kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Достоевский "Мальчик у Христа на елке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения, посвящен анализу рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Цель: формирование умений анализировать и понимать смысл рассказа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Достоевский "Мальчик у Христа на елке"»


Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Задачи:

- познакомиться с художественной организацией «внутреннего» мира в рассказе Достоевского;

- уяснить роль субъекта изображения (точки зрения) в создании у читателя определенного впечатления от прочитанной истории.



УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова - русской классики.


Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу "Мальчик у Христа на елке".


Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.


Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА …

УЧИТЕЛЬ: Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес - в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…


УЧЕНИК: Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.




УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.


Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что "все это могло случиться действительно".

А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?


УЧЕНИК: Я думаю, автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.


УЧЕНИК: Достоевскому важно, как мне кажется, дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.


УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.


Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе. (Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств):

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.

10."Христова ёлка".

11.Маленький трупик.


Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.


??? Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?


УЧЕНИК: Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.

УЧИТЕЛЬ: Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…

УЧЕНИК: Знакомство с героем рассказа

УЧИТЕЛЬ: Развитие действия…

УЧЕНИК: Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.

УЧИТЕЛЬ: Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод…

УЧЕНИК: Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.

УЧИТЕЛЬ: Это кульминация рассказа. А развязка?

УЧЕНИК: Мальчик умирает.

УЧИТЕЛЬ: (показывает композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь). Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его "эмоциональное движение".


Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ("…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).


Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст - "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.


??? Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?


УЧЕНИК: В моем представлении этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.


УЧЕНИК: И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. ("…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).


??? Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?


УЧЕНИК: Чувство брезгливости, безысходности, тупика.



УЧИТЕЛЬ: В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ("Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз… Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").


??? Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?



УЧЕНИК: Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.


УЧИТЕЛЬ: Запишем в тетрадь определения, что такое "портрет" и "пейзаж".

Портрет - изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.


Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).


??? Вспомните, во что был одет мальчик?


УЧЕНИК: В халатик.


УЧИТЕЛЬ: Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".


??? Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?


УЧЕНИК: Мне кажется, Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы.


УЧЕНИК: А я думаю, что эта копеечка ему была не нужна.

УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.


??? Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?


УЧЕНИК: Мне кажется, чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.


УЧЕНИК: Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.


УЧИТЕЛЬ: Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".


??? Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?


УЧЕНИК: "Вспомнил, заплакал, побежал".


УЧИТЕЛЬ: Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.


??? Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.


УЧЕНИК: "Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.


УЧЕНИК: "Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.


УЧИТЕЛЬ: Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".


??? Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?


УЧЕНИК: Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…


УЧИТЕЛЬ: Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.


??? Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?


УЧЕНИК: Я думаю, Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые.


УЧЕНИК: Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.


УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.


УЧИТЕЛЬ: В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.


???А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.


УЧЕНИК: "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".


УЧИТЕЛЬ: Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.


??? Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?


УЧЕНИК: По-моему, милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").


УЧИТЕЛЬ: Запишем в тетрадь, что такое "милосердие". Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.


ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

1.Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

2.Портрет, пейзаж, интерьер, описание среды обитания, художественные детали - система средств, соответствующая авторскому замыслу.

3.Вера, милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен "Девочка со спичками", Л.Андреев "Ангелочек", А.Куприн "Чудесный доктор".



УЧИТЕЛЬ: У вас на столах лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую ёлку. (Дети "украшают" ёлку).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Достоевский "Мальчик у Христа на елке"

Автор: Коклейкина Галина Александровна

Дата: 03.10.2023

Номер свидетельства: 637526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Разработка интегрированного урока по литературе и психологии по рассказу Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_intieghrirovannogho_uroka_po_litieraturie_i_psikhologhii_po_rasskazu_"
    ["file_id"] => string(6) "396680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488301272"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока "
    ["seo_title"] => string(45) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "164719"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691464"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Мальчик у Христа на ёлке- презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(52) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "164722"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422691807"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока по литературе для 5 класса по произведению Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literature_dlia_5_klassa_po_proizvedeniiu_f_m_dostoevskogo_mal"
    ["file_id"] => string(6) "518974"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567437402"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке" "
    ["seo_title"] => string(45) "f-m-dostoievskii-mal-chik-u-khrista-na-ielkie"
    ["file_id"] => string(6) "160898"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422126879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства