- воспитательные: воспитывать у детей любовь к чтению классической литературы.
Где ты, гроза - символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
Пушкин
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой…
Некрасов
Ход урока. Организационный момент.
Слово учителя об истории создания драмы Островского «Гроза»
Как изучать драматическое произведение? ( «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства; чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует, - надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует,»- писал В.Г.Белинский.
Как преодолеть эту трудность? (Надо включить свое воображение, т.е. представить внешний облик героев, их манеру говорить, двигаться. Читателю помогут авторские ремарки, описание места действия и т. д.)
Но мы изучаем не сценическую постановку, а ее литературную основу:
- идейно-тематическое содержание;
-композицию;
- характеры;
- язык персонажей
5. При этом необходимо помнить особенности драматургии:
-отсутствие описательной речи автора;
-большая острота проявления конфликтных ситуаций;
- речь героев как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитательные: воспитывать у детей любовь к чтению классической литературы.
Где ты, гроза - символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
Пушкин
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой…
Некрасов
Ход урока. Организационный момент.
Слово учителя об истории создания драмы Островского «Гроза»
Как изучать драматическое произведение? ( «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства; чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует, - надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует,»- писал В.Г.Белинский.
Как преодолеть эту трудность? (Надо включить свое воображение, т.е. представить внешний облик героев, их манеру говорить, двигаться. Читателю помогут авторские ремарки, описание места действия и т. д.)
Но мы изучаем не сценическую постановку, а ее литературную основу:
- идейно-тематическое содержание;
-композицию;
- характеры;
- язык персонажей
5. При этом необходимо помнить особенности драматургии:
-отсутствие описательной речи автора;
-большая острота проявления конфликтных ситуаций;
- речь героев как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей.
История создания произведения (рассказывают заранее подготовленные учащиеся)
Драма «Гроза» была напечатана в 1860 г., когда трещали устои крепостничества и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. У Островского гроза не только величественное явление природы, но и социальное потрясение.
Работа над первым действием.
С чего начинается драма?
Опишите город Калинов;
Что рисует песня Кулигина? (Русский ландшафт – ровный, стелющийся по земле без конца и края.)
Что можно сказать о жизни в городе?
Каков ритм жизни? (Медленный, скучный, под стать тому томительному , душному летнему дню. В домишках полутьма, затхлый дух купеческих комнат, и за глухо запертыми дверями бушует самодурство, упоение властью над зависимыми и «младшими»)
Герои произведения.
Кулигин – мещанин, механик –самоучка, отступает перед силой Дикого.Фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина, который был родом из Нижнего Новгорода, он изобрел часы, микроскоп, телескоп, семафорный телеграф.
Ваня Кудряш – приказчик Дикого, не боится хозяина.
Борис Григорьевич - племянник Дикого, живет у дяди ради получения своего наследства, которое ему оставили родители до определенного возраста.
Дикой Савел Прокофьевич – купец.
По словарю Даля человек «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший»
Катерина – Екатерина (греч.) – вечно чистая.
Варвара – от «варварить» праздновать, кутить, гулять (по Далю)
Рефлексия.
Домашнее задание. Прочитать 2 и 3 действие дать характеристику героям: Кабанихе, Катерине, Дикому, Тихону.