kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского "Гроза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского "Гроза"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского "Гроза"»

Драма «Гроза» Идейно-художественное своеобразие

Драма «Гроза»

Идейно-художественное своеобразие

План урока

План урока

  • Творческая история «Грозы».
  • Тема, идея, конфликт пьесы.
  • Композиция пьесы, жанр.
Творческая история «Грозы»

Творческая история «Грозы»

  • Писалась в течение лета и осени 1859 года
  • В этом же году поставлена на сцене театра
  • Напечатана в 1860 году. Это период, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили люди эпохи 50-60 гг.
ОСНОВНАЯ ТЕМА «ГРОЗЫ» СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЖДУ УТЕСНЯЕМЫМИ И УТЕСНИТЕЛЯМИ МЕЖДУ НОВЫМИ ВЕЯНИЯМИ И СТАРЫМИ ТРАДИЦИЯМИ МЕЖДУ СТРЕМЛЕНИЕМ ЛЮДЕЙ К СВОБОДНОМУ ПРОЯВЛЕНИЮ СВОИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРАВ, ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ГОСПОДСТВОВАВШИМИ В ПРЕДРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ И СЕМЕЙНО – БЫТОВЫМИ ПОРЯДКАМИ

ОСНОВНАЯ ТЕМА «ГРОЗЫ»

СТОЛКНОВЕНИЕ

МЕЖДУ

УТЕСНЯЕМЫМИ

И УТЕСНИТЕЛЯМИ

МЕЖДУ

НОВЫМИ ВЕЯНИЯМИ

И СТАРЫМИ

ТРАДИЦИЯМИ

МЕЖДУ СТРЕМЛЕНИЕМ ЛЮДЕЙ К СВОБОДНОМУ ПРОЯВЛЕНИЮ

СВОИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРАВ, ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И

ГОСПОДСТВОВАВШИМИ В ПРЕДРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

ОБЩЕСТВЕННЫМИ И СЕМЕЙНО – БЫТОВЫМИ ПОРЯДКАМИ

КОНФЛИКТ Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности Катерина и Борис – окружающая среда Кулигин – Дикой и Кабаниха Варавара - Кабаниха Борис - Дикой Кудряш - Дикой Тихон - Кабаниха

КОНФЛИКТ

Конфликт между

старыми социально-бытовыми принципами

и новыми, прогрессивными стремлениями

к равноправию,

к свободе человеческой личности

Катерина и Борис – окружающая среда

Кулигин –

Дикой и Кабаниха

Варавара - Кабаниха

Борис - Дикой

Кудряш - Дикой

Тихон - Кабаниха

Общая тема «Грозы» влечет за собой ряд частных тем:

Общая тема «Грозы» влечет за собой ряд частных тем:

  • Характеристика материально-правового положения всех слоев общества той эпохи (рассказы Кулигина, реплики Кудряша и Бориса, поступки Дикого и Кабанихи);
  • Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов ;
  • Рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается тема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;
  • Окружающая п рирода и разное отношение к ней действующих лиц
И.А. Гончаров «В «Грозе» улеглась широкая картина национального быта и нравов»

И.А. Гончаров

«В «Грозе» улеглась широкая картина национального быта и нравов»

Композиция пьесы  Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д. I , явл. 1-4)  Завязка – На придирки свекрови Катерина с достоинством отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя на доказываю». (Д. I , явл. 5) Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза Первая кульминация – Катерина признается в грехе и падает без чувств Вторая кульминация – последний монолог Катерины, когда прощается не с жизнью, которая нестерпима, а с любовью Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города,  Тихона, который будучи живым, завидует умершей жене (Д. V , явл. 7)

Композиция пьесы

Экспозиция

– картины волжского простора и духоты калиновских нравов

(Д. I , явл. 1-4)

Завязка – На придирки свекрови Катерина

с достоинством отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь.

Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя на доказываю».

(Д. I , явл. 5)

Развитие конфликта между героями,

в природе дважды собирается гроза

Первая кульминация

Катерина признается в грехе

и падает без чувств

Вторая кульминация

последний монолог Катерины,

когда прощается не с жизнью,

которая нестерпима, а с любовью

Развязка

самоубийство Катерины, потрясение обитателей города,

Тихона, который будучи живым,

завидует умершей жене (Д. V , явл. 7)

Жанровое своеобразие

Жанровое своеобразие

  • Трагедия – конфликт между героями приводит к трагическим последствиям
  • Элементы комизма
  • Драма (по мнению Островского)
Город Калинов и его обитатели (д. I – IV) «Чудеса! Наглядеться не могу». (Кулигин)

Город Калинов и его обитатели (д. I – IV)

«Чудеса! Наглядеться не могу». (Кулигин)

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Что мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?
  • Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
  • Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.
  • На чем основано самодурство таких людей, как Дикой?
  • Какова жизненная позиция Кулигина?
Где происходит действие II (явл. 1)? Кто действующие лица, их роль? Кто такая Феклуша? О чем она сообщает Глаше? С каким героем её можно противопоставить? О чем рассказывает Феклуша в Д. II , явл. 1? Как речь Феклуши отражает её характер? Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности её речи. Д. III , явл. 1. разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев? Д. III , явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого? Д. III , явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о нравах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.
  • Где происходит действие II (явл. 1)? Кто действующие лица, их роль?
  • Кто такая Феклуша?
  • О чем она сообщает Глаше? С каким героем её можно противопоставить?
  • О чем рассказывает Феклуша в Д. II , явл. 1?
  • Как речь Феклуши отражает её характер?
  • Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности её речи.
  • Д. III , явл. 1. разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?
  • Д. III , явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?
  • Д. III , явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о нравах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.
Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову Каков её душевный облик? Черты характера, взаимоотношения с другими героями? Кто дает ей первую характеристику (явл. 3)? Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5? На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь? Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи? Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?
  • Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову
  • Каков её душевный облик? Черты характера, взаимоотношения с другими героями?
  • Кто дает ей первую характеристику (явл. 3)? Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?
  • На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь?
  • Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?
  • Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?
Д. IV , явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

Д. IV , явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

  • Как показывает эти картины автор в этом действии?
  • Как горожане выражают свое отношение к Дикому?
  • Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?
  • Сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.
Ответить на вопросы, сделать закладки Образ Катерины

Ответить на вопросы,

сделать закладки

Образ Катерины

  • Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?
  • Явл. 7. в каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем её своеобразие?
  • Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?
  • Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
  • Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?
  • В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?
Дома  Индивидуальное: Образ Катерины в оценке Добролюбова Образ Катерины в оценке Писарева  Опережающее

Дома

Индивидуальное:

  • Образ Катерины в оценке Добролюбова
  • Образ Катерины в оценке Писарева

Опережающее

  • Учить наизусть на выбор отрывок:
  • Д I . Явл. 3. Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, …» - «…Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку»
  • Д I . Явл. 7. Катерина: «Какая я была резкая!» - «…Точно я снова жить начинаю, или …уж и не знаю».
  • Д I I I . Явл. 3. Кулигин: «Вот какой, сударь, у нас городишко…» - «Да вот пара!»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского "Гроза"

Автор: Исакова Елена Викторовна

Дата: 18.03.2020

Номер свидетельства: 543282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства