Неделя:3 4-четверть | Дата: 19.04.16. | Урок: литературное чтение |
Тема урока | «Братья Гримм. «Маленькие человечки» |
Общая цель | Познакомить с содержанием сказки Братьев Гримм «Маленькие человечки», развивать навык выразительного чтения, творческие способности через методики критического мышления, память, речь, воспитывать уважение к труду, любовь к чтению. |
Ожидаемые результаты | Умеют прогнозировать содержание произведения; дают оценку героям произведения; Умеют слушать и слышать собеседника, умеют правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения; Применяют приемы анализа текста, умеют определять главную мысль произведения; находить средства выразительности |
Тип урока | комбинированный |
Задания | Карточки с заданиями, кроссворд, редактирование текста, чтение по цепочке, выборочное чтение, обращалось внимание на выразительность чтения, |
Необходимые материалы | Учебник «Литературное чтение. 2 класс» Выставка книг братьев Гримм, портрет братьев Гримм, карточки, картинки маленьких человечков из разных литературных произведений. |
Ход урока: |
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
Вводная Часть | Вводная часть. Работа над скороговоркой.
На доске. Пособи сапоги сапожнику пошить. Пряжки серебром на сапогах посеребрить
Пословица, написанная на доске: Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. - Как вы понимаете её? | Артикуляционная гимнастика Учитель читает в нормальном темпе, объясняя каждое слово. Чтение вместе с учителем в ускоренном темпе. Каждый ученик читает про себя, закрыв уши (3 раза).Чтение вслух отдельными учениками в темпе скороговорки. (Ответы детей)
|
Презентация | У меня горшочек. А горшочек непростой! Надо бы сказать ему волшебные слова, может, что и сварит. (Дети говорят волшебные слова: Раз, два, три! Горшочек, вари!) - Посмотрите, что сварил для нас горшочек! 1. Зеркальце, зеркальце, молви скорей, Кто здесь всех краше, кто всех милей? (Белоснежка и семь гномов)
Не надо мне не твоих жемчугов, ни драгоценных камней, и твоей короны золотой я не хочу, а вот если бы ты полюбила … (Король-лягушонок) Давай те жить, как добрые друзья-товарищи, вместе, и чтоб снами не приключилось опять какой беды... (Соломинка, уголек и боб) Пойдем, петушок, с нами в город и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть. Кот петь и на скрипке играть. Собака петь и в барабан бить, а я петь и на гитаре играть... (Бременские музыканты) Он и начал варить. Много каши наварил. Мат поела, сыта стала. А горшочек все варит кашу. Как его остановишь? (Горшочек каши) И она посадила её у колодца прясть пряжу, а чтоб веретено было у ней тоже в крови, девушка уколола себе палец.(Госпожа Метелица) «Если это и есть та лесенка, по которой взбираются наверх, то и мне хотелось бы однажды попытать счастья»,- и на другой день, когда начало уже смеркаться, подъехал королевич к башне и крикнул… (Рапунцель) Вот раз не удержал он в дрожащих руках мисочку, упала она наземь и разбилась. Стала его бранить молодая невестка, но он ничего не сказал, только тяжело вздохнул. (Старый дед и внучек) Работа с картинками. - Рассмотрите книги, что в них общего.( Все книги – сказки братьев Гримм) | Главная мысль произведения. (В горшочке карточки, на которых напечатаны отрывки из сказок. Дети по очереди достают из горшочка карточки, читают текст, говорят из какой он сказки. Затем подходят к столу, на котором находятся иллюстрации к сказкам братьев Гримм, выбирают соответствующую иллюстрацию и прикрепляют на доску.) ( На доске картинки-сказки братьев Гримм). |
Основная часть | Учитель показывает портрет писателей Как вы думаете, какой характер у братьев Гримм? Почему вы так думаете? Братья Гримм всю свою жизнь бережно собирали и хранили немецкие народные сказки и другие произведения фольклора. Многие из этих сказок легли в основу тех сказочных произведений, которые создали Якоб и Вельгельм Гримм. Подготовленный ученик дополняет (Якоб и Вильгельм Гримм родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Это немецкие писатели. Они были погодки, очень дружные. Никогда не расставались и не унывали. Их книгами можно было заполнить целый шкаф. Они написали 200 сказок.) Дорогой доброй сказки Идём мы без опаски И дружно говорим: Идём мы к братьям Гримм. И встретят нас герои:Красавицы и тролли, Лягушка и горшок И боб, и уголёк. И музыкантов Бремена Узнаем мы уверенно. И снова повторим: Идём мы к братьям Гримм. Словарная разминка На доске: Чистая совесть Зажиточный человек Что значат выражения «чистая совесть», «зажиточный человек» ( У человека чистая совесть, если он не врет, никого не обижает. Человек с чистой совестью ничего плохого не сделал другим людям. Ему не стыдно, у него сердце не болит. «Зажиточный человек» - богатый, самостоятельный) *Какие пословицы о совести вы знаете? (Карточки с пословицами лежат у вас на столе). Карточка Без совести и при большом уме не проживешь. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. Счастлив тот, у кого совесть спокойна. Говори по делу, живи по совести. Словарная работа: - Прежде чем вы начнете читать сказку, давайте проведем словарную работу. САПОЖНИК – мастер занимающийся шитьем и починкой обуви. СТЕЖКА –шов, которым прошиваются сапоги. ТАЧАТЬ –шить строчкой. ШИЛО – инструмент для шитья и починки обуви. ИСКУСНЫЙ МАСТЕР – умелый, хорошо знающий свое дело. Чтение сказки. Чтение учащимися (По цепочке) Первичное восприятие. Понравилась ли вам сказка? Чем? Работа с текстом произведения. - О какой профессии она нам рассказала? - Как вы думаете, чему она нас учит? - Если делаешь добро, то добро возвращается. На добро всегда отвечают добром. Работа по группам. А теперь ребята, мы начнем творить в наших творческих мастерских. Посмотрите на карточки, которые стоят у вас на столах. Что вы будите делать? Художники - рисуют любимого маленького человечка- героя литературного произведения или кинофильма. Писатели – придумывают свой сказочный ответ. Почему маленькие человечки поселились в доме портного? Прочитайте о том, как жил и что делал сапожник до появления человечков. Почему сапожник заснул сладким сном? (Потому что он ничего не делал плохого) Почему сапожник и его жена решили сшить одежду человечкам? Найдите ответ на вопрос в сказке и прочитайте его. Актеры - прочитают, что сделали человечки, когда увидели подарки и инсценируют. Ребята вам понравилась сказка? - О какой профессии она нам рассказала? - Как вы думаете, чему она нас учит? - Если делаешь добро, то добро возвращается. На добро всегда отвечают добром. | Словесное оценивание (по ходу дискуссии). Главная мысль произведения. (Добрый, ласковый, отзывчивый) (Потому что они писали сказки, а сказки читают дети). Сундетова Анеля
- Если делаешь добро, то добро возвращается. На добро всегда отвечают добром. |
Итог | Стратегия «Авторский стул» - Ребята, а как бы вы закончили сказку? Закройте глаза, представьте, что вы сказочники, придумайте мысленно концовку сказки – Ребята если вы хотите познакомится с другими сказками Братьев Гримм, вы можете их взять в библиотеке. Итог - С какой сказкой мы познакомились на уроке? - Кто написал? - Как зовут Братьев Гримм? - О чем сказка вас заставила задуматься? Завершается наш урок, думаю, будет полезно и интересно обменятся мнениями об участии в уроке. Оценивание Выставление оценок. Домашнее задание. Читать, пересказывать - А закончить урок я хочу следующими словами: В мире много сказок Грустных и смешных И нельзя на свете Нам прожить без них. Сказки учат нас не злиться, Помечтать и потрудиться, Сказки учат быть добрее, Терпеливее, мудрее. | …(затем дети по желанию выходят к доске, садятся на стул и рассказывают) Обмениваются мнениями об участии в уроке. |
Самоанализ урока На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный. Формы обучения: фронтальная , коллективная, индивидуальная, парная На первом этапе урока решалась задача: ориентировать и настроить учащихся на предстоящую работу на уроке, организовать и направить познавательную деятельность учащихся через создание учебной проблемы. На втором этапе урока старалась создать условия для закрепления изученных знаний, обеспечить применение новых знаний в жизни, организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Задача третьего этапа : организация самооценки учениками собственной деятельности, соотнесение её с целью и результатами. Я считаю, что задачи урока на необходимом уровне были выполнены. Поставленные цели достигнуты. Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ, ресурсного материала и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: учитель- ученик, ученик- ученик. Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно! | |
Оценивание Урока | |
Изменения по уроку | Кроссворд не сделали (отменила) |