-обучающая: обучить основным навыкам выразительного чтения, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.
- развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка, развивать индивидуальные творческие способности учащихся
- воспитательная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, развивать умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать, прививать любовь к русской классической литературе.
Этапы урока. | Решаемая задача. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название ИКТ |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности | организовывают свое рабочее место под руководством учителя | Настроить детей на работу | Проверяют порядок на рабочем месте. | |
Мотивация познавательной деятельности | Определения темы по средством проблемного вопроса. | Сегодня , ребята, наш ждет увлекательное путешествие в мир литературы. –Какие литературные жанры вы знаете? (сказка, рассказ, повесть, басня..) - У меня на доске находится портрет одного из знаменитых писатель России. Вы знаете кто это? Как его зовут ? (Иван Андреевич Крылов) А кто знает в каком литературном жанре писал Иван Андреевич Крылов? А как называют людей которые пишут басни? Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и определяют тему урока. | |
Организация познавательной деятельности. (изучение нового материала) | Учитель организовывает просмотр презентации « Биогрфия И.А. Крылова» Игра «Верю, не верю»
Отличие басни от других литературных жанров. | Учитель рассказывает биографию Крылова.
А теперь предлагаю вам игру. «Верю, не верю» -Верите ли вы, что Крылов в малом возрасте научился играть на скрипке? Очень рано, почти самоучкой, он выучился играть на скрипке. Позднее музыканты изумлялись его мастерской игрой, .Верите ли вы, что Иван Андреевич был дружен с Пушкиным? Действительно Иван Андреевич дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным. Бывал у них дома. - Верите ли вы, что в возрасте 49 лет Крылов выучил древнегреческий язык? И Это правда. У него вышел спор с его другом Николаем Ивановичем Гнедичем переводчиком с древнегреческого языка на русский. Через два года Гнедич вспомнил о споре . Он был крайне удивлен тому, что Крылов легко читал и переводил с древнегреческого языка. Давайте вспомним, какие басни Иван Андреевич Крылова вы изучали во 2 классе. Скажите, а кто является героем его басен? (животные) Ребята, скажите, кого подразумевает автор под своими героями? (Людей). | Дети смотрят и слушают о Крылове.
Дети слушают и предлагают свои варианты ответов.
Дети отвечают на вопросы. Логически обосновывают высказывания. | Презентация |
Организация познавательной деятельности По восприятию и анализу басни и.А. Крылова «Ворона и лисица» | Словарная работа. | Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Ворона и лисица». Но прежде я предлагаю вам выполнить словарную работу, для того, чтобы лучше понять смысл басни. Плутовка- ловкая обманщица, мошенница Лесть – угодливое восхваление Льстить- из корыстного желания расположить к себе. Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, Пленить- покорить чем – либо, очаровать Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью. Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница Царь птица – лучшая из всех птиц Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном. Гнусный – внушающий отвращение. Зоб- у птиц и насекомых, расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища. Все не впрок – не на пользу. | Дети объясняют лексическое значение Устаревших слов из басни. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | |
Физминутка | Игра. « Животные» | Если называю зверя, то вы топаете, рыбу- хлопаете, птица – машете руками» | Дети выполняют задание. | |
Организация познавательной деятельности По восприятию и анализу басни и.А. Крылова «Ворона и лисица» | Анализ басни.
Игра на определение черт характера главных героев. | Чтение произведения. Разбор басни. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? – Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? – Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? – А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? – А что говорила о голосе Вороны Лиса? – Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста. – Для чего Лиса так расхваливала Ворону? – Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ. – Почему Лисице удалось обмануть Ворону? – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?. Скажите, а что отличает басню от других литературных жанров? ( (мораль) Мораль- краткое нравоучительное заключение. Она может находиться как в начале так и в конце басни. – Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.) -Так в чём сила басни? Что высмеивают басни Крылова? (Человеческие недостатки) Басня – это литературное произведение, сатирического характера, которая высмеивает человеческие недостатки. В ней имеется мораль. Давайте составим характеристику нашим героям. Лиса : льстивая, коварная, вероломная, изворотливая Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, тщеславная | Учащиеся отвечают на ряд вопросов, поставленных к тексту басни, выражая мысли собственными словами. Проводя анализ текста.
Дети выбирают листок бумаги на котором написаны характерные черты героев. И соотносят их с героями. | |
Проверка и оценивание пройденного материала. | Инсценирование басни. | Учитель организовывает костюмированную инсценировку. | Дети выразительно читают текст за героев басни. | |
Рефлексия. | Учитель организует рефлексию. | Вопросы:- Что понравилось на уроке? - Что нового узнали? - Что было трудно? | | |
Итог урока. | | -С каким автором мы сегодня на уроке познакомились? - Как называют человека, который пишет басни? - Что такое басня? - Что такое мораль басни? | Дети отвечают на поставленные вопросы. Самостоятельно обобщают изученный материал. | |