Тема урок: Буква Ц и ее работа. | Тип урока: Урок усвоения новых знаний: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15 Урок контроля знаний и умений: 1, 3, 11, 15 Комбинированный урок: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 14, 15 Урок коррекции знаний, умений и навыков: 1, 3, 13, 14, 15 | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления): 1, 2, 3, 4, 5, 8, 14, 15 Урок актуализации знаний и умений (урок повторения): 1, 2, 3, 4, 9, 10, 12, 14, 15 Урок систематизации и обобщения знаний и умений: 1, 3, 4, 10, 9, 12, 14, 15 |
Цель урока | Знать букву, звук, который она может обозначать, уметь читать с ней слоги и слова. Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности. |
Задачи урока: | Образовательные: познакомить детей с новой буквой русского алфавита ц и звуками, которые эта буква обозначает [ц]; научить выполнять звуковой анализ слов «цокотуха», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся. |
Развивающие: - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. |
Воспитательные: Воспитываем интерес к предмету, чувство товарищества, взаимоуважения и взаимопонимание. |
Планируемые результаты | Предметные | Уметь разграничивать поняние, предмет и слова строить модель слова |
Личностные | 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Метапредметные | Коммуникативные | 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
Регулятивные | 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Познавательные | 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации |
Межпредметные связи | С окружающим миром. |
Ресурсы урока | Наглядность, презентация, задания для работы в группах. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, … |
УМК | Система Д.Б.Эльконин – В.В. Давыдов |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, _____ мин | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! | | | | |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин | - Ребята, к нам пришло письмо, но вот беда попало оно под дождь и буквы в нем стерлись. Остался только адрес получателя, а от кого оно неизвестно. - Давайте прочитаем, что внутри. (слайд)(дети читают с доски) Муха, Муха - …окотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла… - Слышали ли вы эти строки ранее? - Как оно называется и кто автор? - Правильно это Муха- Цокотуха и написал ее К.Чуковский.(слайд) Чуковский Корней Иванович русский писатель, поэт, переводчик, литературовед. - А кто знает какие еще произведения он написал?(слайд) - Скажите, был ли у мухи настоящий друг, который ее не бросил в трудную минуту? (да) - Кто? ( Маленький комарик) - Ребята, давайте и мы на сегодняшнем уроке будим дружными и обязательно будим помогать своим товарищам в трудную минуту. | Читают с доски текст | Прочитать текст догадаться какая буква пропущена. Назвать произведение и его автора | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание, участвовать в обсуждении. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из текстов; Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
4 | Актуализация знаний, _____ мин | -Ну давайте вернемся к нашему письму. Что вы заметили в этом письме необычного. Все ли сразу смогли прочитать текс? (нет, там нет буквы) - В каком слове пропущена буква? (Цокотуха) - А какой первый звук вы слышите в слове Цокотуха? (звук ц) Можем ли мы сразу написать имя Цокотуха? (нет мы не знаем какой буквой обозначается звук ц) - С какой проблемой мы столкнулись? (звук знаем, а слово записать не можем т. к не умеем писать букву ц) - Кто же догадался какая тема урока? (звук ц и буква ц) - Но чтобы решить нашу проблему, давайте составим маршрут, по которому мы будим идти. - Что мы обычно делаем , когда знакомимся с новым звуком и буквой? ( на доску прикрепляется каждый пункт маршрута) 1. Даем характеристику звука. 2. Знакомимся с портретом буквы. 3. Место буквы в слове. 4. Чтение слов с новой буквой | Выделяют первый звук в слове. Дают ему характеристику. | Уметь выделять первый звук в словах и давать ему характеристику. | Составление плана. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); |
5 | Первичное усвоение новых знаний, _____ мин | Работа в парах Предлагаю поработать в парах -Сейчас я предлагаю выложить у себя на партах имя мухи Цокотуха. - А два человека поработают у доски. (два человека выкладывают схемы на доске) - Давайте проверим правильность выполненного задания при помощи сигнальных карточек. - Дайте характеристику звука ц ?(согл. Твер.глухой) (молодцы. Дети садятся на место) - В нашей сказке муха –Цокотуха ходила на базар зачем? (купить самовар и позвать гостей) - Вот пришли к мухи букашки и принесли схему слова ЦИФРЫ. Пришла бабушка – пчела и принесла свою схему. ( на доске появляется слайд с двумя схемами в одном ц – мягкий , в другой – твердый) - Подумайте и скажите кто из них прав?(бабушка- пчела) - Почему? ( хоть после нее и стоит буква ,а звук ц произносится твердо) - Ребята, какой же вывод можно сделать про звук ц? (он всегда твердый) - Давайте вернемся к нашему маршруту. Выполнили мы первый пункт?(да) | Умение работать в парах. Умение давать анализ. Работают с сигнальными карточками. | Строят схемы к словам. Проанализировать проблемную ситуацию. | | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
6 | Первичная проверка понимания, _____ мин | -Какой второй пункт нашего маршрута. (портрет буквы) - Предлагаю всем посмотреть на доску и запомнить портрет буквы ц. ( Учитель вывешивает портрет буквы ц) - Почему изображено две буквы? Зачем нужна большая буква? большая буква нам нужна для написания имен) - А какое слово, которое звучало на урока вы бы написали с большой буквы? Почему? Давайте почитаем слоги на доске. - Давайте вернемся к нашему маршруту и посмотрим, какой пункт мы выполнили. (2) Физминутка Работа в группах. Предлагаю сесть для работы в группах (вспомним правила работы в группе.) ( на доске слайд с правилами работы) - Ребята для вас муха – Цокотуха принесла задания. У вас на столах лежат конверты со словами. Вы должны их почитать и отобрать слова соответствующие схеме на вашем конверте. А после того как вы отобрали слова придумать еще 1-2 слова, но чтобы оно подходило к этой схеме. (рыцарь, лицо, огурец, купец, молодец, цирк, цыпленок, цветы) (каждая группа свои слова ищет себе на листочке) - Просим выйти координатора группу и прикрепить на доску слова с буквой ц в начале слова.(дети выходят по очереди и прикрепляют слова) - Дайте характеристику звуку ц в начале слова?(согл. ТВ.гл) -Назовите какие слова вы подобрали. - Просим выйти вторую группу и прикрепить слова с буквой ц в середине. (выходят и прикрепляют) - Дайте характеристику звуку ц в середине слова?(согл.тв.гл) - Назовите какие слова вы придумали. - просим выйти третью группу и прикрепить слова с буквой ц в конце слова. (выходят и прикрепляют) - Дайте характеристику звуку ц в конце слова?(согл. ТВ.гл) - назовите какие слова вы придумали. -Какой вывод можем сделать?( в каком бы месте не стояла буква, звук всегда твердый) Ребята, а есть ли слова смыл которых вам непонятен? (пользуясь словарем…………………………… …………………………………………………………..) - Давайте посмотрим на наш маршрут. Выполнили мы еще один пункт ? | Научиться писать букву. Научиться определять место буквы в слове. Делают вывод. | Выучить портрет буквы. Выбрать слова подходящие к схемам. Сделать вывод к выбранным схемам . придумать самим слова. | Умение работать с разными словами, находить характерные особенности. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
7 | Первичное закрепление, _____ мин | -Ребята скажите, кого боится муха –Цокотуха в сказке? (паука) - А в реальной жизни, кто является врагом для мухи?(птицы) - А почему? (насекомые – это основная пища птиц) - Предлагаю посмотреть небольшое видео о птице. Внимательно смотрите может, кто знает , что это за птица? (включается видео о скворце) - Кто догадался, что это за птица? - Ребята, кто знает почему его назвали скворцом ? (подготовленный ребенок) Название скворец получил благодаря своему пению. В песне скворца действительно много потрескивания, прищелкивания (клювом), как жареное на горячей сковороде. Он и впрямь скворчит. Саша скажи, а откуда ты узнал эту информацию? (…………………………………………………………………………….) -Кто нам может рассказать о скворце. ( 3 детям заранее даются тексты) Взрослые скворцы окрашены в черный с металлическим отливом цвет. Осенью на концах пера имеются белые пятнышки, как бы покрывающие тело птицы жемчужной россыпью. Клюв весной желтый, а к осени темнеет. Весной скворцы одними из самых первых прилетают на места гнездования. В это время самцы поют свою замечательную песенку, сидя на проводах или около скворечен. Они буквально рассказывают вам о своих встречах на местах зимовки. Ведь скворцы хорошие имитаторы. В песне старого самца можно услышать посвисты иволги, ржание жеребенка, кваканье лягушек, скрип отворяемой -А теперь давайте откроем учебники стр.43 и прочитаем, текст о этой удивительнойптице. .(читает учитель) -Какие слова вам были непонятны? - Как вы понимаете слово окреп? степенно? Прочитайте текст самостоятельно. (жужжащее чтение) -Когда прилетел скворец? - Какой он был? Зачитайте? - Где добывал пищу скворец? Что ел? - Какая стала походка? Сколько прошло времени? - Давайте вернемся к нашему маршруту и посмотрим все ли мы выполнили на уроке? | Просмотр фрагмента Рассказывают доклад.. Рассказывают доклад Отвечают на вопросы. | Смотрят фрагмент видео и отвечают на вопрос. Ищут ответы в тексте | Умение работать с научной литературой. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин | Подведем итог урока. - Что нового узнали на уроке?( - Что вы можете рассказать о звуке и о букве? - В заключении нашего урока прошу продолжить предложения? - Я запомнил……. - Я научился……. - Я узнал……. - Я удивился….. - И так как у мухи – Цокотухи было день рождение дайте устроим ей салют. Поднимите зеленые звездочки – если все было понятно на уроке. , желтые – если остались вопросы. Красные если много чего не поняли на уроке. Выделить детей, которые хорошо работали. Поблагодарить всех за работу. | Оценивают свою работу на уроке. | Работают с сигнальными карточками. | | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |