kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема .Г.Х. Андерсен. Ромашка.

Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.
Задачи:
1.   Обучение  учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
2.  Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;   обогащение словарного запаса учащихся;   развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;   положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления. Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
 3. Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;    воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;   содействие формированию этических норм поведения на уроке;    воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;

Ход урока.                                                                                                                          

                                       Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас! 
                                                                                                  Г.Х.Андерсен.

 1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.     Вот с таким теплом в наших  сердцах  мы и начнем наш урок.

2.  Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов».                        

- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.

3. Актуализация знаний.

1) Беседа об авторе и его произведениях.

- Что знаете об Г.Х.Андерсене?

- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.

- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…

- Его никогда не наказывали.

- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.

- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.

- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.

- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.

- Первые сказки услышал от отца.

4. Сообщение темы и задач урока.
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, над которой мы продолжим работу. Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Подготовка к чтению                                                                

      - Скороговорки  ( в картинках)

* Ехал Грека через реку…                                                * У Сени и Сани в сетях сом с усами.

 *Наш Полкан попал в  капкан.

- Дыхательная гимнастика.

              * Понюхайте ароматный цветок.       

              * Задуйте воображаемую свечу.

6. Работа над темой.

- Словарная  подготовка. Игра  « Мямлики  и Шустрики»

 В произведении встретятся сложные слова, в чтении которых нужно потренироваться.  Для этого поиграем  в игру « Мямлики  и Шустрики»- Осмысление.

- Почему именно о ромашке написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

- Давайте обратимся к тексту и проанализируем сказку.

 Анализ литературного произведения.

- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).

- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я  ведь вижу и слышу  всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как  я  счастлива!»).

- А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).

- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).

Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).

А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).

- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

- Они стали друзьями?

- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).

- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)

Физминутка

А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)

- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.

- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)

- Прочитаем об этом.

- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).

- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)

- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)

Гимнастика для глаз 

 - Работа по карточке. Подобрать соответствующие пословицы. 

Мало хотеть – надо уметь.                                                    Каков мастер  - такова работа.          

Сделав худо, не жди добра.                                                  Жизнь дана на добрые дела.             

 - Подобрать соответствующие слова к цветам.

   Ромашка    Пионы, тюльпаны

                                 Бедненький, простенький цветок.

                                       Пышные, гордые цветы благоухали.

                         Незаметная в траве, маленькая, скромная.

                                       Бросались в глаза. Красивые, нарядные.

                                        «Желтое сердечко сияло,как золотое»

            Хотели стать побольше.

                                          Счастлива, весела.

            Важничали, раздували щеки.

            Не завидовала, не печалилась.

                        Покраснели от досады.

9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».

10. Заключение. Какова же мудрость сказки?

 Злое дело надо обязательно исправить, а лучше его не делать никогда и никому.

Нужно быть добрым и отзывчивым.

Мы живем в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но мы  должны учиться любить и прощать.

- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы и доброты.

11. Домашнее задание.

             По выбору:

нарисовать ромашку и жаворонка;

сочинить небольшую сказку о ромашке;

12. Оценивание работы учащихся.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.         

  - Спасибо вам за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"»

Тема .Г.Х. Андерсен. Ромашка.

Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.
Задачи:
1.   Обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
2.  Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;   обогащение словарного запаса учащихся;   развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;   положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления. Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
 3. Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;    воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;   содействие формированию этических норм поведения на уроке;    воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;

Оборудование: интерактивная доска, карточки.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Ход урока.



Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас! 
Г.Х.Андерсен.

 1. Организационный момент. Психологический настрой.



Свет солнца в ладони возьму

И к сердцу я приложу.

И станет вокруг все добрее

Нежнее, милее ,светлее.


- Ребята, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.     Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнем наш урок.


2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)

- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.

3. Актуализация знаний.

1) Беседа об авторе и его произведениях.

- Что знаете об Г.Х.Андерсене?

- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.

- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…

- Его никогда не наказывали.

- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.

- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.

- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.

- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.

- Первые сказки услышал от отца.

4. Сообщение темы и задач урока.
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, над которой мы продолжим работу. Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Подготовка к чтению                                                                


- Скороговорки ( в картинках)

* Ехал Грека через реку… Слайд №3 * У Сени и Сани в сетях сом с усами.

*Наш Полкан попал в капкан.


- Дыхательная гимнастика.

* Понюхайте ароматный цветок. Слайд № 4

* Задуйте воображаемую свечу.

6. Работа над темой.

- Словарная подготовка . Игра « Мямлики и Шустрики»

В произведении встретятся сложные слова, в чтении которых нужно потренироваться. Для этого поиграем в игру « Мямлики и Шустрики»- Осмысление.

- Почему именно о ромашке написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

- Давайте обратимся к тексту и проанализируем сказку.

Анализ литературного произведения.

- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).

- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).

- А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).

- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).

Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).

А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).

- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

- Они стали друзьями?

- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).

- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)



Физминутка

А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)

- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.

- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)

- Прочитаем об этом.

- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).

- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)

- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем , глянем вниз,

Вправо , влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

- Работа по карточке. Подобрать соответствующие пословицы.

Мало хотеть – надо уметь. Каков мастер - такова работа.

Сделав худо, не жди добра. Жизнь дана на добрые дела.


- Подобрать соответствующие слова к цветам.

Ромашка Пионы, тюльпаны

Бедненький , простенький цветок.

Пышные , гордые цветы благоухали.

Незаметная в траве, маленькая, скромная.

Бросались в глаза. Красивые, нарядные.

«Желтое сердечко сияло ,как золотое»

Хотели стать побольше.

Счастлива, весела.

Важничали, раздували щеки.

Не завидовала, не печалилась.

Покраснели от досады.


9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».

  • 10. Заключение. Какова же мудрость сказки?

  • Злое дело надо обязательно исправить, а лучше его не делать никогда и никому.

  • Нужно быть добрым и отзывчивым.

  • Мы живем в мире , где много жестокости, зла , равнодушия, но мы должны учиться любить и прощать.



- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы и доброты.

11. Домашнее задание.

По выбору:

  1. нарисовать ромашку и жаворонка;

  2. сочинить небольшую сказку о ромашке;

12. Оценивание работы учащихся.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.

- Спасибо вам за урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"

Автор: Шамшугалиева Алма Сибагатовна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 256955


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства