kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «И.А.Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: продолжить знакомство с баснями И.А.Крылова, показав их скрытый смысл; научить сопоставительному анализу литературных произведений; воспитывать моральную сферу учащихся.

Задачи:

- развивать интерес к дальнейшему учебному процессу;

- развивать умение анализировать собственную деятельность, умение адекватно

  оценивать свой труд;

- формировать исследовательские навыки при анализе литературных произведений;

- развивать творческую самостоятельность учащихся.    

Тип урока: урок общеметодической направленности, комбинированный.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода, поэтапного формирования умственных действий.

Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, расширение сведений о баснописце, знакомство с баснями И.А.Крылова, сопоставительный анализ литературных произведений, обобщение и систематизация знаний учащихся о баснях И.А.Крылова, комментированное выставление оценок.

Решаемые проблемы. В чём мораль этих басен? Как выражается мораль в баснях И.А.Крылова?

Планируемые результаты:

- предметные: формирование активной читательской позиции; совершенствование навыков выразительного чтения, чтения по ролям, инсценирования басен И.А.Крылова; развитие творческой самостоятельности, логического мышления и актёрских способ-ностей: эмоциональности, вдохновенности; воспитание моральной сферы учащихся.

- УУД:

познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам);

регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

- личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Теория литературы: басня; аллегория, иносказание; мораль.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, телевизор, проигрыватель DVD,

диск DVD (мультфильм по басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица»), иллюстрации учащихся к басням И.А.Крылова, иллюстрации художника Е.М.Рачева к басням И.А.Крылова (на доске), раздаточный материал (индивидуальные карточки с игровым заданием), книги басен Эзопа и Крылова; эпиграф к уроку, записанный на доске (высказывание Батюшкова «Его басни переживут века!»). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема «И.А.Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица».»

МКОУ «Скуратовская средняя общеобразовательная школа»




Конспект

(Открытый урок по литературе)



Тема «И.А.Крылов. Басни «Свинья под Дубом»,

«Ворона и Лисица».

5 класс




Подготовила: учитель русского языка и литературы

высшей категории

Блинкова С.Ф.




  1. октября 2015 г.


Цели: продолжить знакомство с баснями И.А.Крылова, показав их скрытый смысл; научить сопоставительному анализу литературных произведений; воспитывать моральную сферу учащихся.


Задачи:

- развивать интерес к дальнейшему учебному процессу;

- развивать умение анализировать собственную деятельность, умение адекватно

оценивать свой труд;

- формировать исследовательские навыки при анализе литературных произведений;

- развивать творческую самостоятельность учащихся.

Тип урока: урок общеметодической направленности, комбинированный.


Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода, поэтапного формирования умственных действий.


Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, расширение сведений о баснописце, знакомство с баснями И.А.Крылова, сопоставительный анализ литературных произведений, обобщение и систематизация знаний учащихся о баснях И.А.Крылова, комментированное выставление оценок.


Решаемые проблемы. В чём мораль этих басен? Как выражается мораль в баснях И.А.Крылова?


Планируемые результаты:


- предметные: формирование активной читательской позиции; совершенствование навыков выразительного чтения, чтения по ролям, инсценирования басен И.А.Крылова; развитие творческой самостоятельности, логического мышления и актёрских способ-ностей: эмоциональности, вдохновенности; воспитание моральной сферы учащихся.


- УУД:

познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам);

регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

- личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.


Теория литературы: басня; аллегория, иносказание; мораль.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, телевизор, проигрыватель DVD,

диск DVD (мультфильм по басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица»), иллюстрации учащихся к басням И.А.Крылова, иллюстрации художника Е.М.Рачева к басням И.А.Крылова (на доске), раздаточный материал (индивидуальные карточки с игровым заданием), книги басен Эзопа и Крылова; эпиграф к уроку, записанный на доске (высказывание Батюшкова «Его басни переживут века!»).


Ход урока.

I. Организационный момент.


II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.


Слово учителя.

- Сегодня, ребята, мы снова отправляемся в увлекательный мир басен И.А.Крылова. Звери, населяющие этот мир, не простые, а очеловеченные. У каждого из них свой характер и даже свой порок, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно его называют в народе, дедушке Крылову.

С пороками надо держать ухо востро: ведь пороки-то эти заразные и легко могут пристать к каждому из нас, а чтобы противостоять им, надо хорошо знать и понимать басни Крылова, уметь пользоваться их мудрыми уроками и советами. Будем же внимательны, осторожны, наблюдательны, умны и станем учиться только хорошему.

Не зря же в басне «Бочка» сам баснописец предупреждает нас:


Ученьем вредным с юных лет

Нам стоит раз лишь напитаться,

А там во всех твоих поступках и делах,

Каков ни будь ты на словах,

А всё им будешь отзываться.


III. Актуализация опорных знаний.


Разминка.

1. Что такое басня? (Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл).

2. К какому роду относится басня? (Лиро-эпический).

3. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, загадка, пословица).

4. Что такое мораль басни? (Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом).

5. Что такое олицетворение? (Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления).

6. Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Лиса – хитрый человек, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек).


«Интрига».

Вопрос для эрудитов.

- Назовите имена известных баснописцев. (Эзоп, Ж.Лафонтен, А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев, И.А.Крылов).


Слово учителя.

- Ну вот мы и окунулись в этот особенный мир басен…

Кого тут только нет!

Да, самое интересное, что они все в человеческие одежды наряжены (обращаю внимание детей на выставку иллюстраций художника Е.М.Рачева к басням И.А.Крылова на доске): у кого мундир, у кого кафтан, кто в зипуне, кто во фраке, кто в сарафане, кто в душегрейке, на ком платок, на ком шапка, на ком треуголка… Т.е. художник следует за баснописцем и показывает животных, ведущих себя по-человечески.


IV. Работа над темой урока.


1. Слово учителя.

- Тематика басен И.А.Крылова разнообразна. Это и бытовые вопросы, и человеческие взаимоотношения, и вопросы отношения людей к наукам, образованию. Именно этому посвящено следующее произведение И.А.Крылова «Свинья под Дубом», с которым мы познакомимся сегодня.


2. Выразительное чтение басни учителем.


3. Анализ басни.


Словарик. (Запись в тетради).

Невежда – необразованный человек (сравни: ведать – знать).

Невежа некультурный человек (сравни: вежливый): Невежа и Бога гневит.


Беседа.

- Как назван Дуб? (Вековым).

Почему он так назван? (Дуб представлен долгожителем, а потому мудрым).

- Если вчитаться в мораль, образ какого из действующих лиц будет соответствовать

невежде? (Свинья).

- Как аллегорически изображено образование, наука? В образе чего? (В образе желудей.

Жёлуди как плоды образования).

- Обратите внимание, что к Свинье автор применил разговорное выражение «глаза

продравши». О чём это говорит? (Пренебрежительное отношение автора к этому

персонажу).

- О чём только заботилась Свинья? («Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»).

- Можно её назвать умной, дальновидной? Почему? (Конечно, нет! Потому что она не

задумывается о том, что подрывая корни, она погубит Дуб, на котором растут её

любимые жёлуди!).



- Отреагировала ли она на замечание Ворона? Почему? (Нет… Поскольку была

невеждой).

- Применимы ли данные пословицы и поговорки к этой басне?

1. Не руби сук, на котором сидишь.

2. Наука учит только умного.

3. Пока живёшь, до тех пор учишься.

4. За моё добро, да мне же переломали ребро.

- Какие пороки высмеивает автор в этой басне? (Неблагодарность, невежество).


4. Инсценировка басни учащимися.


Беседа.

Учитель. Мы внимательно прочитали басню, проанализировали её. Теперь нам стали понятны поступки главных героев, мы познакомились с чертами их характеров.


- Как может вести себя Свинья во время диалога? (Похрюкивать, лениво вертеться).

- В чём будут проявляться особенности её речи? Она будет плавная, отрывистая, ленивая или раздражённая? (Плавная, ленивая).

- Какие интонации будут у Дуба?

- Как будет читать свои слова автор?

- Что в речи автора будет перед тем, как он прочтёт мораль? (Долгая пауза).

- Где расположатся на «сцене» герои? Как нужно стоять, чтобы зрителям было

лучше их видно? (Лицом или вполоборота к зрителям).


Ознакомление с памяткой для учащихся, читающих по ролям.

Памятка читающего по ролям.

  1. Внимательно прочитай молча весь текст.

  2. Найди слова своего героя.

  3. Ответь на вопрос: с какими эмоциями он произнесёт свои слова? Постарайтесь

сохранить эти эмоции при чтении.

  1. Внимательно следи за товарищами по чтению: не обгоняй и не отставай с

чтением своих слов.


Инсценировка басни подготовленными учащимися.


- Оцените игру одноклассников. Расскажите, что вам понравилось, что бы вы

изменили в сценке?


Учитель. Обратите внимание на иллюстрацию к басне «Свинья под Дубом»

художника Г.Куприянова.

Словами какого персонажа вы бы подписали иллюстрацию?

(Словами Ворона «Ведь это дереву вредит… Коль корни обнажишь,

оно засохнуть может).





Учитель. Своею занимательностью басни Крылова напоминают (дети: сказки о животных), а мораль, по своей поучительности, - (дети: пословицу). Правильно!

Мы переходим к ещё одной басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица».


5. Просмотр мультфильма.


Беседа.

- Понравился ли вам мультфильм?

- Назовите главных героев.

- Как вы считаете, знала ли Лисица, что Ворона плохо поёт?

- Какой порок высмеивает автор в басне? (Лесть).

- Можно ли представить на месте животных людей?

- Если бы Крылов описал людей, что могло бы произойти? Добился бы он такого же

эффекта или нет?

- Где в данной басне расположена мораль?


6. Работа с текстом басни.

Понаблюдаем за речью героев.


Крыловские герои пользуются живой разговорной речью, в которой много обращений

(дети называют: голубушка, светик, сестрица), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дети называют: кусочек, близёхонько, глазки, шейка, голосок и т.д.), просторечных слов (позадумалась, пёрушки, в зобу дыханье спёрло, была такова и т.д.), метких образных выражений («Вещуньина с похвал вскружилась голова…»,

«И говорит так сладко, чуть дыша…»). Мы будто слышим героев русских народных сказок.

А как ведут себя герои?


Учитель. Крылов не только передаёт обольстительную речь Лисицы и внутреннее

самодовольство польщённой похвалами Вороны, но и выразительно рисует

их поведение, даёт персонажам меткие характеристики, благодаря чему мы

отчётливо видим всю картину:

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло…


- Какие слова и выражения помогают нам увидеть Лисицу и Ворону?






Дети отвечают:

Лисица – «плутовка», она идёт «на цыпочках», «вертит хвостом, с Вороны глаз

не сводит», говорит с придыханием, «сладко, чуть дыша», всем своим видом стараясь показать мнимое благоговение перед «царь-птицей».


У Вороны же от такой сладкой лести «вскружилась голова» и «в зобу дыханье

спёрло» - теперь она почти не дышит от самолюбования и гордости.


Как и в русских народных сказках, Лисица в баснях Крылова всегда умеет извлечь выгоду из сложившейся ситуации: то хитростью, то обманом, то лестью она добивается своего.


Так и в басне «Ворона и Лисица» она вскружила голову глупой Вороне, падкой на похвалы, и та от радости «каркнула во всё воронье горло». Лисице только того и надо было: ведь «вещунья» держала во рту лакомый кусочек сыра, он, естественно, выпал и достался «плутовке».


7. Сопоставительный анализ басен Эзопа и И.А.Крылова.


- Сопоставьте басню «Ворона и Лисица» И.А.Крылова с басней древнегреческого баснописца Эзопа, автора свыше четырёхсот коротких прозаических басен.


Текст басни Эзопа.


«Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив

он, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

_____________________________


Басня уместна против человека неразумного».


Сравнительный анализ текстов при помощи диаграммы Венна по параметрам: содержание, действующие лица, мораль, форма.


- В чём сходство и различие основного повествования и морали басни Эзопа, сюжеты

которого стали для более поздних баснописцев традиционными, и басни Крылова?

- Кто более ироничен в басенном рассказе?

- Какая форма: стихотворная или прозаическая вам больше понравилась?

(Стихотворная форма сообщает басне Крылова живость и выразительность).

- Как вы поняли мораль басни Эзопа? («Не верь врагам – проку не выйдет»).

Сравните у Крылова «…в сердце льстец всегда отыщет уголок», а значит, добьётся

всего, чего захочет.


8. Учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к басням И.А.Крылова.

(Учащиеся показывают свои рисунки и рассказывают, почему выбрали именно эту басню, что изображено на рисунке, или читают строки басни, которые они иллюстрировали).

Учитель:

- Спасибо, каждая работа индивидуальна, интересна по замыслу, отражает понимание басен.


9. Занимательный материал.


Вспомните, из какой басни это выражение?


- «Ты всё пела? Это дело…» («Стрекоза и Муравей»).

- «Когда в товарищах согласья нет…» («Лебедь, Щука и Рак»).

- «За что же, не боясь греха,..» («Кукушка и Петух»).

- «Ай, Моська! Знать она сильна…» («Слон и Моська»).

- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и Ягнёнок»).

- «От радости в зобу дыханье спёрло». («Ворона и Лисица»).

- «Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». («Свинья под Дубом»).



10. Раздаточный материал.

Помогите героям басен найти свою пару.

Соедините пары стрелками.



Моська Дуб

Свинья Слон


Повар Лисица


Ворона Кот


Ягнёнок Стрекоза


Кукушка Волк


Муравей Петух



V. Рефлексия.


Учитель. Прав Батюшков, сказавший: «Его басни переживут века!»

Действительно, басни Крылова живы до сих пор.

Мы часто смеёмся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие недостатки.

- Какие? (Лень, зависть, невежество и др.)

- Приведите примеры.


Дети отвечают:

в баснях «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух» Крылов высмеивает лесть, в басне «Свинья под Дубом» - неблагодарность, невежество, «Синица» - хвастовство.


Наделала Синица славы,

А море не зажгла.


Зависть – в басне «Прохожий и собаки», жадность – в басне «Скупой и Курица»,

несогласованность в делах – в басне «Лебедь, Щука и Рак», лесть, чинопочитание – в басне «Две Собаки».


Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят!


Учитель. Хорошо сказал о великом баснописце М.Исаковский (на экране):


Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.


- Согласны ли вы с М.Исаковским?


Дети делают вывод:

басни Крылова читают и любят сегодня, будут читать и любить завтра, потому

что они о том, что волнует каждого: о добре и зле, о дружбе и коварстве, о правде

и лжи. Его басни заставляют нас взглянуть на себя со стороны, стать в чём-то

лучше.


VI. Домашнее задание.

Выучить наизусть (на выбор) одну басню И.А.Крылова, с которой мы сегодня познакомились.


VII. Выставление оценок.

Спасибо за урок!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема «И.А.Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица».

Автор: Блинкова Светлана Фёдоровна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства