kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема .Г.Х. Андерсен. Ромашка.

Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.
Задачи:
1.   Обучение  учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
2.  Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;   обогащение словарного запаса учащихся;   развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;   положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления. Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
 3. Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;    воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;   содействие формированию этических норм поведения на уроке;    воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;

Ход урока.                                                                                                                          

                                       Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас! 
                                                                                                  Г.Х.Андерсен.

 1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.     Вот с таким теплом в наших  сердцах  мы и начнем наш урок.

2.  Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов».                        

- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.

3. Актуализация знаний.

1) Беседа об авторе и его произведениях.

- Что знаете об Г.Х.Андерсене?

- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.

- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…

- Его никогда не наказывали.

- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.

- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.

- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.

- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.

- Первые сказки услышал от отца.

4. Сообщение темы и задач урока.
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, над которой мы продолжим работу. Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Подготовка к чтению                                                                

      - Скороговорки  ( в картинках)

* Ехал Грека через реку…                                                * У Сени и Сани в сетях сом с усами.

 *Наш Полкан попал в  капкан.

- Дыхательная гимнастика.

              * Понюхайте ароматный цветок.       

              * Задуйте воображаемую свечу.

6. Работа над темой.

- Словарная  подготовка. Игра  « Мямлики  и Шустрики»

 В произведении встретятся сложные слова, в чтении которых нужно потренироваться.  Для этого поиграем  в игру « Мямлики  и Шустрики»- Осмысление.

- Почему именно о ромашке написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

- Давайте обратимся к тексту и проанализируем сказку.

 Анализ литературного произведения.

- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).

- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я  ведь вижу и слышу  всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как  я  счастлива!»).

- А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).

- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).

Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).

А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).

- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

- Они стали друзьями?

- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).

- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)

Физминутка

А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)

- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.

- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)

- Прочитаем об этом.

- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).

- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)

- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)

Гимнастика для глаз 

 - Работа по карточке. Подобрать соответствующие пословицы. 

Мало хотеть – надо уметь.                                                    Каков мастер  - такова работа.          

Сделав худо, не жди добра.                                                  Жизнь дана на добрые дела.             

 - Подобрать соответствующие слова к цветам.

   Ромашка    Пионы, тюльпаны

                                 Бедненький, простенький цветок.

                                       Пышные, гордые цветы благоухали.

                         Незаметная в траве, маленькая, скромная.

                                       Бросались в глаза. Красивые, нарядные.

                                        «Желтое сердечко сияло,как золотое»

            Хотели стать побольше.

                                          Счастлива, весела.

            Важничали, раздували щеки.

            Не завидовала, не печалилась.

                        Покраснели от досады.

9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».

10. Заключение. Какова же мудрость сказки?

 Злое дело надо обязательно исправить, а лучше его не делать никогда и никому.

Нужно быть добрым и отзывчивым.

Мы живем в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но мы  должны учиться любить и прощать.

- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы и доброты.

11. Домашнее задание.

             По выбору:

нарисовать ромашку и жаворонка;

сочинить небольшую сказку о ромашке;

12. Оценивание работы учащихся.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.         

  - Спасибо вам за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"»

Тема .Г.Х. Андерсен. Ромашка.

Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.
Задачи:
1.   Обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
2.  Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;   обогащение словарного запаса учащихся;   развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;   положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления. Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
 3. Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;    воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;   содействие формированию этических норм поведения на уроке;    воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;

Оборудование: интерактивная доска, карточки.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Ход урока.



Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас! 
Г.Х.Андерсен.

 1. Организационный момент. Психологический настрой.



Свет солнца в ладони возьму

И к сердцу я приложу.

И станет вокруг все добрее

Нежнее, милее ,светлее.


- Ребята, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.     Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнем наш урок.


2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)

- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.

3. Актуализация знаний.

1) Беседа об авторе и его произведениях.

- Что знаете об Г.Х.Андерсене?

- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.

- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…

- Его никогда не наказывали.

- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.

- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.

- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.

- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.

- Первые сказки услышал от отца.

4. Сообщение темы и задач урока.
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, над которой мы продолжим работу. Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Подготовка к чтению                                                                


- Скороговорки ( в картинках)

* Ехал Грека через реку… Слайд №3 * У Сени и Сани в сетях сом с усами.

*Наш Полкан попал в капкан.


- Дыхательная гимнастика.

* Понюхайте ароматный цветок. Слайд № 4

* Задуйте воображаемую свечу.

6. Работа над темой.

- Словарная подготовка . Игра « Мямлики и Шустрики»

В произведении встретятся сложные слова, в чтении которых нужно потренироваться. Для этого поиграем в игру « Мямлики и Шустрики»- Осмысление.

- Почему именно о ромашке написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

- Давайте обратимся к тексту и проанализируем сказку.

Анализ литературного произведения.

- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).

- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).

- А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).

- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).

Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).

А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).

- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

- Они стали друзьями?

- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).

- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)



Физминутка

А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)

- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.

- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)

- Прочитаем об этом.

- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).

- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)

- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем , глянем вниз,

Вправо , влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

- Работа по карточке. Подобрать соответствующие пословицы.

Мало хотеть – надо уметь. Каков мастер - такова работа.

Сделав худо, не жди добра. Жизнь дана на добрые дела.


- Подобрать соответствующие слова к цветам.

Ромашка Пионы, тюльпаны

Бедненький , простенький цветок.

Пышные , гордые цветы благоухали.

Незаметная в траве, маленькая, скромная.

Бросались в глаза. Красивые, нарядные.

«Желтое сердечко сияло ,как золотое»

Хотели стать побольше.

Счастлива, весела.

Важничали, раздували щеки.

Не завидовала, не печалилась.

Покраснели от досады.


9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».

  • 10. Заключение. Какова же мудрость сказки?

  • Злое дело надо обязательно исправить, а лучше его не делать никогда и никому.

  • Нужно быть добрым и отзывчивым.

  • Мы живем в мире , где много жестокости, зла , равнодушия, но мы должны учиться любить и прощать.



- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы и доброты.

11. Домашнее задание.

По выбору:

  1. нарисовать ромашку и жаворонка;

  2. сочинить небольшую сказку о ромашке;

12. Оценивание работы учащихся.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.

- Спасибо вам за урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению на тему сказка Г.Х.Андерсена "Ромашка"

Автор: Шамшугалиева Алма Сибагатовна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 256955


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства