Просмотр содержимого документа
«Дневник фокса Микки»
Ф.И.О. Малеваная Екатерина Алексеевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 3В
Тема: Саша Черный Дневник Фокса Микки.
Цель: Достижение понимания текста на уровне смысла и содержания
Формировать УУД:
Познавательные УУД:
знакомить с новым литературным жанром повесть.
опираясь на высказывания первого лица, уметь представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя.
формировать такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений.
Личностные:
создать условия для развития речи учащихся в совместной деятельности и развития творческих возможностей и неординарности мышления.
формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).
высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.
оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Коммуникативные УУД:
формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание
формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
создать условия для осознания, проявление инициативности и самостоятельности
Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.
Задачи:
Образовательные:формировать навыки работы с текстом, выделять необходимую информацию
Развивающие: развивать способности к аналитической работе
Воспитывающие: формировать умение принимать чужую точку зрения, толерантно к ней относиться.
Ход Урока
1.Организационный момент.
Добрый день дорогие ребята, я хотела бы вас пригласить в литературную гостиную.
Какой же вывод можно сделать? (Автор обладает фантазией и воображением, а фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым.)
Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Вспомните тему нашего занятия.
Почему же люди фантазируют?
-Как вы считаете, какую задачу нам необходимо поставить? (Познакомится с биографией и творчеством Саши Черного).
А девизом урока я предлагаю следующее «Я умею думать – и это самое главное»
У кого из вас есть домашние питомцы? Расскажите, что вы о них думаете.
А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают ваши питомцы о вас.
(Рассказы детей.)
Материал для учителя
. Назовите антоним к слову белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы сегодня будем работать. (Саша Черный)
О себе он говорил так.
«Хоть он взрослый, но совсем такой, как вы:
Любит сказки, солнце, ёлки, - то прилежнее он пчёлки, то ленивее совы…
-Ну так вот – такой поэт примчался к вам:
Это ваш слуга покорный,
Он зовётся «Саша Чёрный»…
Почему? Не знаю сам…»
Александр Михайлович Гликберг (1880— 1932). 27 ноября 1905 г. — день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале «Зритель» под стихотворением «Чепуха».
Все, лично знавшие Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы — легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какое-то влечение детской души ко всему живому — прыгающему, порхающему, плавающему... Там, где другой пройдет мимо, не удостоив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, Саша Черный обязательно наклонится и... бережно поместит это существо в стихотворение но особенно неравнодушен Саша Черный был к кошкам и собакам. Родился он 1 октября 1880г. В семье провизора. Было в семье их двое с именем Александр: один блондин, а другой брюнет. Пишет произведения для детей, выступает на утренниках и помогает сиротам. Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. А его собака Фокса Микки умерла возле его гроба.
2. Актуализация знаний цели и задачи урока
- Верите ли вы…,
что когда человек пристально всматривается в окружающий мир, то начинает фантазировать?
что фантазировать могут все без исключения?
что фантазерам все кажется одушевленным и живым?
- Предположите, какое занятие выбирают себе люди с хорошей фантазией? (Сочинительство стихов, рассказов)
- Да, некоторые становятся писателями, некоторые поэтами, а кто-то замечательно владеет и прозой и стихами
3. Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с таким питомцем, который охотно делится своими мыслями.
Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название следующего произведения.(«Дневник фокса Микки».)
Найдите в толковом словаре значение слов «дневник» и «фокс».
Какие дневники вы знаете? (Школьный, дневник наблюдений, личный.)
Какое значение слова «дневник» нам подходит? (Книга, журнал, в который записывают наблюдения, события.)
Кто вел этот дневник? (Собака по кличке Микки породы фокстерьер.)
(Учитель выставляет фотографию собаки этой породы.)
Что вы знаете об этой породе собак? (Маленькая, кудрявая собачка с живым, веселым характером.)
Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор произведения Саша Черный.)
- Собаки… Сколько их и какие они все разные!
И все они самые верные наши друзья. Собаки живут в наших домах и выполняют свое главное предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее.
- А вы понимаете собачий язык? (Собаки общаются с помощью хвоста, лапы, глазами, пастью)
- А говорим о собаках мы неслучайно…
-Как же звали собаку Саши Черного? (Фокс Микки)
- Прочитайте тему нашего урока («Дневник Фокса Микки»)
- Какую же цель мы поставим перед собой?
- Мы начинаем знакомство с «Дневником Фокса Микки». Это – повесть, написанная в форме дневника от лица собаки, умеющей писать.
-Как вы считаете, дневники пишут только люди?
- А что же такое дневник?
- Это слово имеет два значения:
1)ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости;
2)записи о каждодневных делах, текущих событиях ведущиеся изо дня в день.
- Это новый жанр – повесть, написанная в форме дневника от лица собаки, умеющей писать.
Дневник- книга, тетрадь с личными записями.
4.Физминутка
Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова, Три – налево поворот» – И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел
5. Работа с текстом ответы на вопросы учителя
Посмотри в Толковом словаре, какие значения есть у слова «дневник». Можешь объяснить, что означает это слово в данном случае?
От чьего лица написан этот дневник? Найди и зачитай только те строчки, из которых понятно, что дневник пишется от лица…
Много ли времени фокс Микки проводит со своей хозяйкой? Уточни это, внимательно просмотрев текст этой главы.
Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Сумеешь это подтвердить строчками из текста? О чём мечтает Микки?
Почему эта глава так называется «Осенний кавардак»
Найди в тексте подтверждение тому, что в доме — кавардак. Куда и почему переезжает семья Зины? Всем ли нравится переезд в Париж?
Интересны ли наблюдения Микки о смене времён года? Приведи пример из текста. Понравились ли тебе фантазии Микки о весенних переменах у людей и собак?
Подтверди, что Микки воспринимает ветер как живое существо. Почему он сравнивает его с собакой? А ещё почему?
С кем общается Микки на даче после отъезда хозяев? (Чтобы ответить на этот вопрос, посмотри не только эту главу, но и предыдущую).
Найди то место в этой главе, где рассказывается об отношении Микки к мышатам. Просмотри эту главу ещё раз. Какой вывод можно сделать о характере Микки? — Главное в Микки, что он очень добрый, — сказала Маша. Ты можешь найти подтверждение Машиному выводу?
— А я думаю, самое важное то, что Микки — умный и смелый, — сказал Миша. Ты разделяешь Мишино мнение? Какие строчки в тексте привели Мишу к такому выводу?
Теперь посмотри ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях. Покажи на любых двух примерах огорчений, что Миккки не просто жалуется, но и размышляет о жизни.
Какое огорчение является для Микки самым главным? Почему ты так думаешь? Зачитай строчки, из которых видно, что это огорчение для Микки закончилось.
Просмотри весь текст с начала до конца. Найди как можно больше подтверждений тому, что окружающий мир здесь показан глазами собачки.
Как вы думаете: чтобы написать такое произведение, как «Дневник фокса Микки», нужно иметь богатую фантазию?
6. Домашняя работа: С. 108 – 109 чтение, придумать окончание этой истории от первого лица
7 Итог урока Рефлексия
Что помогает нам при «погружении» в текст увидеть детали? (задачи, поставленные перед началом анализа и цепочка вопросов)
(Развиваем умения «повернуть» свою фантазию в соответствии с заданной целью)
Чему нас учит данное произведение?
Предлагает оценить свою работу на уроке смайликами.