kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Духовный смысл сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маранцман говорил: «Одной из коренных проблем школьного курса литературы является соотнесение народного и индивидуального художественного творчества. Для русской культуры характерен постоянный и подчас драматический диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения. Эти вопросы так или иначе поднимаются во всех классах на уроках литературы.Маранцман говорил: «Одной из коренных проблем школьного курса литературы является соотнесение народного и индивидуального художественного творчества. Для русской культуры характерен постоянный и подчас драматический диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения. Эти вопросы так или иначе поднимаются во всех классах на уроках литературы.

     .Возвращение к традициям мифологической школы сегодня – признак нового подъема русского национального самосознания и формирования основ филологии 21 века: глядим в корни, в прошлое и постигаем себя. Кто мы?

Просмотр содержимого документа
««Духовный смысл сказки»»

Тема урока в 10 классе

«Духовный смысл сказки»

Цели:

- изучить сказку «Курочка Ряба» - русский вариант для взрослых, русский вариант для детей и концовки украинского и белорусского вариантов. Понять философский подтекст этого малого жанра, смысл сказки о Рябее, ее тему;

- доказать, что золотое яйцо – это чудо, волшебство, таинственное, загадочное что-то, Божий дар, подарок судьбы… сокровище;

- постичь духовную суть, смысл одного из главных жанров фольклора – сказки, опираясь на историческое прошлое различных народов, на мифомышления;

- яйцо мифическое, магическое, философское, космическое, основа мироздания, космоса, творения;

- в яйце все нала и концы, жизнь и смерть, тайны бытия, несметные сокровища, в нем начинается новая жизнь, это счастье и беда;

- яйцо не простое е только потому, что золотое…

- задуматься о себе, о самом себе задуматься над собственной судьбой;

- урок-мастерская: формировать контекст – факты, мнения, позиции. Самоопределение ученика, рассуждать: факты и идеи учащихся;

- работа в группах;

- осознать текст и контекст и рождать новые версии, новые смыслы, поиск истины (но не заслонять текст). Новый поворот, новый смысл, новый ход.

- «Курочка Ряба», как диагноз нашей жизни, об ответственности перед своим народом, гимн человечности;

- сравнить русское и западное искусство (понятие о единой общей арийской мифологии, о корнях русского фольклора, о язычестве и христианстве в искусстве). Мифологический взгляд на природу и человека (пресс-конференция).

- Пушкин и «Курочка Ряба» - традиции и новаторство в литературе.


Оборудование

1. Плакат «Духовный смысл сказки».

2. Плакат «Искусство народа», «Свет отчизны».

3. Яркие рисунки яиц.

4. Храм на голубом фоне.

5. Карточки: - «мышь»,

- «о земном устроении»,

- «яйцо мировое, космическое».

6. Карточки - варианты сказок на русском, украинском и белорусском языках. Раздать сразу с тремя текстами.

7. Выставка открыток, иллюстраций художников: «Конек-горбунок» Ершова, «У Лукоморья дуб зеленый» Пушкина, «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо», былина «Садко».

8. Картина: дом, окно, «Стихия народной жизни…» (Василий Белов).

9. Дать кластеры на стол – «Духовный смысл сказки», «Сказка как жанр фольклора».



Ход урока

1. Слово учащихся (хором) о литературе: «Дерево, как человек…». «Стихия народной жизни…».

2. Слово учителя: цели урока, задачи урока, о времени 21 века, о формировании своего коллективного контекста, слова Маранцмана.

3. Изучение темы: - «Курочка Ряба» - русская сказка и ее варианты;

- Как относились, относятся к яйцу в других странах? (8 сообщений учащихся).

Опрос

1. Что мне нравится в фольклоре – из лекций о фольклоре.

2. Сообщения об образе яйца в разных странах.

3. Выписали из кластера слова, которые понравились.

4. Смешно ли изучать курочку Рябу в 10 классе?

5. Русские сказочники Пушкин и П.П. Ершов. Специфика фольклорного эпитета.

6. Постоянные эпитеты – загадка фольклора.

7. Фольклорные мотивы в повести Чехова «Степь».

8. Природа и человек в русской народной песне.

9. Миф о яйце – идеальная модель мироздания, основа земных поступков людей. Яйцо – это и хорошее, и плохое начало. Если Яйцо разобьешь, конец всему. Это эпос – идеальная учительная концепция нации.

10. Рассказать о земном устроении, о яйце мировом, о мышке.

Вывод: итак, что же завещали нам наши предки, ведь сказка увела нас в древнейшие пласты культуры?

11. Возвращение к традициям мифологической школы сегодня – признак нового подъема русского национального самосознания и формирование основ филологии 21 века.

13. Выводы на доске и на столах кластер «Духовный смысл».

14. Вопросы к «Курочке Рябе» - сравнить все варианты сказок.



Конспект урока

Маранцман говорил: «Одной из коренных проблем школьного курса литературы является соотнесение народного и индивидуального художественного творчества. Для русской культуры характерен постоянный и подчас драматический диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения. Эти вопросы так или иначе поднимаются во всех классах на уроках литературы.

1. Работа с детским вариантом сказки «Курочка Ряба».

2. Имеются ли в «Курочке Рябе» эти проблемы (Да).

3. Проверка домашнего задания по плакату-кластеру.

Не будем Иванами, не помнящими родства.

Сказки Пушкина явились одной из крупнейших вех в истории русской литературы. Они знаменовали новый метод и новую точку зрения, это обращение к новым социальным силам как к новому творческому источнику. Пушкин писал о необходимости более широкой социальной базы для творчества. Сказки Пушкина - это первый опыт, это вторжение в литературу подлинной народной стихии.

А «Курочка Ряба» похожа на Пушкинские? (Нет). И похожа, так как это народная стихия: разбить яйцо.

Пушкин пользуется уже не только материалом самих сказок, но щедро привлекает все фольклорное богатство: эпитеты, сравнения, народнопоэтические символы, фольклорные клеше, песенные и былинные образы.

В «Курочке Рябее» мало изобразительно-выразительных средств, а много действий, то есть глаголов. Почему?

Итак, Пушкин освежил русскую поэзию и придал ей новое звучание. В сказках Пушкин говорит языков крестьянина – народного сказителя и художественным методом народного сказителя. Пушкин, его гениальное чутье, художественное его чутье предвосхитили более чем на полвека позднейшие исследования, научные выводы:

1. Например, у Пушкина в «Сказке о мертвой царевне…» описание избы семерых братьев, их обиход, поведение и речи царевны – все передано с крестьянской точки зрения;

2. Царь в северной сказке утром встает, ставит самоварчик, берет топоришко и идет «по хозяйству».

Пушкин брал намеки, сюжеты, образы для своих сказок из сборника сказок (немецкий) Гримов во французском переводе, у няни. Сказки Пушкина – тайна, он не знал немецкого языка.

Сообщение ученицы о Ершове с использованием выставки.

3. Народной сказке чужды детализация действий и психологическая тонкость. Главное в ней – действие… Почему «Курочка Ряба» народная сказка?

Пушкин нарушает эти границы, расширяет систему сказки тропами и психологическим реализмом. Через действие он изображает психологию героев – движение души. Таким образом, он ближе к гениальному воображению ребенка и не теряет своего «взрослого» содержания. С детьми Пушкин так же серьезен, как и со взрослыми.

4. «Золотое» - это эпитет или нет?

Или сравнение? (как «золотое»?). Это тайна: то есть яйцо – чудо, сокровище, тайна, миф.

5. Поэтому сказку «Курочка Ряба» можно понимать по-разному: А как? Золотое ли яйцо? Если золотое, то удивляют действия деда и бабы: они его били – били. А если не золотое? То есть в переносном смысле, то, что это? А осколки-то не золотые.

6. Да, Пушкин снова мне помогает отгадывать «Курочку Рябу». Пушкин универсальное явление, ведь «Курочка Ряба» - сложная сказка. Пушкин помогает нам создать свой контекст-исследование по «Курочке Рябее», то есть помогает углубиться в язык этой сказки, которая кажется очень простой.



Почему «Курочка Ряба» легко запоминается? Почему все знают наизусть? А, может быть, какая-либо тайна в ней? Ведь много и других коротких, складных, с нехитрым сюжетом. А, может быть, эта сказка заложена в нас генетически? То есть, как знание о мире, как философия, как мировоззрение? (Да)

Вот и начнем сейчас докапываться до корней, до сути, ведь в сказке все плачут. Это вселенское горе!

Слушаем сообщения учеников о финском мифе, корейском «Пурпурное яйцо». О чудесном яйце, философском яйце, о славянском мифе о солнце (у средневековых алхимиков), о мировом космическом праяйце. Первичное местообитание первопредков. Золотое это солнце огромное, пурпурное – это в Индии, Китае и Азии. У славян: кто снёс это яйцо (петух, птица, а змея высиживала или это была жаба).

Итак, с древнейших времен яйцо – символ жизни, олицетворение Вселенной, зародыш всего хорошего и плохого, сокровище и тайна бытия, и начало и конец всего. И действительно так: яйцо белое, хрупкое, в нем всего 2 вещества – желтое и белое, а рождаются бабочки, крокодилы, тараканы, змеи и т.д. В сказке о Кощее бессмертном изображают начало и конец, недолгая жизнь яйца и человека.

В пасхальный праздник яйцо воспринимается как магическое, пасхальное: белое – это чистота и совершенство, красное – капли крови Христа.

Какое же яйцо Курочки Рябы? Мифическое, так как оно золотое, источник материального блага. А как же мы живем? Почему старик со старухой не продали золотое яйцо, не хранили его? Это беспечность? Или цельность натуры нашей? Возможно, это означает, что нужно беречь целое. Лучше полезное яйцо, чем яйцо-чудо. Мы ищем пользу. Действительно, что имеет не храним, потерявши – плачем.

У Булгакова есть произведение «Роковые яйца», в нем появились гигантские гады, которые могут погубить людей. Значит, это произведение о чувстве ответственности? (Да). Это определение судьбы.

Вывод: яйцо золотое, непростое, но не только из-за золота, значит, яйцо Курочки Рябы – чудо, красота, дар, богатство. А почему разбивают? (еду ищут, пользу) Значит, наши деды не ценили красоту, а искали выгоду, пользу? А кто же тогда прославил Гжель, Палех, Жостово, Хохлому? Кто воздвигал храмы и писал иконы? Давайте искать ответ во взрослом варианте сказки «Курочка Ряба» (раздать тексты). Это русский, белорусский и украинский варианты. Сравнить все три варианта сказки друг с другом.

Ответы:

1. мир рушится, так как мышь разбила яйцо, а не дед с бабой;

2. золотое и пестро, востро, костяно, мудрено, значит, оба ценны, удивительны, сокровенны.

3. что же это за яйцо такое?

(Учащиеся рассказывают о версиях о мифологическом происхождении яйца, о земном устроении, о мировом яйце, о мышке.)

Итак, рассказывают кратко об этом из славянской мифологии. А это древнейшие пласты культуры и вовсе не смешно изучать «Курочку Рябу» в старших классах, так как это завет наших предков, это очень серьезная сказка. Нам завещали беречь то, что мы имеем от прежней культуры, традиции предков. Мы богаты, у нас замечательное жанровое древо, его корни (обряды и мифы) и ствол (фольклор). Предки учат нас беречь землю, природу, Вселенную; жить просто, не богатеть же всем, жить естественно, скоромно в богатой России. Иначе все разрушим, будем плакать и ничего уже не надо будет: ни дома, ни колоколов и т.д.

Но человек ищет – бьет яйцо, бьет – хочет добра, тепла и света, а это верный признак нашего стихийного бытия. Это тайна. И можно понять, что мы ответственны перед будущим. Яйцо учит видеть хорошее и плохое, добро и зло, а они связаны, как белок и желток в яйце. Это и жизнь, и смерть. Здесь мы сохраняем, к сожалению, цельность нашей натуры. Красота спасет мир, но разбили красоту, разбили чудо и плачем. Учащиеся хором говорят наизусть: «Стихия народной жизни…».

В конце урока проводится пресс-конференция (15-20 минут). Это итог всей нашей беседы. Из учащихся выбирается один француз, остальные – россияне. Француз задает вопросы, а россияне отвечают.

Итак, возвращение к традициям мифологической школы сегодня – признак нового подъема русского национального самосознания и формирования основ филологии 21 века: глядим в корни, в прошлое и постигаем себя. Кто мы?

Мы с первого класса изучаем литературу, а глубоко ее не знаем, а надо сделать так: с первого класса учить ребенка описывать дерево, брать у дерева интервью в виде диалога (Чего ждет это дерево? Как смотрит на небо? и т.д.).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Духовный смысл сказки»

Автор: Иванова Зоя Алексеевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Исследовательская работа на тему: "Сказка-ложь, да в ней намек""
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-skazka-lozh-da-v-niei-namiek"
    ["file_id"] => string(6) "258823"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448565645"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация урока 10 класс Духовный смысл сказки"
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia_uroka_10_klass_dukhovnyi_smysl_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "438682"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1510607187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Театральная гостиная "Православные традиции в русских народных сказках" "
    ["seo_title"] => string(78) "tieatral-naia-ghostinaia-pravoslavnyie-traditsii-v-russkikh-narodnykh-skazkakh"
    ["file_id"] => string(6) "217417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433340192"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Духовный мир человека "
    ["seo_title"] => string(25) "dukhovnyi-mir-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "193077"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427561839"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства