Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Былины и их исполнители»
БЫЛИны И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ
Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:познакомятся со статьей учебника, с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с темами былин, их циклами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета и других источниках; воспринимать смысл познавательных текстов;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: формировать готовность участвовать в коллективном выступлении.
Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; осознавать эстетическую ценность русской литературы.
– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.
– Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.
Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.
Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.
2. Работа по учебнику (с. 11–15).
Чтение статьи по абзацам.
Беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца – составление плана.
– Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями.)
Задания.
– озаглавьте первый абзац. (Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.)
– выделите основную мысль второго и третьего абзацев. (Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.)
– Дайте определение былины. (Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.)
– Где происходят действия былин? (Места действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, Новгороде, других городах Руси.)
– Откуда сказители знали о далеких землях? (Русь вела оживленную торговлю.)
– Каким было отношение жителей Руси к коню? (Конь – верный помощник воина и землепашца.)
– Кто главные герои былин? Какова их главная задача? (Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.)
– Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить. Перечислите темы создаваемых былин.
– Какой труд в былинах поставлен выше воинского? (Главное в жизни – будничный труд крестьянина.)
– Назовите особенности былин. (Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.)
– Прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.
– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты. (Можно отметить сходство композиции былин и сказок.)
– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 14, В. Васнецов «Гусляры»).
– Какой пункт плана можно было записать сложным планом? (Особенности былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в) композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты.)
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Былины создавались не для увеселения, они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.
Домашнее задание: прочитать материал учебника, с. 11–17; задания: определить собирателей былин, основные циклы былин; самостоятельно прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (для внеклассного чтения через два урока).