Муниципальное образовательное учреаедение средняя общеобразовательная школа № 70
Открытый урок чтения «Басни И, Крылова - маленькие шедевры»
ЗБ класс
Учитель высшей категории: Альшова Н.А.
г. Липецк, 2007 г.
Урок — игра в стиле брейн - ринга.
Цель: вспомнить ранее изученные басни И.Крылова, отрабатывать навыки
выразительного чтения и чтение по ролям, учить в каждой басне видеть мораль и
человеческие недостатки, которые высмеивал баснопиеец, и постараться от них
избавиться, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: портрет И. Крылова, книги, иллюстрации к басням И.
Крылова. Класс разбит на три команды, в каждой команде свой капитан. Команда,
первая ответивщая на вопрос, получает жетон. По количеству жетонов
определяется победитель.
1. Проверка домашнего задания.
Расскажите, что вы узнали об Иване Андреевиче Крылове? (по одному
ученику из каждой команды рассказывают о биографии И.А. Крылова)
1 ученик Но он писал не только басни, но и прозаические произведения,
из 1 команды, журнальные статьи. Всего он написал 205 басен. Сами по себе
вощли в нащу жизнь крыловские умные звери с их вполне
человеческими мыслями, поступками, рассуждениями. Нам
известны басни про лисицу, которая, подняв узкую
мордочку, жадно глядит на ворону с кусочком сыра в клюве. Про
журавля, вынувшего кость из волчьей пасти, про кота Ваську,
стащившего у повара курченка, или про слона, которого по
улицам водили.
Написал эти басни Иван Андреевич Крылов. Внимательно вемотритееь в портрет. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Крылов своими баснями помогает увидеть различные пороки людей 0 жадность, лень, ложь, глупость, хвастовство и подсказывает, как можно от них избавиться.
И.А. Крылов родился в 1769 году в Москве, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Мать ходила читать псалтырь по покойникам в богатые дворянские и купеческие дома. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему даже не пришлось учиться в школе. Впервые встретился с настоящими учителями в доме помещика Львова. Львов предложил мальчику заниматься вместе с детьми у него дома. Он начал изучать арифметику, русский и французский языки. Интерес к маленькому Крылову в барской семье быстро угас. Его способности уже не радовали, а раздражали сверстников. Взрослые давали ему понять, что он не ровня хозяйским детям, что он не может быть их товарищем. Богатые и знатные указывали ему настоящее его место. Бывать у Львовых стало неприятно. В том же году в Твери открылось училище для дворянских детей. Крылов мог бы продолжать учение. Но для этого нужны были средства. И вместо школы с 1 о лет он начал служить.
Иллюстрации
Портрет
Крылова
2 ученик из 2 команды
3 ученик из 3 команды
Учитель.
Иван Крылов служил подканцеляристом в одном из казенных
учреждений. Он переписывал и подшивал бумаги, стирал пыль
со столов, чинил перья, бегал с пакетами по присутственным
местам, как тогда называли государственные учреждения.
Свободного времени было не так много, и Крылов с ранних лет
научился его ценить. Сейчас он не ленился, не играл со
сверстниками, а старался учиться сам, без учителей, - ведь они
были ему не по средствам. Он доставал книги, словари,
учебники и просиживал над ними дотемна, пытался переводить
с французского и с итальянского, исписывая груды бумаги.
Тайну иностранной азбуки ему раскрыл какой-то безвестный
итальянец. В те годы в крупных городах России было много
иностранцев. Они приезжали сюда на заработки. У маленького
Крылова был истинный талант заводить знакомства. Его тянуло
к людям любопытство. Каждый новый человек казался ему
новой книгой. И особенно привлекали его люди, причастные к
искусству. Так мальчик сошелся с безвестным талантливым
скрипачом и у него получил первые уроки игры на скрипке. Не
мог оставить без внимания и художников. И от кого-то из них
мальчик мог узнать о первоначальных законах и секретах
живописи.
Когда Крылову минуло 13 лет, он начал всерьез
задумываться о своей судьбе. Он готовился к первому
серьезному шагу в своей жизни - переезду из Твери в
Петербург.
Знакомясь с журналами, Крылов убеждал себя, что,
пожалуй, он и сам мог бы писать в таких журналах, - конечно,
не серьезные статьи, а стихи, веселые безделушки и небольшие
пьески вроде тех, что он разыгрывал в детстве перед
товарищами.
Юноша делился своими мечтами с матерью. Уехать в
столицу, стать сочинителем. Мария Алексеевна робела. А сын
настойчиво убеждал её. Для переезда пришлось расстаться с
книгами покойного отца.
В юности Крылов сочинил несколько сатирических
комедий для театра, но ни одна из них не была допущена на
сцену. И тогда он обратился к журналистике и издательской
деятельности, смело обличал казнокрадство, кичливость,
взяточничество. Первая книга его басен вышла в 1809 году и
имела огромный успех. За 30 лет он написал 205 басен. В них
он показал жизнь и нравы своих современников, их достоинства
и недостатки. Особенно он осуждал невежество, глупость,
эгоизм, жадность, зависть, лесть и лень.
Герои всех басен - звери, но ведут они себя как люди.
Каждая басня - это небольшая картинка, сценка, которая
заканчивается моралью. Многие выражения из басен стали
пословицами. Мы повторяем эти крылатые слова, даже иногда
не зная, из какой они басни.
в квартет».
А вы знаете? (Вопросы командам). Разминка.
Плакат. «А воз и ныне там» (Лебедь, рак и щука)
«А Васька слушает, да ест» (Кот и повар)
«Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето»
«Беда, коль пироги начнет печь сапожник»
- Вопросы командам.
- Кто так говорил?
До того ль, голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час.
Так, что голову вскружило. (Стрекоза)
- Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть
(Проказница мартышка. Осел, Козел, да косолапый Мишка) - Внимание - «чёрный ящик». С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно увидеть «Что там за рожа?». Что за предмет? (Зеркало).
- Назовите героиню, которая совсем «без драки» хочет «попасть в большие забияки». (Моська).
- Внимание - «чёрный ящик». В нем находится предмет, который героине одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки).
- персонаж какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и петух).
- «У сильного всегда бессильный виноват.
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем».
В какой басне звучат эти слова? (Волк и ягненок).
- Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню?» (На псарню)
- В какой басне звучат эти слова:
Уж сколько раз твердили миру.
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и Лисица)
- Из какой басни эти слова? Чьи это слова и кому он говорит?
Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -
Тебе за труд? Ах, ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся.
Да берегись: вперед ты мне не попадайся. (Волк и журавль)
- Инсценирование басни.
Д/з из каждой команды.
«Стрекоза и муравей» - 1 команда «Ворона и лисица» - 2 команда «Слон и Моська» - 3 команда
Какие недостатки людей высмеиваются в этих баснях?
Кто выразительно прочитает баеню наизуеть?
В чем главный смысл басни?
- Кто быстрее отгадает кроссворд «Басни Крылова»
У каждой команды лист с кроссвордом.
- Кто смеялся «вперёд чужой беде»?
- Героиня, увидела свой образ в зеркале.
- У кого под листком к зиме «был готов и стол, и дом»? «Да работала ль ты в лето говорит ей».
- Она осталаеь без обеда благодаря своей глупоети.
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
- Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись».
- Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
Ответы на кроссворд:
- Голубь.
- Обезьяна.
- Муравей.
- Ворона.
- Моська.
- Рак.
- Слон.
- Конкурс рисунков к басням.
Детские рисунки. Отгадать к какой басне относится рисунок, найти и
зачитать отрывок.
- Подведение итогов и награждение.
Вывод: Басни И.А. Крылова обогащают нас знанием жизни, родного языка.
Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
- Домашнее задание.
Читать басни И. А. Крылова.