Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"
Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"
Тема .Г.Х. Андерсен. Ромашка.
Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека. Задачи:
1. Обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
2. Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения; обогащение словарного запаса учащихся; развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся; положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления. Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
3. Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения; содействие формированию этических норм поведения на уроке; воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
Ход урока.
Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас! Г.Х.Андерсен.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнем наш урок.
2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов».
- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.
3. Актуализация знаний.
1) Беседа об авторе и его произведениях.
- Что знаете об Г.Х.Андерсене?
- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.
- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…
- Его никогда не наказывали.
- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.
- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.
- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.
- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.
- Первые сказки услышал от отца.
4. Сообщение темы и задач урока.
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, над которой мы продолжим работу. Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?
5. Подготовка к чтению
- Скороговорки ( в картинках)
* Ехал Грека через реку… * У Сени и Сани в сетях сом с усами.
*Наш Полкан попал в капкан.
- Дыхательная гимнастика.
* Понюхайте ароматный цветок.
* Задуйте воображаемую свечу.
6. Работа над темой.
- Словарная подготовка. Игра « Мямлики и Шустрики»
В произведении встретятся сложные слова, в чтении которых нужно потренироваться. Для этого поиграем в игру « Мямлики и Шустрики»- Осмысление.
- Почему именно о ромашке написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?
- Давайте обратимся к тексту и проанализируем сказку.
Анализ литературного произведения.
- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).
- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).
- А теперь прочитаем описание садовых цветов.
- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).
- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?
- Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).
- Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).
- А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).
- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.
- Они стали друзьями?
- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).
- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)
Физминутка
- А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.
- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)
- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.
- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)
- Прочитаем об этом.
- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).
- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)
- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?
- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)
Гимнастика для глаз
- Работа по карточке. Подобрать соответствующие пословицы.
Мало хотеть – надо уметь. Каков мастер - такова работа.
Сделав худо, не жди добра. Жизнь дана на добрые дела.
- Подобрать соответствующие слова к цветам.
Ромашка Пионы, тюльпаны
Бедненький, простенький цветок.
Пышные, гордые цветы благоухали.
Незаметная в траве, маленькая, скромная.
Бросались в глаза. Красивые, нарядные.
«Желтое сердечко сияло,как золотое»
Хотели стать побольше.
Счастлива, весела.
Важничали, раздували щеки.
Не завидовала, не печалилась.
Покраснели от досады.
9. Рефлексия.
- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»
- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)
- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».
10. Заключение.Какова же мудрость сказки?
Злое дело надо обязательно исправить, а лучше его не делать никогда и никому.
Нужно быть добрым и отзывчивым.
Мы живем в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но мы должны учиться любить и прощать.
- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы и доброты.
11. Домашнее задание.
По выбору:
нарисовать ромашку и жаворонка;
сочинить небольшую сказку о ромашке;
12. Оценивание работы учащихся.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.
- Спасибо вам за урок!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"»
Тема .Г.Х. Андерсен. Ромашка.
Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека. Задачи: 1. Обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику. 2. Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения; обогащение словарного запаса учащихся; развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся; положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления. Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся 3. Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения; содействие формированию этических норм поведения на уроке; воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
Оборудование: интерактивная доска, карточки.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Ход урока.
Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас! Г.Х.Андерсен.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. - Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнем наш урок.
2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)
- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.
3. Актуализация знаний.
1) Беседа об авторе и его произведениях.
- Что знаете об Г.Х.Андерсене?
- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.
- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…
- Его никогда не наказывали.
- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.
- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.
- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.
- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.
- Первые сказки услышал от отца.
4. Сообщение темы и задач урока. - В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».
Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, над которой мы продолжим работу. Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?
5. Подготовка к чтению
- Скороговорки ( в картинках)
* Ехал Грека через реку… Слайд №3 * У Сени и Сани в сетях сом с усами.
*Наш Полкан попал в капкан.
- Дыхательная гимнастика.
* Понюхайте ароматный цветок. Слайд № 4
* Задуйте воображаемую свечу.
6. Работа над темой.
- Словарная подготовка . Игра « Мямлики и Шустрики»
В произведении встретятся сложные слова, в чтении которых нужно потренироваться. Для этого поиграем в игру « Мямлики и Шустрики»- Осмысление.
- Почему именно о ромашке написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?
- Давайте обратимся к тексту и проанализируем сказку.
Анализ литературного произведения.
- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).
- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).
- А теперь прочитаем описание садовых цветов.
- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).
- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?
- Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).
- Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).
- А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).
- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.
- Они стали друзьями?
- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).
- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)
Физминутка
- А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.
- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)
- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.
- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)
- Прочитаем об этом.
- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).
- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)
- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?
- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем , глянем вниз,
Вправо , влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
- Работа по карточке. Подобрать соответствующие пословицы.
Мало хотеть – надо уметь. Каков мастер - такова работа.
Сделав худо, не жди добра. Жизнь дана на добрые дела.
- Подобрать соответствующие слова к цветам.
Ромашка Пионы, тюльпаны
Бедненький , простенький цветок.
Пышные , гордые цветы благоухали.
Незаметная в траве, маленькая, скромная.
Бросались в глаза. Красивые, нарядные.
«Желтое сердечко сияло ,как золотое»
Хотели стать побольше.
Счастлива, весела.
Важничали, раздували щеки.
Не завидовала, не печалилась.
Покраснели от досады.
9. Рефлексия.
- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»
- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)
- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».
10. Заключение.Какова же мудрость сказки?
Злое дело надо обязательно исправить, а лучше его не делать никогда и никому.
Нужно быть добрым и отзывчивым.
Мы живем в мире , где много жестокости, зла , равнодушия, но мы должны учиться любить и прощать.
- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы и доброты.