kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 3 классе" Д.Н.Мамин - Сибиряк- "Серая Шейка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Урок по произведению Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».

Цель урока: формирование умения определять эмоциональное состояние главного героя произведения через анализ текста 
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • изучить содержание 4-й части сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», повторить краткое содержание 1-3-й частей;
  • совершенствовать технику чтения с соблюдением норм орфоэпии;
  • формировать умение отвечать на вопросы, озаглавливать текст, давать нравственную оценку герою.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимание, память, воображение, обобщение в процессе анализа произведения;
  • расширять и уточнять словарный запас учащихся в процессе усвоения содержания;
  • совершенствовать грамматический строй речи при озаглавливании смысловых частей.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительные нравственные качества – доброту, желание дружить и приходить на помощь другу на примере героев сказки – Серой Шейки и Зайца.

Здоровьесберегающие:

  • сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

 

1.Эмоциональный настрой. 

2. Работа с чистоговорками и скороговорками.

3.Актуализация опорных знаний.

-Что было задано домой?( Составление плана для пересказа 3 части, придумать вопросы и нарисовать   иллюстрации к понравившимся эпизодам)

 

Дети читают планы

1.Одиночество.

2.Встреча с зайцем.

 3.Старая знакомая

 4. Серая Шейка в опасности.

3) Соотнесите план с иллюстрациями, которые вы нарисовали

4)Прочитайте свои вопросы и ответьте на них

 -Прочитайте описание природы
- Какой приём использует автор, чтобы передать отчаяние С.Ш.? (Приём контраста.) «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.

-Еще какие поэтические приемы использует автор? Найдите в тексте

- Смогла бы С.Ш. одна пережить холод и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

- А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)


   4.Физкультминутка

Вот лиса идет по лесу,

Кто там скачет интересно?

Но зайчата быстро скачут,

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Тяжело вздыхает, садится, отдыхает.


- Очень грустно и страшно заканчивается 3 часть.

5. Цели урока

- Как вы думаете, как дальше развернутся события?

- Что мы сегодня узнаем? Сегодня мы продолжим изучение сказки  «Серая Шейка» и узнаем, чем же закончилась сказка, удастся ли спастись Серой Шейке.

 

6. Изучение нового

1)Словарная работа: Ужо, Акинтич, сноровка,  надобна, снасти

2)Восприятие текста ( сначала послушаем аудио-запись, потом читаем по цепочке)

Физминутка для глаз.

 6. Анализ прочитанного
      - Кто же оказался спасителем Серой Шейки?

- Вам понравился Акинтич? Какой это человек?

  -Как к нему относится автор? Подтверди цитатами из текста.

 (чтение разговора старика с уточкой по ролям)

 -Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее , чем удачная охота.

 -Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботится о тех, кто слабее

-только ли коварная лиса представляла опасность для С.Ш.?

- Зимой не только Серой Шейке из сказки грозит опасность. Может ли каждый из вас  стать спасителем для птиц.?Как?

- Придумайте название к этой главе (спасение Серой Шейки)

 

7. Закрепление изученного.

 - С каким настроением мы читали сказку на прошлых уроках? (грустным, переживали за уточку)

 - Какое настроение у вас сегодня? Как закончилась сказка?

Дайте характеристику Серой Шейке, какая она была в течении всей сказки

Грустная

Добрая

Одинокая

Беззащитная

Испуганная

Храбрая

Работа в группах. Составление  «Синквейна»:  Лиса и Заяц и Серая Шейка

8. Рефлексия.
- Скажите, что вас тронуло в этой сказке? Что поразило? Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?
- Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!

 Самооценка (смайлики), взаимооценка
   9. Домашнее задание.
- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.)
- Как бы Вы назвали 5 часть? (Возвращение в семью. Новые друзья. Зимовье в новой семье.)
     1 уровень Придумайте дома продолжение сказки.  

2уровень. Разгадайте кроссворд.

3уровень. Составить план для пересказа 4 части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Те

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 3 классе" Д.Н.Мамин - Сибиряк- "Серая Шейка" »

Афанасьева Ольга Николаевна

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 10

посёлка Радуга



Урок. Презентация. Публикация

Литературное чтение

Обобщающий урок по произведению Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс Цели:

- углубленный анализ содержания

- составление портретных характеристик персонажей

- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;

заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

- развитие речи.

Компетенции, формируемые на данном уроке: 

- ценностно-смысловые;

- учебно-познавательные;

- коммуникативные;

- общекультурные;

- социально-трудовые;

- информационные;

- личностного саморазвития.



Оборудование:

компьютер, мультимедиа установка;

карточки


Программное обеспечение:

Презентация. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Приложение





















Ход урока.

Организационный момент.

Метод «Поздоровайся улыбкой»

У.: Сейчас , ребята ,поприветствуем друг друга улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу.

Поделились хорошим настроением, тогда можем начинать урок.

Постановка цели и задач урока.

Слайд 1

Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка «Серая шейка».

Слайд2.

Актуализация полученных знаний.

Вспомните содержание сказки.

Слайд 3.

- Кто такая Серая Шейка?

- Серая Шейка была взрослой уткой или ребёнком?

- У неё были родители?

- Одинаково ли родители относятся к своей дочери ?

У.: Вспомним разговор Утки и Селезня

Чтение по ролям1 глава.

Стр. 28


- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

( Она всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).


А Селезень ?

( Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, « всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что Серой Шейки было бы лучше , если бы Лиса её съела: всё равно ей суждено погибнуть зимой.)


- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции?


- Дайте характеристику этим героям. Какими вы бы их словами охарактеризовали?


Слайд 4.

- Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они ?


- Сейчас мы с вами поучимся составлять синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь Селезня и Утки.

Синквейн – это свободное творчество, но записанное по определённым правилам. Посмотрите на слайд.

Слайд 5.

Работа в парах.

- Половина класса будет составлять синквейн со словом Утка, а вторая половина - со словом Селезень. Карточки у всех на столах.


Работаем 3 минуты. Зачитайте ваши работы.


_ Уточка была доброй, заботливой.


Селезень же любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то « оказывалось, что он всегда умён, всегда прав и всегда лучше всех».

- В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда6 если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том что полезно, а что вредно. Стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным. Такого человека называют обывателем.


Слайд 6.


- Действительно , обыватель – это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. О их жизненной позиции говорит народная мудрость « Моя хата с краю, я ничего не знаю»

- Хорошо ли находиться рядом с таким человеком ?


Физминутка.

Упражнение « Четыре стихии»

Слайд 7.

Земля – приседаем и касаемся руками пола.

Вода – вытягиваем руки вперёд и делаем плавательные движения.

Воздух – поднимаемся на носочки и делаем глубокий вздох.

Огонь - вращаем локтевыми и лучезапястными суставами.


- Почему Утка, такая заботливая, добрая не может остаться со своей больной дочерью и улетает на юг ?

- Давайте найдём ответ во 2 главе.

Стр. 33

- Что же гонит птиц с милой родины?

- Однако вывести потомство птицы возвращаются на Родину.


Слайд 8.

- Где ваша Родина?

Родина нужна не только людям , но и птицам.


- А где же Родина нашей Серой Шейки ?

- Это небольшая река, заросшая камышом, которая в лютый мороз становилась самым страшным её врагом, которого, как и голодную Лису, боялись все герои этой сказки.

- Давайте прочитаем, что об этом сказано в конце первых трёх глав.

Чтение по рядам.

Слайд 9.

1 гл. « Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку,

- ведь всё равно она должна погибнуть зимою». – Селезень


2гл.» Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня Съела…» - Серая Шейка.


3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!... Какая несчастная Серая Шейка! Съест её Лиса…» - Заяц.


- Никто не верит в её возможность выжить, даже сама уточка.

- Зимой не только Серой Шейке из сказки грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц.?

- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?

- Вам понравился Акинтич? Какой Это человек?

Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее , чем удачная охота.

- Дети, как вы думаете, почему в нашей сказке охотник никого не убил?

( Ведь у сказки должен быть счастливый конец .

Потому что он человек, а главное предназначение человека – спасать природу.

Люди должны заботиться о тех, кто слабее .).

Слайд 10.

- Что же хочет сказать Мамин – Сибиряк этим произведением7


Подведение итогов.

-Скажите, что вас тронуло в этой сказке?

- Что поразило?

- Что порадовало?

- Что вызвало недовольство и возмущение ?

- Но я то уверена , что, вы , ребята , добрые и отзывчивые.

Домашнее задание.

- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки?

( Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку).

- Как бы вы назвали 5 часть ?

( Возвращение в семью . Новые друзья.

Зимовье в новой семье .)

_



























Метод « Синквейн»











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 3 классе" Д.Н.Мамин - Сибиряк- "Серая Шейка"

Автор: Лутфиева Гузель Минихаевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 143020


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства