kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Д.И.Фонвизин родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль"»

Тема урока: Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Цели урока:

  • знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.

  • создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию

  • воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль.

Оформление доски: запись темы урока, эпиграф:

 Волшебный край. Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А. С. Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

3.Краткие сведения о Д. И. Фонвизине.

Слово учителя

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.- на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…

В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.

Первое оригинальное произведение - сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем -первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.

Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Выступление учащегося

Сатира - обличающая, бичующая ирония.

Драма - род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода, серьёзного, но не героического содержания (в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы (обычно в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

Недоросль - молодые людикоторые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы.

После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

Слово учителя:

По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания - центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. 

4.Работа над проблемой пьесы. 

Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков? (Записи в тетрадях)
1. «Говорящие» фамилии и имена; 
2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? (Гипербола) 
3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность); 
Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии? 
1. Критика самодержавно-крепостной действительности. 
2. Трагизм судьбы простого человека. 
Вторая проблема.

Гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России. 


Третья проблема.
Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей. 

Всех персонажей комедии можно четко разделить на два лагеря: герои идеологи - положительные герои, изображенные схематично, традиционно, в соответствии с правилами классицизма, и отрицательные или второстепенные бытовые герои, в изображении которых проявилось новаторство

Фонвизина.

Из комедии известно, каково происхождение и условия воспитания бытовых героев: рассказывает о своей семье Простакова, мы знаем, почему остался неученым Скотинин, а «воспитание» и обучение Митрофанушки напрямую изображено в пьесе. Воспитание героев-идеологов же остается неизвестным: мы не знаем, в какой среде воспитывалась Софья, что сделало Милона идеальным офицером и т.д.

Бытовые герои в комедии постоянно находятся в движении: на сцене происходят драки Митрофана и Скотинина, Простаковой и Скотинина, сама Простакова говорит: «То бранюсь, то дерусь» (II, 5) и т.д. Бытовые герои почти не совершают поступков, их действия - это слова.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена. 
2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых? 
3. Какие же мечты , в отличие от Скотининых , у передовых людей? 
Создавая свою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела , есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. " 
И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа. 
Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами. 

5.Закрепление нового материала.

- В каком веке создана эта комедия? (В 18 веке)

- К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение? (классицизм)

- Назовите черты классицизма как литературного направления, которые встретились в пьесе. (воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,  четкое их разделение на положительных и отрицательных, комедия носит поучающий характер, проповедует гражданский долг, «говорящие фамилии» героев).

- К какому роду литературы относится это произведение? К какому жанру? В иерархии жанров комедия относится к низким, которые считались второстепенными. Какова была цель низких жанров? (осмеять, обличить пороки человека и общества в целом).

- Какие правила соблюдались при написании пьесы в строгих рамках классицизма? Следует ли им Фонвизин в комедии «Недоросль»? ( Состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия - имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина).

- Итак, можно сделать вывод: Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления

5.Вывод по уроку:

    Новаторство Фонвизина проявилось и в метком языке комедии, в блестящих речевых характеристиках. Прогрессивной была и идея устройства общества по законам добра и справедливости

6.Домашнее задание: Чтение комедии до конца, характеристика персонажей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль"

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 14.10.2022

Номер свидетельства: 614997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русской литературы в 7 классе по теме "Д.И.Фонвизин. Комедия "Недоросль""
    ["seo_title"] => string(79) "urok_russkoi_litieratury_v_7_klassie_po_tiemie_d_i_fonvizin_komiediia_niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "459090"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519349263"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль". "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-d-i-fonvizin-glavnyie-piersonazhi-komiedii-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "134120"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416670027"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок литературы в 9 классе.  Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-litieratury-v-9-klassie-d-i-fonvizin-komiediia-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "213699"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432121731"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Д. и. фонвизин. комедия «недоросль»"
    ["seo_title"] => string(30) "d_i_fonvizin_komediia_nedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "557845"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1600520843"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Творчество Д.Фонвизина. Презентация и методические рекомендации к урокам литературы "
    ["seo_title"] => string(96) "tvorchiestvo-d-fonvizina-priezientatsiia-i-mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-urokam-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "156795"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421490690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства