Просмотр содержимого документа
«Добро и Зло в сказках Г-Х Андерсена»
ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат№1
Конспект урока по чтению и развитию речи
В 6 классе
«Добро и Зло в сказках Г. Х. Андерсена.»
Подготовила и провела:
Калюжная В.В.
2018г.
Цель: показать борьбу добра и зла на примере сказок Андерсена, торжество добра над злом, показать что все эти сказки объединяет тема доброты и милосердия .
Задачи :
расширить представления учащихся о литературном наследии знаменитого сказочника, пробудить интерес к чтению егопроизведений,привлечь внимание детей к сказкам Г. Х.Андерсена, доказать, что на примере этих произведений можно научиться быть добрыми и милосердным.
Научить выделять главное в произведении, оценивать поступки главных героев, обобщать, делать выводы.
3.Развивать и формировать коммуникативную культуру учащихся, воображение, творческую фантазию, интерес к предмету через игровую форму.
4.Воспитывать уважение и верность к дружбе, любви, состраданию, учить ценить и беречь эти чувства.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.
Формы обучения: коллективная, работа в парах и группах, индивидуальная.
Здравствуйте, ребята.
У нас сегодня немного необычный урок. Урок-исследование. Я предлагаю вам некоторое время побыть сегодня в роли юных исследователей. А кто из вас знает, кто такие исследователи?
Ответы детей.
Слайд2
Исследователи-это люди, которые что-то изучают более подробно, детально.
Исследователь наблюдает, задаёт вопросы, рассуждает, работает с литературой, сравнивает и анализирует.
Сейчас я предлагаю вам прослушать небольшую притчу( это небольшой поучительный рассказ, в котором заключена мудрость народа, поучительный смысл).
Слушайте внимательно и постарайтесь найти в моём рассказе тему нашего урока, т.е то, что мы будем с вами сегодня исследовать.
Слайд 3 притча о добре и зле. Чтение.
-Итак, какой вопрос нам предстоит сегодня рассмотреть на уроке?
Ответы детей.
Правильно, кто сильней в сказках Г.Х.Андерсена добро или зло? Это и будет темой нашего урока.
На протяжении нескольких месяцев мы с вами читали много сказок великого сказочника, но сегодня остановимся лишь на самых ярких из них. Мы будем переходить из одной сказки в другую, вспоминать героев , их поступки и действия, сюжет , сравнивать и делать выводы. А поможет нам в этом план исследования, который вы видите на доске. (прочитать)
Если в сказке побеждают добрые силы, то на доску крепим красное сердце, если же побеждает зло, то чёрное.
Для того , чтобы начать нашу работу, давайте с вами определим, что же такое добро?
Ответы детей.
Слайд4.
Если заглянуть в толковый словарь С.И.Ожегова, известного языковеда, то мы прочитаем как там трактуется слово добро.
Добро- всё положительное, хорошее, добрые поступки, дела, хорошее отношение ко всему живому.
Принято считать, что мир детства - это мир добра. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Но , к сожалению, в мире есть зло. Оно имеет много разных лиц, оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым.
Приведите примеры зла.
Ответы детей.
Один человек посмеялся над другим, над его недостатками, придумал обидное прозвище, не помог в трудную минуту ни словом, ни делом,
прошёл мимо чужого горя- всё это зло. И особенно пышно зло растёт там, где добро спит. Поэтому важно всем людям, а особенно детям ,сеять зёрна добра, растить его и приумножать.
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы должны отгадать название сказки, с которой мы начнём.
« В детстве над ним все смеялись,
Оттолкнуть его старались,
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.
Как называется эта сказка?
«Гадкий утёнок»
Анализируя эту сказку, мы немного отступим от плана ,потому что она несколько отличается от других сказок Андерсена. Скоро вы поймёте почему.
Я предлагаю вам вспомнить сюжет этой сказки по плану, который вы видите не экране.
Слайд5
1.рождение птенца.
2.знакомство на птичьем дворе.
3.побег утёнка.
4.жизнь в избушке.
5.встреча с прекрасными птицами.
6.чудесное превращение.
При пересказе 2 части (задаю вопрос: почему утенка прогнали с птичьего двора?
Он был не такой ,как все.
А надо ли быть таким как все?
Нет, т.к. каждый человек индивидуален, чем-то интересен. Надо учиться понимать и прощать друг друга.
Что чувствовал утёнок когда его обижали?
А вас обижали когда –нибудь, что чувствовали вы в этот момент?
(обиду, боль , страх, унижение)
На 4ч. Жизнь в избушке. Предлагаю диалог курицы с утёнком.
А что умеешь делать , умеешь ли ты нести яйца?
Нет, ответил печально утёнок..
Умеешь ли ты пускать искры из глаз? Спросил кот.
Тогда убирайся отсюда!
Что испытал утёнок, когда превратился в лебедя?
Найдите в тексте и прочитайте.
«он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился, тк.
доброму сердцу чуждо высокомерие!»
Чему мы научились у героя сказки?
Ответы детей.
Доброте, терпению к окружающим тебя людям. Такая доброта не требует героических поступков, она рядом, в отношениях людей друг к другу.
Какое же сердце мы прикрепим на доску? Красное или чёрное? Доброта душевная победила.
Но именно такой доброты, душевной, людской не хватало Андерсену при жизни. Так уж сложилось, что люди, восхищались его сказками, признавали его талант, но реальная жизнь была очень жестока к нему.
- В жизни Андерсена было много разочарований огорчений и обид. Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему – сыну сапожника и бедняка – следует знать свое место среди господ, советников и профессоров. Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его не называли в числе выдающихся литераторов, о нем говорили неправду, над ним насмехались. Недоброжелатели шипели ему в след: «Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника? Должно быть, он все- таки колдун! «Все хорошее во мне топтали в грязь», - говорил о себе Андерсен. Говорил он и более горькие вещи, сравнивая себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряли камни, ради забавы. А началось все с детства. Он был очень некрасивым ребенком. У него был очень длинный нос, а уши походили на маленькие крылышки. Над внешними недостатками человека, над людской некрасивостью смеются почти все и с большим удовольствием. Им, смеющимся, нет никакого дела до переживаний, обид и отчаяния того, над кем смеются. А люди проносят эту боль, пережитую в детстве, через всю свою жизнь.
Сказка «Гадкий утёнок» это жизнь самого сказочника, как поступали с утёнком, точно также поступали и с Андерсеном.
Сейчас, в настоящее время, в далёкой скандинавской стране Дании, в маленьком городе Оденсе, где родился Андерсен, жители помнят и любят этого доброго сказочника.
В самом городе много сказочных замков и красивых скульптур из сказок Андерсена.
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в этот сказочный город.
Просмотр клипа . «Андерсен и его герои».
Клип на 1м 37с.выключить. памятник в Словакии.
Переходим к следующей сказке, послушайте загадку.
«Девочка спит, и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает
Жаба под утро её украдёт, в нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно, нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
Правильно. «Дюймовочка»
Слайд6
чтобы вспомнить сюжет сказки я предлагаю вам в помощь карту, на которой изображены сюжетные картинки, но нет номеров. вы должны в правильной последовательность соединить картинки стрелками и пронумеровать их.(кубики)
Кто готов пересказать сказку по картинкам?
Пересказ.
Не забываем,что мы исследователи и наша главная задача определить, что же побеждает в сказке, добро или зло.
Давайте вспомним героев и разделим их на положительных и отрицательных.
Положительные: Дюймовочка, ласточка, мышь, эльфы
Слайд7
Отрицательные: жаба, жук, крот.
Слайд8
Как попала девочка в дом к полевой мыши?
Чем она там занималась? (убирала и рассказ.сказки)
А какая по характеру была полевая мышь? (добрая,она любила сказки и пожалела девочку?
А крот? (он не любил солнце, тепло, свет, был равнодушен к птицам его не волновала замёрзшая ласточка.
Слайд9
На доске вы видите пословицы.
Ребята читают вслух.
«Доброе сердце без награды не остаётся»
«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».
К какому герою сказки подходят эти пословицы? (дюймовочке)
Как вы их понимаете?
О какой доброте идёт речь в сказке?
(дюймовочка спасла ласточку, несмотря на то. Что она была вдвое больше, чем девочка)
Какими душевными качествами обладала Дюймовочка?
Слайд10 посмотрите на доску и выберите те качества, которые можно отнести к дюймовочке.
Физминутка. - Встали. Если называю сказку Андерсена - хлопаем в ладоши над головой, если нет - приседаем.
"Огниво. Колобок. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Журавль и цапля. Русалочка. Зимовье зверей. Новое платье короля. Морозко. Стойкий оловянный солдатик. Крошечка - Хаврошечка. Дикие лебеди. Оле-Лукойе. Свинопас. Гуси-лебеди. Гадкий утёнок. Ель. Снежная королева. Штопальная игла. Царевна-лягушка. Старый уличный фонарь.
- Кроме произведений Андерсена, названия каких сказок, использованы. (Русских народных)
А теперь новая загадка и новая сказка.
«Хоть и жгла крапива руки,
Но она терпела муки, обет молчания храня,
Шила рубашки под светом огня.»
Кто эта девочка и из какой она сказки?
Слайд 11«Дикие лебеди» девочку звали Элиза.
Слайд 12 посмотрите на доску и подумайте. Почему одних героев я выделила красным цветом, а других чёрным?
Одни несут добро, другие связаны со злобными поступками в сказке.
Вам предстоит опираясь на эпизоды из сказки,
Слайд 13 которые вы видите на доске кратко передать её содержание.
Пересказ.
В одном королевстве жил король со своими детьми, жена у него умерла, а злая королева невзлюбила детей.
Рассердилась на Элизу и решила сделать её лицо безобразным.
Что она сделала для этого?
Приказала жабам, чтобы они прыгнули ей на голову, грудь и сердце, но девочка была так добра и невинна, что злые чары оказались бессильны, а по воде поплыли алые маки.
У меня в руках предмет, грецкий орех.
Как он связан с Элизой? (королева натёрла Элизу соком гр.ореха,чтобы её не узнал даже родной отец.)
Что случилось с принцами? Их превратили в лебедей.
Девушка ушла из дома.
Зло торжествует? Нет. Ночью ей приснился сон, в котором добрая фея рассказывает Элизе о том, как спасти братьев.
Чем жертвует девушка ради спасения братьев?
Своей жизнью.
Что хотели с ней сделать жители королевства?
Сжечь на костре, они считали её ведьмой. Чем закончилась сказка? Что победило в ней?
Вывод.
Без любви спасти человека нельзя, зло и колдовство оказываются бессильны перед добрыми поступками людей.
Переходим к последней сказке нашего исследования, но чтобы её угадать вы должны собрать 2 картинки.
Собирают разрезные картинки –зеркало и роза.
Какие картинки у вас получились? К какой сказке они относятся?
Слайд14
Снежная королева.
Чьи это предметы?
Зеркало-тролля, роза – Герды.
Что изобрёл тролль и как этот предмет повлиял на людей?
Работа с учебником. Найдите в 1главе и прочитайте.
Давайте вспомним героев сказки .
У вас у каждого на листках написаны герои сказки, разделите их на полож.и отриц.героев.
Добро- Герда, старушка волшебница,
Ворон и ворона, принц и принцесса, маленькая разбойница, сев.олень. (читают)
Слайд15
А зло? (читают)
Зло- тролль и его ученики. Снежная королева.
Слайд 16
Как вы думаете почему маленькая хрупкая Герда оказалась сильнее Снежной королевы?
Для того ,чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам сравнить Герду и Снежную королеву.
Слайд17
Давайте начнём с внешности героинь вспомним их глаза.
Какие они были у Сн.королевы?
Холодные, пустынные, сияли ,как звёзды.
А Герда? У неё было тёплое, приветливое личико.
Как вы думаете зачем автор противопоставляет двух главных героинь друг другу?
Чтобы показать насколько они разные.
Холод и тепло, добро и зло.
Как вы думаете, любила ли кого-нибудь Сн.королева? нет, в её чертогах было холодно и пустынно.
Мир Сн.королевы-зло, холод, жестокость
А Герда? Какая была она?
Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? (новые башмачки)
Применимо ли к Герде слово любовь?
Давайте вспомним ,через какие испытания ей пришлось пройти,чтобы отыскать Кая?
У вас на столах картинки. посмотрите, и кратко опишите путь Герды в поисках Кая.
А все ли герои в сказке были лишь только добрыми , или только злыми?
Почему маленькая разбойница в конце сказки становится доброй?
Как она проявляет заботу о Герде?
Герда своим рассказом и слезами растопила сердце маленькой разбойницы, она поняла, что в мире, кроме зла существуют ещё любовь, верность.самопожертвование.
Какие же качества помогли Герде спасти Кая от С.королевы?
Любвь, верность, преданность, храбрость, добро.
Сила любви скрыта в её сердце! Слезами любви девочка растопила холодное сердце Кая.
Клип. К сказке «снеж.королева». до 1м45с.
Посмотрите ещё раз прекрасные моменты сказки, послушайте прекрасную музыку.
И последнее задание.я вам раздам пазлы ,вы должны их собрать и найти отрывок в последней главе сказки и прочитать его.
Пазлы.
чему научила сказка? Дружбе, любви терпению.
Лишь сто преград преодолев, поверишь до конца,
Сильнее Снежных королев горячие сердца!
Что побеждает в сказке? Конечно же добро!
Ещё одно красное сердце.
Давайте подведём итог нашему исследованию. Чем похожи в сказках главные героини? Дюймовочка, Элиза, Герда?
Слайд18
Душевными качествами: добротой, милосердием, стойкостью, любви к ближнему.
Сможем ли мы теперь ответить на вопрос, кто сильнее в сказках добро или зло?
Добро всегда побеждает и в жизни.
Если в жизни по отношению к вам совершили плохой поступок, не отвечайте злом, оно всегда будет наказано. Не обижайтесь на людей и их злые шутки, будьте добрее, умнее ,выше этих людей.
В заключении урока мне хотелось бы дать вам небольшой совет.
Слайд. Последний презентации.
Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет,
Тихонько сказку расскажи,
На свете добрых больше станет! (поделки,оценки) викторина .
«Человек только тогда Человек, когда он добрый».- гласит русская пословица. Сказки великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена учат нас доброте и милосердию, а значит, учат оставаться людьми. Я думаю, если каждый из нас будет чаще перечитывать сказки Андерсена и задумываться над их содержанием, то мир, в котором мы живем, станет чуточку добрее!
Если останется время ,включ. Презениацию викторину по сказкам . игра волшебный колокольчик. Угадай героя сказки.