kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе для 5 класса по произведению Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая разработка урока

Конспект урока по литературе в 5 классе

 «Изучение биографии Ф.М. Достоевского и анализ произведения "Мальчик у Христа на елке».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе для 5 класса по произведению Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"»









Практическая разработка урока

Конспект урока по литературе в 5 классе

«Изучение биографии Ф.М. Достоевского и анализ произведения "Мальчик у Христа на елке».







Автор: Григорьева Юлия Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы

















Практическая разработка урока

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема урока: «Изучение биографии Ф.М. Достоевского и анализ произведения "Мальчик у Христа на елке».

Класс: 5.

Время проведения урока:10:00 – 10:45.

Контингент: 11 лет, количество учащихся – 21 человек.

Тип урока: комбинированый.

Вид урока: урок-беседа.

Методы: эвристический, творческое чтение, анализ вслед за автором.

Цель: формирование и развитие у учащихся навыков комплексного анализа художественного произведения на примере рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке".

Задачи:

Обучающая: изучить идейное и художественное своеобразие рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" в произведении.

Развивающая: развить умение анализировать эпизод, объяснять его функцию в сюжете произведения.

Воспитывающая: формирование чувства сострадания , милосердия и нравственности учащихся посредством приобщения их к чтению и осмыслению русской классики.

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

Организационный момент

Создание готовности учащихся на работу

Приготовление к работе на уроке



Проверка домашнего задания

Осуществляется проверка домашнего задания при помощи выборочного опроса

Активное участие в ответах на вопросы, поставленные педагогом

Фронтальный опрос

Установлен единый темп работы в классе, вовлеченность учащихся в образовательный процесс. Самооценка работы

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Вступительное слово учителя, актуализация знаний, помощь в постановке целей и задач урока

Актуализация знаний, постановка целей и зада урока

Фронтальный опрос. Развитие мотивации

Актуализация знаний

Изучение новых знаний 

Ориентировочная беседа. Беседа по композиции произведения Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Нахождение цитат в тексте и их аргументация

Ответы на поставленные вопросы учителя. Нахождение в тексе цитат, касающихся описания места, внешности героя. Проведение исследования литературного произведения. Осуществление поиска решения учебной задачи

Частичная поисковая форма. Побуждение к поиску.

Обучение исследовательской деятельности, обсуждение учебного материала, формулировка ответа на поставленные вопросы.

Первичная проверка понимания изученного

Контроль и корректировка ответов учащихся. Поддержание рабочей атмосферы

Представление результатов исследования, рассуждение и формулировка собственного мнения о происходящем в произведении.

Исследование и беседа

Участие учащихся в обсуждении и анализе произведения

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Выявление степени усвоения материала на примере фронтального опроса. Обобщение полученных знаний о биографии писателя и о произведении «Мальчик у Христа на елке»

Обобщение и выводы по результатам проделанной работы на уроке

Опрос

Систематизация полученных знаний

Контроль и самоконтроль, коррекция

Предоставление картинок на презентации для пересказа и анализа произведения. Выполнение в тетрадях задания

Самостоятельный анализ выбранных эпизодов из произведения, подкрепление слов цитатами из текста.

Индивидуальная форма

Контроль и анализ полученных знаний

Подведение итогов урока, рефлексия

Проведение беседы о духовных ценностях человека, выявление у учащихся знаний о морали, нравственности, полученных на уроке.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке. Оглашение домашнего задания

Ответы на поставленные вопросы учителем, высказывание собственного мнения о духовных ценностях человечества

Фронтальный опрос

Реальная оценка учащихся, соответствующая их самооценки. Получение учащимися знаний, предполагаемых изначально.



Содержание занятия

  1. Организационно-мотивационный этап занятия

Данный этап предполагает создание рабочей обстановки, формирование установок на усвоение нового материала. Настрой и мотивация учащихся на работу.

Преподаватель приветствует учащихся и проверяет их готовность для работы на уроке. Учитель создает проблемную ситуацию и мотивационную ситуацию, далее проводит краткий экскурс о том, что будет происходить на уроке. «Добрый день, ребята! Готовьтесь к уроку. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать и анализировать творчество великого русского писателя 19 века Фёдора Михайловича Достоевского. Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока». Дети активно слушают и записывают число и тему урока.

  1. Проверка домашнего задания

Данный этап помогает учителю оценить уровень подготовки учащихся к домашнему заданию. «Ребята, дома вам нужно было прочитать произведение Достоевского "Мальчик у Христа на елке", скажите, все ли прочитали произведение?» Учащиеся говорят о том, что произведение прочитано всеми и они готовы для анализа.

  1. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Данный этап предполагает постановку целей, задач урока, наставление на мотивацию для исследовательской деятельности. Этому может послужить беседа в форме ответов на вопросы учителя. Беседа в вопросно-ответной форме помогает учителю выявить определенные пробелы в знаниях учащихся, которые должным образом разрешатся в ходе урока. «Ребята, скажите, что вы знаете о творчестве Ф.М. Достоевского?» Учащиеся отвечают о том, что они только слышали об этом авторе, но не изучали ранее его творчество. Учитель рассказывает биографию писателя: «Нужно отметить слова Достоевского о его цели. Эта цель не только отразилась в его жизни, но и в творчестве безусловно: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Сейчас я расскажу вам о его жизни и творчестве, о его сложном пути, а вы, пожалуйста, внимательно послушайте и после моего рассказа мы с вами побеседуем.

Ф. М. Достоевский родился 30 октября 1821 года. Любовь к литературе Федору Михайловичу и его брату Михаилу привила с детства мать - Мария Федоровна Достоевская. Когда Федору Михайловичу исполнилось 16 лет - умерла его мать, поэтому ему пришлось забыть о поступлении на литературный факультет. В 1837 году Федор Михайлович вместе с братом поступают в Петербург в военно-инженерное училище. Спустя два года Достоевскому сообщают весть об ужасной смерти отца. Во время учебы в училище он занимается литературной деятельностью В 1844 году Достоевский задумывает писать произведение "Бедные люди" и вскоре, после прочтения известными людьми к нему приходят с благодарностью за столь ценное создание. После этого Достоевский входит в круг известных писателей того времени, посещает кружок Белинского, где его радостно встречают Одоевский, Панаев, Тургенев. Этот кружок назывался кружком Петрашевцев. За то, что он и его товарищи состояли в этом кружке, они были приговорены к смертной казни, но в последний момент ее заменили четырехлетней каторгой. В этот период Достоевский не публикуется по определенным причинам. В его творчестве наступает затишье. После выхода Достоевского с каторги, он отправляется в седьмой линейный сибирский батальон для прохождения службы солдатом. Во время каторги взгляды Достоевского на мир меняются, отсюда происходит его отношение к вере и Богу. В 1857 году Достоевский с женой и приемным сыном уезжают в Петербург, С 1860 по 1866 год Достоевский вместе со своим братом Михаилом работают в журнале "Время", а затем в журнале "Эпоха". Его литературный путь снова возобновляется, и в свет выходят его произведения «Записки из мертвого дома», "Записки из подполья". Далее в его жизни происходят несчастья – умирает его брат и позже жена. У Достоевского начинается очень сложный период в жизни. В это время он задумывает написание романа "Преступление и наказание", позже его публикуют. Далее он пишет произведение "Игрок", для его написания Достоевский нанимает стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Впоследствии она станет его женой и будет помогать Достоевскому до конца его дней в работе. Все заботы по поводу публикации книг она взяла на себя. Вместе они уезжают за границу, где Достоевский пишет роман"Бесы". Спустя год появляются произведение"Дневник писателя", далее им были написаны произведения"Подросток", "Кроткая". Последним и самым масштабным произведением в его жизни стало "Братья Карамазовы". А в 1881 году Достоевский умер от обострения своей болезни. После себя Достоевский оставил значительный вклад в литературе. Его произведения оценены, в основном, только после смерти. Но, несмотря на то, что произведения Достоевского нацелены на людей более старшего поколения, вам предлагается познакомиться с произведением "Мальчик у Христа на елке". Скажите, к какому жанру относится данное произведение?» Учащиеся делают свои предположения о жанре рассказа и приходят к общему выводу о том, что произведение относится к жанру святочного рассказа.

IV. Изучение новых знаний

Данный этап предполагает ориентировочную беседу с учащимися для того, чтобы нацелить учащихся на учебный процесс и внедрить новые понятия. Учитель также проводит беседа по композиции произведения с привлечением цитат из текста. Учитель рассказывает о жанре святочного рассказа, диктует учащимся определение и учащиеся записывают в тетради. «Ребята, скажите, пожалуйста, какое настроение у людей в Рождество? Как вы считаете, о чем мечтают люди в этот праздник?» Дети дают ответы: «Люди веселятся, их переполняют самые светлые эмоции. Они мечтают о том, чтобы в мире было только добро. Вы, зaмeтили, чтo автoр с пeрвых жe стрoк прeдупрeждает читaтеля o тoм, чтo " всe этo мoглo cлучиться дeйствитeльнe". Для чeго Достoевский делает акцент на этом и зачем он указывает на этот факт? Каждый из учащихся делает свои предположения, например: «Потому что автор хочет сказать своим произведением, что все это на самом деле происходило». Далее учитель задает ряд вопросов для того, чтобы подвести учащихся к самой главной теме и проблеме произведения: «Ребята, вспомните из произведения кто такие мальчики с ручкой и приведите примеры из текста.

Давайте теперь посмотрим на начало повествование. О скажем каким мы видим мальчика?

А почему Достоевский так кратко описывает внешность мальчика? Приведите примеры из текста.

Ребята, а что вы можете сказать о внешнем виде мальчика и можем ли мы провести параллель с его характером?

Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, на котором происходят события.

Давайте найдем описание жилища героя.

Ребята, что мы чувствуем, какие эмоции возникают у читателей после этих жутких описаний?

Ребята, а почему мама не может помочь ему?

Ребята, куда отправляется мальчик? Перескажите мне этот эпизод, также можно использовать цитаты из произведения.

Учащиеся приводят цитаты из произведения и делают выводы.

V. Первичная проверка понимания изученного

Данный этап включает в себя контроль учителя за ответами учащихся, корректировку их ответов, добавление комментариев в их ответы, поддержание рабочей атмосферы. Учитель устраивает беседу с учащимися, а также проводит фронтальный опрос для того, чтобы узнать мнение учащихся по тому или иному вопросу. Учитель выявляет признаки понимания текста у учащихся: «Ребята, в своем рассказе Достоевский описывает не только грязный подвал, но и город, давайте найдем цитаты из книги и постараемся проанализировать это.

Мы увидели некое противопоставление городу и подвалу, как вы сможете объяснить это? Что хотел показать этим автор?

-А во что был одет мальчик?

-  Слово "халатик" употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

- Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

-Ребята, давайте обратимся к главному эпизоду. Что мальчик видит на ёлке? Найдите цитаты в тексте.

-А почему они плакали?

Ребята, а можно ли присоединить сюда слово милосердие? Если да, то почему?

Они не смогли спасти своих детей от голода и бедности.

-Да, дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их.

-потому что они поняли, что матери их бросили не по злобе, порочности характера, а из- за жестокости и невыносимой самой жизни, быта.

Ребята, мы с вами провели анализ текста, давайте теперь порассуждаем какие жизненные уроки преподнес этим рассказом нам Достоевский?» Подобные вопросы учитель задает не только для того, чтобы произвести анализ текста, а еще для того, чтобы привнести в урок воспитательные моменты, касающиеся отношений людей в обществе.

VI. Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Данный этап предполагает выявление усвоенных знаний у учащихся, для этого учитель проводит фронтальный опрос, также опрос можно нацелить на дискуссию между учащимися и обратить внимание на мнение каждого. После чего учитель формирует степень уровня подготовки каждого учащегося. На примере приведенных вопросов нами показано как педагог организовывает на уроке фронтальный опрос среди учащихся: «Ребята, Достоевский очень тщательно "рисует" образы героев и их стиль поведения. А какие черты рождественского рассказа вы можете здесь найти? Какие примеры из других произведений, изученных вами ранее вы могли бы привести для определения жанра рождественского рассказа? Давайте вспомним, какие события из жизни Достоевского послужили толчком для написание произведения именно в таком жанре? »

VII. Контроль и самоконтроль, коррекция

Данный этап включает в себя контроль над полученными знаниями у учащихся и над их реализацией на практике. Для этого учитель задает четкий вопрос, касающийся основной темы произведения, чтобы узнать на сколько хорошо учащиеся усвоили тему урока и могут ли они проанализировать свои мысли, сначала рассказав их устно, а затем изложить в тетради. В конкретном произведении звучит тема милосердия и сострадания, учитель показывает картинки определенных эпизодов из произведения, а учащиеся должны рассказать об этом эпизоде, прибегая к собственной аргументации и применению исходного текста, то есть цитат. Далее учитель задает вопрос, на который учащиеся должны ответить самостоятельно, записав в тетрадь. А что такое милосердие для вас? Как вы понимаете это понятие?» После того, как учащиеся ответят на этот вопрос письменно, учитель выборочно опрашивает учащихся.

VII. Подведение итогов урока, рефлексия

Данный этап предполагает проведение беседы с учащимися о духовных ценностях человека, выявление у учащихся знаний о морали, нравственности, полученных на уроке. Для этого учитель задает вопрос: «Ребята, мы с вами провели анализ текста, давайте теперь порассуждаем о том, какие жизненные уроки преподнес этим рассказом нам Достоевский?» Учащиеся еще раз произносят фразы, которые произносили в течении урока Таким образом, данный этап заключает в себе всю систематизацию, полученную учащимися на протяжении урока. Учитель спрашивает учеников о том, как они могут оценить вою работу и после этого оглашает им результаты их работы на уроке. Результаты должны быть реальными и адекватными.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Григорьева Юлия Владимировна

Дата: 02.09.2019

Номер свидетельства: 518974


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства