их новые знакомые построили дом дружбы? (да.) | Ребята , а сейчас проверим как вы внимательно читали книги Э. Успенского. Игра «Да или нет» Сигнальный круг . Красный цвет – нет. Зелёный – да . | Внимательно слушают сказку и показывают ответ. |
7. | Создание проекта. | Па́мятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. | - Ребята, я вижу , что вам понравились книги Э. Успенского ,но у каждого из вас есть свой любимый герой. А вам хотелось бы, чтобы именно этому сказочному герою был поставлен памятник. -Ребята , а вы можете объяснить значение слова памятник? -Представьте ,что вы архитекто- ры , какой памятник сделали бы вы. | 1ряд объясняет используя свой опыт и знания. 2 ряд работают со словарями. 3 ряд находят значение сова интернете. Работают в парах по инструкции. 1.Назовите героя. 2.Из какой он книги? 3.За что он нравится? 4.Где бы поставили памятник и почему? |
8. | Рефлексия | Подведение итогов конкурсов. | -Какой итог сегодняшнему уроку внеклассного чтения -вы смогли бы подвести? -Каково ваше настроение? Покажите смайлики. -Кому захотелось продолжить знакомство с книгами Э. Успенского? | Дают ответы на вопросы, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Показывают своё настроение |
9. | Домашнее задание | | Осуществить задуманный проект с помощью разных материалов и способов. | Записывают домашнее задание |
Используемая литература.
Библиотека мировой литературы для детей. Москва “Детская литература”, 1986, стр. 716 – 717.
Словарь русского языка. С. И. Ожегов
Э.Успенский. Вниз по волшебной реке.- М.: Планета детства2002
Э. Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот.- М.: РИО «Самовар», 1993
Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья. - М.: Издательство ЭКСМО, 2002
http://oldhobbit.ru/statii/73-2011-07-05-20-57-36 - Эдуард Николаевич Успенский и его творчество