10.12.15 г.
Урок 27.
Тема: С. Черный «Дневник фокса Микки»
Цели: формировать такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя.
Предметные УУД:
- Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве С. Черного, глубины содержания произведения и его главной мысли.
- Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи.
- Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелости.
- Ввести понятие «автор-герой произведения».
Формировать УУД:
Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.
Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Предметные:
- продолжат знакомство с биографией и творчеством Александра Михайловича Гликберга;
-научатся создавать образы героев через описания внешнего вида, поступков, отношения к другим героям;
-определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
-познакомятся с понятием «автор-герой произведения»;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Личностные:
- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).
Метапредметные:
Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике, и др. источниках, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения «Картофельные олени».)
— Какой же вывод можно сделать? (Автор обладает фантазией и воображением, а фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Вспомните тему нашего занятия.
— Почему же люди фантазируют?
— У кого из вас есть домашние питомцы? Расскажите, что вы о них думаете.
— А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают ваши питомцы о вас.
(Рассказы детей.)
Сегодня мы познакомимся с таким питомцем, который охотно делится своими мыслями.
— Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название следующего произведения. («Дневник фокса Микки».)
— Найдите в толковом словаре значение слов «дневник» и «фокс».
— Какие дневники вы знаете? (Школьный, дневник наблюдений, личный.)
— Какое значение слова «дневник» нам подходит? (Книга, журнал, в который записывают наблюдения, события.)
— Кто вел этот дневник? (Собака по кличке Микки породы фокстерьер.)
(Учитель выставляет фотографию собаки этой породы.)
— Что вы знаете об этой породе собак? (Маленькая, кудрявая собачка с живым, веселым характером.)
— Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор произведения Саша Черный.)
— Хотите познакомиться с автором поближе?
Материал для учителя
Александр Михайлович Гликберг (1880— 1932). 27 ноября 1905 г. — день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале «Зритель» под стихотворением «Чепуха».
Все, лично знавшие Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы — легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какое-то влечение детской души ко всему живому — прыгающему, порхающему, плавающему. Там, где другой пройдет мимо, не удостоив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, Саша Черный обязательно наклонится и. бережно поместит это существо в стихотворение. Но особенно неравнодушен Саша Черный был к кошкам и собакам.
— Прочитайте слово, записанное под заголовком. Что оно обозначает? (Это отрывок из произведения.)
IV. Работа по теме урока
— Найдите в первой части слова, которые требуют обращения к толковому словарю. Прочитайте их значение.
(Учитель читает первую главу.)
— От чьего лица написан этот дневник?
— Найдите подтверждение в тексте, что дневник написан именно собакой.
— Что же Микки рассказал о себе? Перечитайте и подчеркните слова и выражения, подтверждающие ваше мнение.
— Что он думает о своей хозяйке? Много ли времени он проводит с ней? Найдите подтверждение в тексте.
— Любит ли он ее? (Да, любит, так как сравнивает с самим собой, а это высший комплимент.)
— Как фокс относится к другим людям? (Он считает, что у людей много недостатков.)
— Какими недостатками, по мнению фокса, обладают люди? (Люди много и долго едят — они обжоры; люди несправедливы и невнимательны; обладают плохим вкусом.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Как вы думаете, почему?
— Прочитайте слова, записанные на доске.
Наблюдательный, ворчливый, пугливый, глупый, сообразительный,
ленивый, хвастливый.
— Выберите те характеристики, которые подходят нашему герою. Подтвердите примерами из текста.
— Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя?
Портрет героя может быть не только внешним, но и внутренним (личностные качества героя).
— Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Найдите подтверждение в тексте. (Он ставит три звездочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль, — он заметил эту особенность в детских книжках; отмечает очень подробно, что именно едят люди.)
— О чем же мечтает Микки? Перечитайте два последних абзаца. (Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетками; потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной.)
Иными словами, ему непонятны привычки людей, и он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.
VII. Рефлексия
(Учитель читает начало предложений, ученики их заканчивают.)
Сегодня я прочитал.
Было интересно.
Было трудно.
Я понял, что.
Я почувствовал, что.
Теперь я могу.
Меня удивило.
Мне захотелось.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое необычное произведение мы начали изучать?
— Чем же оно необычно?
Домашнее задание
1. Перечитать первую главу (учебник, с. 103—105).
2. Выписать краткие формулировки из прочитанной главы на тему «Мысли Микки о жизни и о себе».
Каким вы представляете фокса Микки? Есть ли описание в первой главе? (Описания внешности там нет.)