Просмотр содержимого документа
«Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского "Гроза"»
Драма «Гроза»
Идейно-художественное своеобразие
План урока
Творческая история «Грозы».
Тема, идея, конфликт пьесы.
Композиция пьесы, жанр.
Творческая история «Грозы»
Писалась в течение лета и осени 1859 года
В этом же году поставлена на сцене театра
Напечатана в 1860 году. Это период, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили люди эпохи 50-60 гг.
ОСНОВНАЯ ТЕМА «ГРОЗЫ»
СТОЛКНОВЕНИЕ
МЕЖДУ
УТЕСНЯЕМЫМИ
И УТЕСНИТЕЛЯМИ
МЕЖДУ
НОВЫМИ ВЕЯНИЯМИ
И СТАРЫМИ
ТРАДИЦИЯМИ
МЕЖДУ СТРЕМЛЕНИЕМ ЛЮДЕЙ К СВОБОДНОМУ ПРОЯВЛЕНИЮ
СВОИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРАВ, ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И
ГОСПОДСТВОВАВШИМИ В ПРЕДРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ И СЕМЕЙНО – БЫТОВЫМИ ПОРЯДКАМИ
КОНФЛИКТ
Конфликт между
старыми социально-бытовыми принципами
и новыми, прогрессивными стремлениями
к равноправию,
к свободе человеческой личности
Катерина и Борис – окружающая среда
Кулигин –
Дикой и Кабаниха
Варавара - Кабаниха
Борис - Дикой
Кудряш - Дикой
Тихон - Кабаниха
Общая тема «Грозы» влечет за собой ряд частных тем:
Характеристика материально-правового положения всех слоев общества той эпохи (рассказы Кулигина, реплики Кудряша и Бориса, поступки Дикого и Кабанихи);
Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов ;
Рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается тема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;
Окружающая п рирода и разное отношение к ней действующих лиц
И.А. Гончаров
«В «Грозе» улеглась широкая картина национального быта и нравов»
Композиция пьесы
Экспозиция
– картины волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I , явл. 1-4)
Завязка – На придирки свекрови Катерина
с достоинством отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь.
Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя на доказываю».
(Д. I , явл. 5)
Развитие конфликта между героями,
в природе дважды собирается гроза
Первая кульминация–
Катерина признается в грехе
и падает без чувств
Вторая кульминация–
последний монолог Катерины,
когда прощается не с жизнью,
которая нестерпима, а с любовью
Развязка –
самоубийство Катерины, потрясение обитателей города,
Тихона, который будучи живым,
завидует умершей жене (Д. V , явл. 7)
Жанровое своеобразие
Трагедия – конфликт между героями приводит к трагическим последствиям
Элементы комизма
Драма (по мнению Островского)
Город Калинов и его обитатели (д. I – IV)
«Чудеса! Наглядеться не могу». (Кулигин)
Работа с текстом
Что мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?
Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.
На чем основано самодурство таких людей, как Дикой?
Какова жизненная позиция Кулигина?
Где происходит действие II (явл. 1)? Кто действующие лица, их роль?
Кто такая Феклуша?
О чем она сообщает Глаше? С каким героем её можно противопоставить?
О чем рассказывает Феклуша в Д. II , явл. 1?
Как речь Феклуши отражает её характер?
Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности её речи.
Д. III , явл. 1. разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?
Д. III , явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?
Д. III , явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о нравах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.
Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову
Каков её душевный облик? Черты характера, взаимоотношения с другими героями?
Кто дает ей первую характеристику (явл. 3)? Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?
На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь?
Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?
Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?
Д. IV , явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.
Как показывает эти картины автор в этом действии?
Как горожане выражают свое отношение к Дикому?
Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?
Сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.
Ответить на вопросы,
сделать закладки
Образ Катерины
Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?
Явл. 7. в каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем её своеобразие?
Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?
Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?
В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?
Дома
Индивидуальное:
Образ Катерины в оценке Добролюбова
Образ Катерины в оценке Писарева
Опережающее
Учить наизусть на выбор отрывок:
Д I . Явл. 3. Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, …» - «…Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку»
Д I . Явл. 7. Катерина: «Какая я была резкая!» - «…Точно я снова жить начинаю, или …уж и не знаю».
Д I I I . Явл. 3. Кулигин: «Вот какой, сударь, у нас городишко…» - «Да вот пара!»