kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Былины и их исполнители

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Былины и их исполнители»

БЫЛИны И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ

Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся со статьей учебника, с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с темами былин, их циклами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета и других источниках; воспринимать смысл познавательных текстов;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: формировать готовность участвовать в коллективном выступлении.

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Методические приемы: пересказ текста, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

– Что такое предание? (Пересказ статьи.)

– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

– Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.

Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.

Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.

2. Работа по учебнику (с. 11–15).

Чтение статьи по абзацам.

Беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца – составление плана.

– Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями.)

Задания.

– озаглавьте первый абзац. (Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.)

– выделите основную мысль второго и третьего абзацев. (Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.)

– Дайте определение былины. (Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.)

– Где происходят действия былин? (Места действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, Новгороде, других городах Руси.)

– Откуда сказители знали о далеких землях? (Русь вела оживленную торговлю.)

– Озаглавьте восьмой абзац. (Документальная ценность былин.)

– Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?

– Каким было отношение жителей Руси к коню? (Конь – верный помощник воина и землепашца.)

– Кто главные герои былин? Какова их главная задача? (Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.)

– Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить. Перечислите темы создаваемых былин.

– Какой труд в былинах поставлен выше воинского? (Главное в жизни – будничный труд крестьянина.)

– Назовите особенности былин. (Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.)

– Прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.

– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты. (Можно отметить сходство композиции былин и сказок.)

– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 14, В. Васнецов «Гусляры»).

– Какой пункт плана можно было записать сложным планом? (Особенности былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в) композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты.)

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Былины создавались не для увеселения, они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

Домашнее задание: прочитать материал учебника, с. 11–17; задания: определить собирателей былин, основные циклы былин; самостоятельно прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (для внеклассного чтения через два урока).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Былины и их исполнители

Автор: Магомедалиева Марьям Багандалиевна

Дата: 04.11.2024

Номер свидетельства: 658958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация "Былинный богатырь Илья Муромец" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-bylinnyi-boghatyr-il-ia-muromiets"
    ["file_id"] => string(6) "104524"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402727302"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Консультация  для родителей     «Фольклор»"
    ["seo_title"] => string(35) "konsultatsiiadliaroditielieifolklor"
    ["file_id"] => string(6) "292125"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455216313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Тестирование "Вспоминаем и повторяем" "
    ["seo_title"] => string(40) "tiestirovaniie-vspominaiem-i-povtoriaiem"
    ["file_id"] => string(6) "136820"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417190168"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov"
    ["file_id"] => string(6) "115535"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Разработка внеклассного мероприятия фортепианного отделения c участием родителей."
    ["seo_title"] => string(87) "razrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiafortiepiannoghootdielieniiacuchastiiemroditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "304538"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457749993"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства