kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Калинов и калиновцы. Урок по драме А.Н. Островского "Гроза".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по пьесе А.Н. Островского "Гроза". Комментированное чтение 1 действия пьесы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Калинов и калиновцы. Урок по драме А.Н. Островского "Гроза".»

Калинов и калиновцы

Конспект урока по драме А.Н. Островского «Гроза»



Комментированное чтение 1 действия


Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего, вполне овладевшего собою таланта.

И. С. Тургенев


Цель: 1) дать понятие о драме, о драматическом конфликте, 2) познакомить учащихся с историей создания драмы « Гроза», 3) анализ 1 действия.

  1. Проверка домашнего задания

  • Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?

  • Откуда драматург брал материал для своих пьес?

  • Каковы взгляды Островского на роль театра в жизни общества?

2. Словарная работа с литературоведческими терминами

Драма - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Драматический конфликт – 1) острое столкновение характеров и обстоятельств ( внешний конфликт), 2) внутренняя борьба в душе героя ( внутренний конфликт).

Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, ими переживаемые.

2б. История создания пьесы «Гроза»

Писать « Грозу» Островский начал в июне 1859г. Созданию «Грозы» предшествовало путешествие по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Закончил пьесу драматург 9 октября того же года. Первое представление « Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 г. в Малом театре. В главной роли играла Никулина-Косицкая.

3.Знакомство с афишей

Афиша пьесы представляет собой значимую часть её экспозиции и даёт первое представление о месте действия, о времени действия и о действующих лицах. Какие представления может получить зритель, открыв эту афишу? Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы ) , на характер имён и фамилий, на место и время действия.

Островский находит такие имена, отчества и фамилии для своих героев, которые настолько органичны и естественны, что кажутся единственно возможными. (Катерина в переводе с греческого означает «вечно чистая», отчество Дикого «Прокофьич» в переводе с греч. значит «успевающий», Варвара-«грубая»)

4.Словарная работа

Самодур- человек, который действует по прихоти, по личному произволу

Ханжа-лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью.

5.Комментированное чтение 1 действия

1явление

Где происходит действие?


В провинциальном городе Калинове, что располагается на берегу реки Волги.
Пьеса не случайно открывается картиной общественного сада, расположенного на берегу Волги. 1 действие знакомит нас с главными героями пьесы, которые проходят на наших глазах через общественный сад.

Как первые реплики характеризуют героев?


Кулигин восторгается красотой природы. Кудряш не понимает этих восторгов.

Важно отметить характерный приём Островского: что-то очень важное в облике каждого из героев обнажает первая же реплика, произнесённая им.


Как происходит знакомство читателей с Диким и Кабанихой? Что мы узнаём из диалога Кулигина, Кудряша, Шапкина о них? Как они относятся к купцам-самодурам?


Кулигин, Кудряш, Шапкин сходятся в осуждении самодуров, но если Кудряш готов отстаивать свою независимость (« Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»), то Кулигин предпочитает покориться силе диких («Лучше уж стерпеть»). А Шапкин предпочитает быть подальше от самодуров («Отойдём к стороне, ещё привяжется, пожалуй»).

Так в пьесе предстают 2 лагеря: самодуры и жертвы самодуров. Для людей «угнетённой партии
« намечается 2 пути: бороться с самодурами или покориться.


2-3 явления


Во 2 и 3 явлениях мы становимся свидетелями столкновения самодуров и их жертв


Нарисуйте портрет Дикого (расскажите о его отношении к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику)


Дикой – дюжий, дородный купчина. Он груб, жесток, деспотичен. Все трепещут перед ним. Речь резка, отрывиста.

На чём основана власть диких? ( Читаем монолог Кулигина «Жестокие нравы…»).


Причина порабощения одних людей другими в следующем: 1) материальная зависимость, 2)традиционная покорность калиновцев.

Обратим внимание на жизненную позицию Кулигина.Он с болью сердечной говорит о «жестоких нравах» города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель, его проекты «помочь обществу» неосуществимы.


В чём особенность речи Кулигина?


С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет стаославянские слова и фразеологизмы, цитаты из Библии.

Итак, перед нами из диалогов героев, из монолога Кулигина предстаёт «тёмное царство», царство самодуров и их жертв. Но в 1 действии дана неоднозначная оценка «тёмного царства».


Как отзывается о Калинове Феклуша?


Так сталкиваются разные оценки «тёмного царства».

Феклуша говорит о добродетелях, о благочестии, а Кулигин – о том, что скрыто под маской благочестия. Зло, ханжество - вот основные черты нравственного облика «темного царства». А с другой стороны- покорность или разгул.

5 явление

Чтение по ролям


Если в предыдущих явлениях мы заочно познакомились с Кабановой и Катериной ( о Кабановой говорили Кулигин с Кудряшом, о Катерине – Борис), то сейчас эти героини сами появляются на сцене.

Какой вы себе представляете Кабанову?


Кабанова – высокая, грузная старуха. Носит тёмное старомодное платье. Держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значимо.


Как в диалоге оправдывается характеристика, которую даёт Кабанихе Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем!»

Кабанова появляется перед нами с наставлениями на устах.

Из диалога мы видим, что Кабанова – глава семьи. Ей одной дано слово. Остальные только отвечают. Она читает нравоучения, жалуется, упрекает домашних в том, чего нет – в не покорности, в неуважении, буквально подом их ест упрёками.


На каких основах должна, по мнению Кабанихи,, строиться семейная жизнь?


Семейная жизнь должна строиться на основе подчинения младших старшим. Основой семейных отношений должны быть домостроевские законы жизни.

«Домострой» - произведение русской литературы 16 века – свод житейских правил и наставлений. «Домострой» защищал принципы патриархального быта.

Кабанова убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет.


Каковы особенности речи Кабановой?

Народная фразеология, пословицы и поговорки ( « Что ты сиротой-то прикидываешься?», «Чужая душа – потёмки»). Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетаний, однотипных предложений («…кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхвала»)

Как относятся к Кабанихе и её поучениям Тихон, Варвара, Катерина ?


Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится уверить её в своём послушании.

Варвара на протяжении диалога не промолвила ни одного слова, но «про себя» иронизирует над матерью, осуждает её ( «Не уважишь тебя, как же!»)

Катерина.

Первая реплика – возражение на упрёк Кабановой.Сравним возражение Тихона и Катерины на упрёки Кабановой. Тихон произносит свои оправдания жалобно и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на «вы». Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки в отсутствии любви. Но с каким достоинством и вместе с тем как просто говорит она. Характерно и это обращение на « ты» ( как к равной), и стремление к простым человеческим отношениям. На искренние слова Катерины Кабанова возражает: «Что ты выскочила в глазах-то поюлить!…».Катерина глубоко оскорблена этим подозрением. И далее она отстаивает право на уважение. Она никому не хочет угождать, она хочет любить мужа , свекровь и быть любимой ими.

Так познакомились мы с Катериной. И сразу же ощутили, что она не чета Тихону, что она и Кабанова враждебны друг другу, что это люди разного склада, по-разному понимающие жизнь и человеческие отношения.

6.Домашнее задание:1) дочитать 1действие, прочитать 2 действие;

2) ответить на вопросы:

а) какое значение имеет монолог Катерины в 7 явл.(1д.);

б) что мы узнаём из него о жизни Катерины в доме родителей?

в) в чём сущность трагедии Катерины?


Душевная драма Катерины.

Цель: выявить истоки душевной драмы Катерины.

1.Комментированное чтение 1 и 2 действия.

Чтение по ролям 7 явл.

Как вы думаете, почему Катерина раскрыла свою душу Варваре?

Она почувствовала в Варваре участие к себе. Оказывается есть человек, который жалеет её, любит её, и раскрывается её душа, и она готова поделиться с новой подругой всем самым сокровенным и заветным.

Что мы узнаём о жизни Катерины в доме родителей?

В чём видит Катерина разницу между жизнью в доме родителей и у Кабановой?

В чём сущность трагедии Катерины?

Катерина в доме Кабановых задыхается, тоскует по воле, по любви. В её уме рождается смутно мысль уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо подавить, ведь она замужняя женщина. Страшная борьба уже, видимо, давно происходит в сердце молодой женщины. Мы застаём её в разгаре этой напряжённой внутрен. борьбы. Она не хочет видеть любимого, пытается подавить в себе живое, пробуждающееся чувство.

А.Н. Островский «Бесприданница».

1 группа. В цыганском таборе. ( Лариса и её мать).

  1. Что узнаём мы о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны Огудаловой?

  2. Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется её речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

  3. Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в её судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явлении 2 действия о жизни в деревне, о Карандышеве?

  4. С какой целью вводит Островский в текст 2 действия романсы « Не искушай меня без нужды…», «Матушка – голубушка»?

2 группа. «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Лариса).

1.Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица: Кнуров, Вожеватов, Карандышев?

2. За что полюбила Лариса Паратова?

3. Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются в его взаимоотношениях с Ларисой?

Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в 8 явл. 2 действия, в 12 явл. 3 действия, в 7 явл.4 действия.

3 группа. «Я вещь, а не человек».( Взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и Вожеватовым).

  1. Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображённых в драме «Гроза»?

  2. Как рисует Островский взаимоотношения между купцами?

  3. Как характеризует Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе? В чём выразились бездушие, расчётливость и цинизм этих отношений?( Проследите по тексту 4 действия).


4 группа. « Я ваш хозяин» ( Лариса и Карандышев).

  1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Кнуровым, Вожеватовым, Паратовым и другими героями?

  2. Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? Проследите по тексту драмы
    ( 4 явл. 1 действия , 6 явл. 2 действия, 11,13, 14 явл. 3 действия, 10-11 явл. 4 действия) .

  3. В чём сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Калинов и калиновцы. Урок по драме А.Н. Островского "Гроза".

Автор: Найдина Ирина Алексеевна

Дата: 31.03.2024

Номер свидетельства: 648354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства