Литературный бой «Знаете ли вы басни Ивана Андреевича Крылова?»
Литературный бой «Знаете ли вы басни Ивана Андреевича Крылова?»
Литературный бой
«Знаете ли вы басни Ивана Андреевича Крылова?»
Цель: обобщить знания учащихся по басням И.А.Крылова; развивать умение работать в группах, пользоваться ИКТ; воспитывать патриотизм, любовь к литературе.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг и иллюстраций учащихся по басням И.А.Крылова, презентации «Похвальное слово Крылову», кроссворды.
Подготовительная работа:
Класс делится на две группы. Каждая команда получает домашнее задание:
Подготовить вступительное слово о великом русском баснописце Крылове.
Инсценировать одну из басен И.А. Крылова.
Нарисовать иллюстрации к басне.
Составить кроссворд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературный бой «Знаете ли вы басни Ивана Андреевича Крылова?» »
Авторская разработка учителя русского языка и литературы
Березовской СОШ Раздольненского района Республики Крым
Сенчук Веры Николаевны
6 класс
Литературный бой
«Знаете ли вы басни Ивана Андреевича Крылова?»
Цель: обобщить знания учащихся по басням И.А.Крылова; развивать умение работать в группах, пользоваться ИКТ; воспитывать патриотизм, любовь к литературе.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг и иллюстраций учащихся по басням И.А.Крылова, презентации «Похвальное слово Крылову», кроссворды.
Подготовительная работа:
Класс делится на две группы. Каждая команда получает домашнее задание:
Подготовить вступительное слово о великом русском баснописце Крылове.
Инсценировать одну из басен И.А. Крылова.
Нарисовать иллюстрации к басне.
Составить кроссворд.
Ход урока
Похвальное слово великому русскому баснописцу И.А. Крылову
Презентации учащихся «Похвальное слово Крылову».
Дополнение учителя.
Известный поэт М.В. Исаковский посвятил Крылову стихи:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их прямой и благородный
К добру и правде призывал сердца.
А какие высказывания об И.А. Крылове вы помните?
Русский писатель Н.В. Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».
В.Г. Белинский писал: «И.А. Крылов – великий русский баснописец. Честь, слава и гордость нашей литературы».
Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «…весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».
В.А. Жуковский отмечал: «Слог басен его вообще лёгок, чист и всегда приятен».
Разминка. Вопросы по биографии И.А. Крылова
Когда и где родился баснописец? (13 февраля 1769 г. в Москве, в семье бедного армейского капитана Андрея Прохоровича Крылова).
Каковы увлечения юного Крылова? (Чтение сочинений Ломоносова, Сумарокова, басен Хемницера, Дмитриева, русских народных сказок. Играл на скрипке. Посещал уроки местного помещика. Для лучшего усвоения французского языка переводил басни Лафонтена).
Какую роль в жизни Крылова сыграло самообразование?
Какой журнал издавал молодой Крылов? (В 1789 г. сатирический журнал «Почта духов». Этот журнал продолжал славные традиции русской сатирической журналистики 70-х гг. XVIII в.).
Где установлен памятник дедушке Крылову и кто его автор? (В Летнем саду в Петербурге, (1848-1855) автор – П. Клодт. Задумавшийся поэт сидит в кресле, а вокруг искусно изображены герои его басен – разные звери и птицы).
Сколько басен написал И.А.Крылов? (более 200 басен)
В каком году умер И.А.Крылов? (в 1844 году)
Викторина
Назовите зверей – героев басен Крылова.
Назовите птиц – героев басен Крылова.
Какие строки из басен стали крылатыми?
Игра «Вытащи из лукошка»
Участники двух команд по очереди вытаскивают из лукошка вещи и отгадывают, герою какой басни они принадлежат. Затем продолжают игру. «Вытаскивают» воображаемые вещи и предлагают сопернику угадать, к какой басне вопрос.
Конкурс капитанов.
Кто из персонажей басен Крылова сказал эти слова:
«Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарём подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. Ещё хоть ложечку!» (Демьян соседу Фоке, б. «Демьянова уха»).
«Изрядно, - говорит, - сказать не ложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком ты с нашим петухом: Ещё б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился» (Осёл говорит Соловью, б. «Осёл и Соловей»).
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, - Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!» (Волк говорит Журавлю, б. «Волк и журавль»).
«Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак, кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали, А проку на волос нет в них» (Мартышка, б. «Мартышка и Очки»).
«Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» (Стрекоза говорит Муравью, б. «Стрекоза и муравей»).
Проверка домашнего задания.
Конкурс инсценированной басни.
Защита иллюстраций к басням Крылова. Рассматривание иллюстраций и отгадывание, к каким басням они относятся.
Разгадывание кроссвордов (см. приложение «Кроссворды»).
Выразительное чтение басни, предложенной учителем
(Карточки с названиями басен «Мартышка и Очки», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок» и др.)
Каких ошибок следует избегать при чтении басен по ролям?
Конкурс болельщиков
Расскажите случай из жизни, который соответствует теме басни. Вспомните мораль басни.
С завязанными глазами нарисуйте персонаж любимой басни Крылова.
Какие человеческие пороки высмеивает Крылов с помощью зверей и птиц?
Волк – жадность, грубость, жестокость и т.д.;
Осёл – упрямство, тупость, невежество;
Ягнёнок – слабость, беззащитность, искренность;
Лиса – хитрость, льстивость, коварство;
Стрекоза – лень, легкомыслие;
Муравей – трудолюбие и др.
Вывод
В своих баснях великий русский баснописец И.А. Крылов высмеивает лень, глупость, хвастовство, жестокость, жадность, трусость, учит душевной отзывчивости и скромности, трудолюбию.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней
Подведение итогов литературного боя
Мы не прощаемся с баснями Крылова, потому что мудрыми крыловскими словами мы пользуемся ежедневно, они стали пословицами и поговорками.
Крылов имел полное право сказать, что знает Русь, а Русь знает его. Пусть живут басни Крылова!
1
О
.
Заполнив пустые клетки, прочитайте имена четырёх персонажей басен И.А.Крылова (в центре буква О)
В каких баснях действуют эти персонажи?
(«Кот и Повар», «Лягушка и Вол», «Пёс и Соловей», «Скворец»)
2.
1. Кто у сильного всегда виноват (из басни «Волк и Ягнёнок»)?
2. Какой глагол употребляется в басне «Мартышка и Очки»
«…о камень так хватила их, что только брызги…»?
3. Почему в басне «Квартет» Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка не смогли сыграть квартет, что им было нужно?
4. Характеристика волка из басни «Волк и Журавль», когда волк произнёс слова: «Ты шутишь!» - зверь вскричал…
5. Что ел Васька, когда его укорял Повар (из басни «Кот и Повар»)?