kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Драма А.Н. Островского «Гроза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ учебного занятия по теме «Драма А. Н. Островского “Гроза”»

  1. Тема учебного занятия: «Драма А. Н. Островского “Гроза”»

Тема занятия соответствует рабочей программе дисциплины «Литература»

  1. Данная тема изучается в разделе программы «Литература второй половины 19 века»
  2. Методы и приёмы используемые на занятии: индивидуальная работа; групповая работа, частично-поисковый метод (комбинированный урок)
  3. На занятии использовалась технология сотрудничества.
  4. Прогнозируемый результат: формирование речевой компетенции, путём применения эффективных форм и методов работы.
  5. Итог: поставленные цели и задачи занятия реализованы полностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Драма А.Н. Островского «Гроза» »



Драма А.Н. Островского «Гроза»



Драма А. Н. Островского «Гроза»

Тип урока: комбинированный

Цель занятия: Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

Методическая цель: формирование речевой компетенции, путём применения эффективных форм и методов работы.

Задачи:

  • обучающие:

  • рассмотреть историю создания драмы «Гроза», ее композицию и жанровое своеобразие;

  • исследовать город Калинов; отобразить быт и нравы мещанства;

  • систематизировать знания студентов по истории и теории литературы;

  • систематизировать знания о значимости роли Островского в культуре 19в., показать своеобразие творчества;

  • отобразить быт и нравы мещанства;

  • показать значение творчества писателя в развитии национального театра и преобразовании языка;

  • формировать языковую и речевую культуру студентов.

  • развивающие:

  • использовать современные технологии обучения для развития у студентов навыков активного усвоения учебного материала;

  • создать условия для формирования навыка решения учебных задач;

  • способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий;

  • развивать ИКТ-компетенции и коммуникативные способности студентов.

  • воспитательные:

  • воспитывать настойчивость и познавательный интерес, умение слушать, желание работать до конца;

  • развивать положительное отношение к предмету.

Формы работы студентов: фронтальная, самостоятельная

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карточки с заданиями, текст, оформленная доска.


Структура и ход урока:

  1. Вводная часть

Приветствие. Организационный момент. Определение цели. Постановка задач

  1. Основная часть

    1. Создание и постановка

Доклад студента

Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».

«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана.

  1. История создания

«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана. Сюжет основан на реальных событиях.









2. Жанровое своеобразие пьесы

Доклад студента

Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” - спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”). 

Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом – ведь все, кроме нее, готовы идти на сделку с совестью и приспосабливаться к обстоятельствам. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”. 

Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Побеждает второе: “Будь что будет, а я Бориса увижу”. . Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”. 

Катарсис (очищающее воздействие трагедии на зрителей, возбуждение благородных, возвышенных стремлений) также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего. У Тихона в последней сцене вырывается крик, обращенный к матери: “Вы ее погубили! Вы! Вы!” 

По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох – эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье. 

Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Например, Дикой – купец, глава семьи – и Борис, который живет у него на иждивении – самодур и его жертва. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой (Феклуша, полусумасшедшая барыня). Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, – говорил Островский. 

Таким образом, можно сделать вывод, что авторское определение жанра пьесы Островского “Гроза” – это в большой степени дань традиции.

  1. Жанровое своеобразие

  1. Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиямЭлементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/

  2. Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

Вывод: Жанр – драма. Метод – реализм















3. Смысл названия

Островский для своей пьесы автор выбирает многозначное название.

Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно



  1. Смысл названия

  • Природное явление. Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается фи­нальная сцена пьесы.Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

  • Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего по­коления со стремлением к свободе, возможно­сти выбора молодых героев пьесы.

  • Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная».

  • Нравственные проблемы:

? проблема человеческого достоинства;

? проблема сохранения личности в условиях

деспотизма и морального угнетения;

? проблема честности, справедливости и способности сделать выбор.



































А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

К нему присоединяются конфликты :Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис - Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза – непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны – символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе. 

Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии – завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “... вон никак гроза заходит...” 

В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...” 

А разражается гроза только в сцене признания Катерины – в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан. 

Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”). 

Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”

Отношение персонажей к грозе

(доклад)

Гроза воспринимается всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому – судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого. 

А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”

Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы. 

Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...” 

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого – не мужа. 

Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) – и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”. 

Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать, ее стремление к свободе – это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” – кричит он матери. 

Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...” 

Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...” 

Гроза тоже не подчиняется ничему и никому – она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы). 



4. Сюжет и композиция

Пересказ одного из студентов содержания драмы

+

Зарисовка композиции драмы

5. Город Калинов и его обитатели

Аудиозапись Аквариум «Город золотой»

На берегу широкой реки Волги расположился небольшой городок Калинов. Именно в нем происходят интересующие нас события.

Город Калинов, изображенный в пьесе “Гроза”,-это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ России середины прошлого столетия в целом. 

Большинство семей в городе жизнь протекает согласно «Домострою»

Домострой – памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Пример Домостроя в драме (будет в видео)

Кабанова. Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей

волей жить.

Кабанов. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Кабанова. Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?

Кабанов. Да я, маменька...

Кабанова (горячо). Хоть любовника заводи! А? И это, может быть, по-твоему, ничего? А? Ну, говори!

Кабанов. Да, ей-богу, маменька...

Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и

говорить! Только грех один!



Жители города говорят о нем следующее: (видео)

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной' не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от , радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. "Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку". Я было хотел все это стихами изобразить...

Борис. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.

  1. Заключительная часть

Оценки за урок + выводы + Домашнее задание

Приложение 1

Пример Домостроя в драме (будет в видео)

Кабанова. Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей

волей жить.

Кабанов. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Кабанова. Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?

Кабанов. Да я, маменька...

Кабанова (горячо). Хоть любовника заводи! А? И это, может быть, по-твоему, ничего? А? Ну, говори!

Кабанов. Да, ей-богу, маменька...

Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и

говорить! Только грех один!







Приложение 2

Жители города говорят о нем следующее: (видео)

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной' не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от , радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. "Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку". Я было хотел все это стихами изобразить...

Борис. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.



Приложение 3

«Гроза»

Действующие лица

Савёл Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Человек злой и скупой.


Борис, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Сам по себе, неплохой, но слаб характером и волей.


Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова. Властная, жестокая, весьма ограниченная женщина.


Тихон Иванович Кабанов, дворянский сын. Находится в полном подчинении у матери, боится ее.


Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова. Умная, красивая душой и телом. Обладает живой, жизнелюбивой душой, но жестокость Кабанихи, безволие Тихона и трусость Бориса толкают ее к самоубийству.


Варвара, сестра Тихона. Равнодушная и холодная девушка, действует только в корыстных целях.


Кулигин, крестьянин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.


Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.


Шапкин, мещанин.


Феклуша, странница.


Глаша, девка в доме Кабанихи.


Барыня с двумя лакеями, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.


Городские жители обоего пола (м/ж), а также гости с города Нововолжье (м/ж)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Драма А.Н. Островского «Гроза»

Автор: Старцова Ольга Алексеевна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока. А.Н.Островский. Драма "Гроза". Анализ первого действия."
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt_uroka_a_n_ostrovskii_drama_groza_analiz_piervogho_dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "395894"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488130960"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Тест по драме А.Н.Островского "Гроза""
    ["seo_title"] => string(38) "tiest_po_dramie_a_n_ostrovskogho_groza"
    ["file_id"] => string(6) "356833"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1478627028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского "Гроза""
    ["seo_title"] => string(63) "ideino_khudozhestvennoe_svoeobrazie_dramy_a_n_ostrovskogo_groza"
    ["file_id"] => string(6) "543282"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1584542959"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация "Драма А.Н.Островского "Гроза". Город Калинов и его обитатели" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-drama-a-n-ostrovskogho-groza-gorod-kalinov-i-iegho-obitatieli"
    ["file_id"] => string(6) "143586"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418561379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Калинов и калиновцы. Урок по драме А.Н. Островского "Гроза"."
    ["seo_title"] => string(56) "kalinov_i_kalinovtsy_urok_po_drame_a_n_ostrovskogo_groza"
    ["file_id"] => string(6) "648354"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1711906334"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства