kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Кейсы заданий по русскому языку и литературе (7 класс, 10 класс) для проведения дистанционных уроков в актированные дни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейсы заданий по русскому языку и литературе (7 класс, 10 класс) для проведения дистанционных уроков в актированные дни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Кейсы заданий по русскому языку и литературе (7 класс, 10 класс) для проведения дистанционных уроков в актированные дни"»

Кейсы заданий для проведения дистанционных уроков в актированные дни


10 класс. Русский язык.

Упражнение 1.

Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.
 Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Упражнение 2.

Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
 Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упражнение 3.

Запишите несколько примеров слов, образованных:

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом; 
в) приставочно-суффиксальным способом; 
г) способом сложения.
Упражнение 4.

Прочитайте текст и выполните задания.
 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)

Задания к упражнению 4 
 1. Из выделенного предложения выпишите:
 а) слова, не имеющие окончания; 
 б) слова с нулевым окончанием; 
 в) слова с формально выраженным окончанием. 
 Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Тест по теме «Словообразование»
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) приехать, 
Б) читатель,    
В) неизбежный,    
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход  
Б) заповедник   
В) выполнение      
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,    
Б) новизна,  
В) охотник,   
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать, 
Б) преодолеть, 
В) походка, 
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом? 
А) сторожка,  
Б) нерешительный,  
В) по-зимнему,  
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,  
Б) где-нибудь,  
В) доверху,  
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?  
А) синь, 
Б) управляемый, 
В) распланировать, 
Г) семилетка.
8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?  
 
А) кожаный,  
Б) отлет,  
В) водолаз,  
Г) напольный.
9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
 
А) синеть, 
Б) наладчик,  
В) лесоруб,  
Г) подъезд.
10.  Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,  
Б) разбег – бессуффиксный,  
В) лесоруб – бессуффиксный,  
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,  
Б) пробежать – приставочный,  
В) выход – бессуффиксный,  
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ  
А) приставочный, 
Б) суффиксальный,   
В) бессуффиксный,   
Г) переход
14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД

А) приставочный,    
Б) бессуффиксный,   
В) суффиксальный,   
Г) переход
15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

Ответы:

1. - В
2. - Г
3. - А
4. - Г
5. - А
6. - Г
7. - В
8. - Б
9. - Г
10. - Б
11. - В
12. - А
13. - В
14. - Б
15. - Б





10 класс. Литература.

Тест с открытыми типами вопросов по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »?         (пятак серебром)

2. До какого чина дослужился чижик в  «Чижиковом горе»? (майор)

3. Назовите идеал генерала Крокодилова?       (кутузка)

4. В какой сказке изображены душевные страдания породистого мериноса, которому во сне несколько раз привиделся вольный баран, чего было достаточно, чтобы довести несчастного барана до смертного конца?      («Баран непомнящий»)

5. Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке?  (100 с лишком)

6. Перед кем однажды провинился «самоотверженный» заяц? ( перед волком)

7. Кто из всех хищников, «водящихся в умеренном  и северном климатах», «менее доступен великодушию»?   (волк, «Бедный волк»)

8. Чему радовалась вяленая вобла из одноименной сказки?   («Теперь нет у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести»)

9. С кем и о чем спорил карась – идеалист?  ( С ершом. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. «Карась – идеалист»)

10. Какие честолюбивые мечты обуревали соловья в сказке «Орел – меценат»?

(«Думалось: орел ему на шею ожерелье из муравьиных яиц повесит, всю грудь живыми тараканами украсит, а орлица будет тайные свидания при луне назначать…»)

11. Как звали соседей в сказке «Соседи»?   ( Иван Богатый, Иван Бедный)

12. В чем мужик готовил суп для генералов?   (В пригоршне)

13. Что намеревался съесть один из генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?   (собственный сапог)

14. Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)

15.Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? (с неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)


7 класс. Русский язык.

Упражнение 1.

Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.

Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

Слова для справок: Неожиданно, Певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.

Прочитай получившийся текст еще раз. Какой вариант (исходный или восстановленный) более живописный, яркий, образный? Подчеркни в наречиях «сложные» для правописания места.

Упражнение 2.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.

Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.

Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

(С.Г.Скиталец)

Упражнение 3. 

Отгадай загадки, подчеркни наречия.

1) Скоро ест, мелко жует. Сама не глотает, другим не дает. (__________ )

2) Стоят вместе, ходят врозь. ( __________ )

3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. ( __________ )

4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. ( __________ )

Упражнение 4.

Подбери к данным наречиям как можно больше синонимов и антонимов.

Оригинально, регулярно, открыто, нежданно, упорно, внезапно, отлично, по-доброму, сначала.

Упражнение 5.

Спишите предложения. Выделите наречия в составе сказуемых. Как по-другому можно назвать эти слова.

 

В это утро в степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось; было как-то особенно пустынно и мягко. (Л. Толстой.)

Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо утром выйти из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух. (Ю. Казаков.)

Тест по теме «Наречие»

1. Укажите слово, называющее признак действия:

а) чтение вслух

б) читать вслух

2. Укажите слово, называющее признак действия:

а) подняться спозаранку

б) подъем спозаранку

3. Найдите слово, называющее признак признака:

а) совершенно тихий

б) произведение совершенно

4. Найдите слово, называющее признак признака:

а) гармонично вписалось

б) гармонично развитый

5. Какое слово предложения является наречием?

Он быстро вскочил, пробежался…

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

6. Какое слово предложения является наречием?

Маша приблизилась, тихо улыбнулась.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

7. Найдите наречия образа действия.

а) по-приятельски, надвое, ласково

б) чересчур, немало, втрое

8. Найдите наречия меры и степени.

а) по-дружески, по-медвежьи, вчетвером

б) очень, весьма, совсем.

9. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно.

а) места

б) времени

в) причины

г) цели

10. Определите разряд наречий: влево, издалека, вниз.

а) места

б) времени

в) причины

г) цели

11. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне.

а) места

б) времени

в) причины

г) цели

12. Определите разряд наречий: сгоряча, поневоле, нечаянно.

а) места

б) времени

в) причины

г) цели

13. Определите разряд наречия в предложении:

Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой.

а) меры и степени

б) образа действия

14. Определите разряд наречия в предложении:

Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшися до миски.

а) меры и степени

б) образа действия

15. К какой части речи принадлежат слова на – о в предложении:

Он отвечал на мой вопрос тихо, невыразительно.

а) имя прилагательное

б) наречие


16. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова:«Рассказал интереснее всех».

а) наречие

б) имя прилагательное

17. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова:

«Рассказ интереснее всех других»

а) наречие

б) имя прилагательное

Ответы:

1. Б)
2. А)
3. А)
4. Б)
5. Б)
6. В)
7. А)
8. Б)
9. Г)
10. А)
11. Б)
12. Б)
13. Б)
14. А)
15. Б)
16. А)
17. Б)


7 класс. Литература

Вопросы к изучению повести Л.Н. Толстого «Детство»



1.      С чего начинается повесть «Детство»?

2.      Кто такой Карл Иванович?

3.      Какой возраст у героя повести? (10 лет)

4.      Есть ли у него родные? (брат Володя  и  сестра Любочка)

5.      Как в 1-й главе несколько раз меняется отношение мальчика к своему учителю? Почему?

6.      С какими чувствами мальчик описывает матушку? Что он вспоминает из ее внешности (карие глаза и улыбку)

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

7.      Какую новость сообщил своему сыну папа? Каким по характеру вам показался отец героя?

8.      А какие чувства испытывал сын? Почему в конце главы он заплакал?

9.      По какому поводу Карл Иванович испытал обиду? Как он говорит о хозяевах? 

10.  Как в семье относились к юродивому Грише?

11.  Какой самый важный момент охоты описывает автор? В чем заключалась ошибка мальчика? (не выдержал)

12.  В какую игру стали играть дети после охоты?

13.  Как вел себя во время игры Володя?

14.  Какие еще игры вспоминает герой повести?

15.  «Что-то вроде первой любви» - к кому относится эта фраза и что это было за чувство?

16.  Как мальчик описывает своего отца: внешность, характер, что он любил, что умел?

Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришепетывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца…

Он умел взять верх в отношениях со всяким…

Он был чувствителен и даже слезлив…

Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно.

Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе…

17.  Расскажите, чем занимались вечером в семье  Иртеньевых?

18.  Почему папа решил отправить Карла Ивановича вместе с детьми в Москву?

19.  Какие ощущения испытал Николенька, подсматривая  вечером за молитвой Гриши?

20.  Расскажите о Наталье Савишне. Чем она занималась? Какое самое главное качество выделяет в ней мальчик?

21.  В каком состоянии Николенька расстается со своей мамой?

22.  С каким человеком в первую очередь связаны воспоминания детства главного героя?

23.  Какую еще любовь называет автор в главе «Детство»?

Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

24.  Что же является детством в понимании взрослого человека, какие мысли, чувства, какое состояние души? (глава 15 «Детство»)


25.  Что из прочитанного понравилось, запомнилось, почему?


26.  С чего начинается описание московской жизни мальчиков, с какого события в доме? (д.р.бабушки)

27.  Что подарили мальчики бабушке? (Володя рисунок, Николенька стихи)

28.  Что больше всего волновало Николеньку в его стихах? («и любим, как родную мать»)

29.  Расскажите о посетителях бабушки. Кто запомнился мальчику? (княгиня Корнакова, князь Иван Иванович)

30.  Что восхищало Николеньку Иртеньева в Сереже Ивине?

31.  О каком случае  эти рассуждения мальчика? 

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд… (Иленька Грап)

32.  Перескажите эпизод с перчаткой. 

33.  В какой момент бала мальчик вспомнил о своей маме? (не сумел станцевать мазурку)

34.  Чем привлекла Николеньку Сонечка? Что он рассказывает о любви к ней?

35.  В чем разность взглядов на любовь, ее проявления у Володи, которому 13 лет, и Николаши, которому 11 лет? Какой вам больше нравится и почему?  

- Володя! ты спишь? –

- Нет, — ответил он мне сонным голосом, — а что?

— Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку.

— Ну так что ж? — отвечал он мне, потягиваясь.

— Ах, Володя! ты не можешь себе представить, что со мной делается... вот я сейчас лежал, увернувшись под одеялом, и так ясно, так ясно видел ее, разговаривал с ней, что это просто удивительно. И еще знаешь ли что? когда я лежу и думаю о ней, Бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать.

Володя пошевелился.

— Только одного я бы желал, — продолжал я, — это — чтобы всегда с ней быть, всегда ее видеть, и больше ничего. А ты влюблен? признайся по правде, Володя.

Странно, что мне хотелось, чтобы все были влюблены в Сонечку и чтобы все рассказывали это.

— Тебе какое дело? — сказал Володя, поворачиваясь ко мне лицом, — может быть.

— Ты не хочешь спать, ты притворялся! — закричал я, заметив по его блестящим глазам, что он нисколько не думал о сне, и откинул одеяло. — Давай лучше толковать о ней. Не правда ли, что прелесть?.. такая прелесть, что скажи она мне: «Николаша! выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! — сказал я, — сейчас прыгну, и с радостью. Ах, какая прелесть! — прибавил я, живо воображая ее перед собою, и, чтобы вполне наслаждаться этим образом, порывисто перевернулся на другой бок и засунул голову под подушки. — Ужасно хочется плакать, Володя.

— Вот дурак! — сказал он, улыбаясь, и потом, помолчав немного: — Я так совсем не так, как ты: я думаю, что, если бы можно было, я сначала хотел бы сидеть с ней рядом и разговаривать...

— А! так ты тоже влюблен? — перебил я его.

— Потом, — продолжал Володя, нежно улыбаясь, — потом расцеловал бы ее пальчики, глазки, губки, носик, ножки — всю бы расцеловал...

— Глупости! — закричал я из-под подушек.

— Ты ничего не понимаешь, — презрительно сказал Володя.

— Нет, я понимаю, а вот ты не понимаешь и говоришь глупости, — сказал я сквозь слезы.

— Только плакать-то уж незачем. Настоящая девочка!

36.  Мы говорили о том, что пора детства связана у автора с самым дорогим человеком – матерью. Чем заканчивается повесть и почему?

37.  А почему глава «Детство» не стала завершающей, а стоит в середине повести?

38.  Кто рассказал мальчику, как умирала его мама?

39.  Вспомните, когда именно мальчик испытал настоящее чувство горя? (когда увидел ее в гробу и начал вспоминать жизнь в деревне)

40.  Какие мысли посещали его во время похорон? Что мешало предаться горю?

Метод Толстого: психологизм! Передает постоянные переживания героя.

Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем. Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над чепцом Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль.

41.  Как реагировала на смерть дочери бабушка? 

Нас не пускали к ней, потому что она целую неделю была в беспамятстве, доктора боялись за ее жизнь, тем более что она не только не хотела принимать никакого лекарства, но ни с кем не говорила, не спала и не принимала никакой пищи. Иногда, сидя одна в комнате, на своем кресле, она вдруг начинала смеяться, потом рыдать без слез, с ней делались конвульсии, и она кричала неистовым голосом бессмысленные или ужасные слова.

42.  Как Наталья Савишна утешала мальчика? Что она рассказывала о матушке?

43.  Чем запомнилась герою кончина Натальи Савишны?

44.  Из замысла Л.Н.Толстого: «Интерес «Отрочества» должен состоять в постепенном развращении мальчика после детства и потом в исправлении его перед юностью». Какие приметы отрочества видны уже в повести «Детство»? («темные пятна»: отношение к Иленьке Грапу, насмешливые отзывы о Карле Ивановиче в конце 21 гл.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Акашина Валентина Алексеевна

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626757


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства