kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

    Цели урока:

  • отработать навыки анализа стихотворения;
  • обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;
  • расширить словарь учеников;
  • углубить литературоведческие знания;
  • показать новаторство поэта в разработке темы;
  • сопоставить поэзию и живопись.

    Оборудование урока: пейзажи А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И.Левитана или других художников.

    Эпиграф: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта…Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно»

                                                                                                       Н.А.Добролюбов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина». »

















Тема: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

Цели урока:

  • отработать навыки анализа стихотворения;

  • обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;

  • расширить словарь учеников;

  • углубить литературоведческие знания;

  • показать новаторство поэта в разработке темы;

  • сопоставить поэзию и живопись.

Оборудование урока: пейзажи А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И.Левитана или других художников.

Эпиграф: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта…Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно»

Н.А.Добролюбов.

Ход урока

  1. Работа над эпиграфом

- На предыдущем уроке мы говорили о том, каким должен быть гражданин в понимании Лермонтова, как поэт оценивает себя и свое поколение. Приговор жесток: «Над миром мы пройдем без шума и следа». Ясно, что так может сказать человек, любящий свою родину «истинно, свято и разумно».Об этом и написал Н.А.Добролюбов, анализируя стихотворение «Родина». Опираясь на высказывание, взятое эпиграфом к уроку, сжато ответьте, как понял критик идею стихотворения.

Предлагаю на уроке вам тоже стать критиками и разобраться, какою виделась Россия поэту, с чем ассоциировалась в его сознании, что нового внес писатель в развитие этой темы.

  1. Словарная работа (она проводится на протяжении всего урока)

- Тема России и исторической судьбы русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Лермонтова. Образы Отечества – от первых стихотворений, запечатлевших картины русской осени («Осень», 1828 г.), до проникнутого глубокими размышлениями и чувствами стихотворения «Родина» - неизменно определяют пафос лермонтовского творчества.

Дайте определение слова пафос и ответьте на вопрос: «Какая тема определяет пафос поэзии Лермонтова?».

Пафос (греч.) - страсть, чувство, которое пронизывает все произведения, творчество.

  1. Творческая история стихотворения.

- В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. После путешествия по России в 1835-1836 годах он написал «Бородино», «Песню про купца Калашникова». И вновь возникла потребность сказать о Родине. В апрельском номере журнала «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина», которое занимает особое место в русской патриотической поэзии. Для своего времени оно было по-настоящему новаторским.

  1. Прослушивание стихотворения «Родина» в исполнении мастеров художественного слова (грампластинка).

  2. Лингвинистический анализ стихотворения.

- Дайте толкование слов родина и отчизна.

Родина.

- «Место, где кто родился» (словарь церковнославянского и русского языка, 1847 г.)

- «родимая земля, чье место рождения», «земля, государство, где кто родился» (в широком значении»; город, деревня (в узком значении). (По словарю В. И.Даля);

1. Отечество, родная страна…. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь» (словарь С.И.Ожегова)

Отчизна

- «Отечество, родина» (По словарю В.И.Даля)

- «(высокое) Отечество, Родина» (По словарю С.И.Ожегова)

- Словари не разграничивают лексического значения этих слов, но для традиционной поэзии заголовок не совсем обычен. В первые десятилетия 19 века стихотворения, имеющие в заглавии слово родина, обычно посвящались «малой родине», то есть месту рождения, родовой усадьбе. Интересно, что слово родина в поэзии начала 19 века часто сочеталось со словом тоска (сравните: печальных деревень), обозначающим очень личное чувство.

В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано ч названием «Родина». Почему? В чес поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к композиции произведения! Сколько частей в стихотворении и о чем они?

В стихотворении две части; первая часть – отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине, вторая 0 объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы.

- Докажите, что автор спорит, причем не только с кем-то, но и с самим собой (2-й стих)

- В чем синтаксические особенности этих частей?

Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

- В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации?

Предложение содержит и противопоставления, и восклицания. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание!

- Проанализируйте первый стих с точки зрения художественной речи. Какое слово является ключевым?

Ключевое слово – люблю, выделенное эллипсисом. Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

- Какое слово пропущено?

- Какую роль играет противительный союз но?

Запятая перед противительным союзом но требует паузы тем самым выделяя интонационно следующие за союзом слово странною.

- Какое слово удивило вас?

Странною любовью

- Дайте толкование этого слова.

Эпитет странная имеет следующие толкования: «своеобычный, причудливый» (словарь 1847 года); «чудный, необычный, необыкновенный, особенный» (словарь В.И.Даля); «необыкновенный, непонятный, необычный, особенный, вызывающий недоумение» (словарь С.И.Ожегова).

- Выберите из этого синонимического ряда эквивалент, который, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Своеобразный, непонятный, особенный.

- Объясните свой выбор. Сделать это вам поможет следующий вопрос. Местоимения какого лица преобладают в стихотворении?

Местоимения 1-го лица единственного числа (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое понимание, личное понимание Родины, это только его точка зрения.

- Какова роль инверсии?

Инверсия – перестановка слов, нарушающая обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. Инверсия люблю …я требует постановки логического ударения на я, что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор.

- Проведите лингвинистический эксперимент: замените в первом стихе слово отчизна словом родина (люблю я родину, но…) Почему Лермонтов, назвав стихотворение «Родина», пишет о любви к отчизне? С чем ассоциируется образ отчизны в первой части?

Со славой, купленной кровью, с преданиями старины.

- Найдите слова высокие, поэтические. В какой части они преобладают?

- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.

- Какова роль союза ни?

Он усиливает отрицание.

- Дайте толкование слов отрадное и отрада?

Отрада – «утеха, услада, утешенье, успокоение, наслаждение, что покоит, облегчает скорбь». (В.И.Даль).

Отрада – «чувство удовольствия, радости. Удовлетворения» (С.И.Ожегов)

Отрадное – доставляющее удовольствие, приятное, отраду. У Лермонтова – это мечтанье, несущее утешенье, надежду, задевающее самые сокровенные струны души.

- Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли сказать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов?

Олицетворение, эпитет, сравнение.

- Как организовано пространство во второй части?

Лирический герой словно обозревает всю необъятную Россию с головокружительной высоты.

- Как меняется точка обзора начиная со строки «Проселочным путем люблю скакать в телеге…»?

Эта точка ближе к земле, но и она позволяет видеть огромные пространства, по которым он едет. Мелькают деревни, ночи сменяют друг друга…

- Почему в описании России в начале второй части нет ни одного глагола? (Кроме люблю). Какие слова, помимо глаголов, создают мотив движения? Нет ли ошибки в выражении» скакать в телеге»?

Лермонтов был кавалеристом, это профессионализм.

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам?

- Почему обычную проселочную дорогу поэт именует путем? В каком фразеологизме встречается это слово?

Жизненный путь.

- Как автор воспринимает окружающее? Какие чувства, помимо зрения, в этом участвуют?

Зрение, обоняние (люблю дымок спаленной жнивы), слух (Пляска «с топотом и свистом», говор пьяных мужиков).

- Человек появляется в конце стихотворения, а сначала поэт описывает признаки его близости; спаленная жнива, ночующий обоз, двор. Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне! Именно их любит поэт.

- Какими словами говорит Лермонтов о своей любви?

Три раза люблю; любовь, отрада, вздыхаю, смотреть до полночи готов.

- Но не только лексическими средствами поэт выражает свою любовь. Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

- А почему мужички пьяные?

В праздник.

- Почему, говоря о березах, поэт использует слово чета, а не пара?

Чета – пара о двух лицах. Супружеская чета. Пара – два однородных предмета.

- Случайно ли береза не одинока?

Березы олицетворяют самую сокровенную мечту поэта о семье, о любви, о преодолении одиночества. Его родина –это страна счастья, гармонии.

- Почему огни деревень дрожащие, печальные?

Путник скачет, ночь, селения отдаленны. Между ними могут быть рощи, туман, а свет лучин очень слаб. Поэт сохраняет традицию, когда слово родина ассоциировалась с тоской.

- Дайте лексическое толкование слов гумно, жнивье (жнива), нива.

Гумно – сарай для сжатого хлеба; нива – засеянное поле, пашня; жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

Это символы довольства (потому что в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.

- Так в чем же отличие родины от отчизны в понимании Лермонтова?

Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

- Определите размер стихотворения, количество стоп в стихах? Какую закономерность вы отметили? Как это связано с содержанием «Родины»?

Стихотворение написано шести-, пяти-, четырехстопным ямбом, причем четкий переход на четырехстопный ямб начинается во второй половине произведения, где автор дает конкретные приметы, народной жизни. Сокращение на две стопы делает стих легким, простым, удобным для произношения.

- Покажите, как поэт воспринимает родину.

Желтеющая нива; изба, покрытая соломой; пьяные мужички; пляска с топаньем и свистом.

- Обратите внимание еще на одну особенность лирики поэта. Как организовано в «Родине» время? В какое время суток, года герой видит Россию?

Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек), летом (вечером росистым, лесов колыханье), осенью (желтеющая нива, спаленное жнивье).

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

Желтый – степи, огни, нивы, солома;, черный – ночь, спаленная жнива; голубой – реки; зеленый – леса; белеющие березы.

Краски неяркие, но сочные. Такой колорит будет характерен для русских художников конца 19 века начала 20 века в изображении малых уголков Родины. (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан) Лермонтов предвосхитил открытие не только русских поэтов, но и художников.

Если бы мы взялись иллюстрировать это стихотворение, то у нас получилось бы несколько картин. И только объединенные в целое, они создали бы во всей полноте образ Родины.

- В.Г.Белинский писал: «Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нем нет ничего произвольного, что в нем ни одно слово, ни один звук. Ни одна черта не может замениться другим звуком, другим словом…» Что вы можете сказать о звукозаписи? Какой гласный звук преобладает?

- Многие поэты и исследователи говорят об окрашенности звуков. Например, В.А.Менделеева в своей работе «От звука к имени» пишет, что каждый звук ассоциируется с определенным цветом: а – густо-красный; о – светло-желтый; и – синий, ю – голубоватый, е – желто-зеленый. Соответствует ли это вашему восприятию? Какие цвета для вас преобладают в стихотворении?

С точки зрения фонетической цветописи преобладает светло-желтый (о) и желто-зеленый (е), что соответствует лексической цветовой гамме.

- И так, в первой части поэт отверг официальный патриотизм, а во второй открыл нам свою душу, высказал свое сокровенное – какой ему нравится Русь, с чем ассоциируется образ Родины. Попробуйте определить теперь идею стихотворения.

Хорошо и удобно любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах народа. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная, что в ней царят невзгоды, творится беззаконие, что люди в ней бесправны, жилища убоги, деревни разорены и печальны…

Вот то новое слово, которое сказал поэт о родине, своему народу; своему поколению и потоками. Но, говоря о новаторстве, мы отмечали особенности не только содержания, но и формы стихотворения. Давайте подытожим все это.

Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему.

Поэт впервые «малую родину», изображенную более реально и объективно, чем это делалось до него, соотнес с понятием «большой родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой родины». Такое соотношение впоследствии стало традиционным в русской поэзии.

Создавая художественный образ Родины, русские поэты обычно использовали лексику, называющую деревья (дуб, липа). Лермонтов впервые употребил слово береза, в сочетании со словом чета.

Впервые в русской поэзии гражданская тема воплотилась в интимном, лирическом жанре, причем именно Лермонтов завершил начавшийся при Пушкине распад жанровых стихотворений, утвердив окончательно реалистический метод изображения действительности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Конспект урока в 9 классе по теме «Образ Родины в лирике  М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Бородино», «Прощай, немытая Россия…», «Родина». "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-obraz-rodiny-v-lirikie-m-iu-liermontova-analiz-stikhotvorienii-borodino-proshchai-niemytaia-rossiia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "146708"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419246428"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Интегрированный с русским языком урок русской литературы  на тему  «Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери»."
    ["seo_title"] => string(118) "intieghrirovannyisrusskimiazykomurokrusskoilitieraturynatiemukomplieksnyianalizstikhotvorieniiasaiesieninapismomatieri"
    ["file_id"] => string(6) "291833"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455190626"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина». "
    ["seo_title"] => string(49) "analiz-stikhotvorieniia-m-iu-liermontova-rodina-1"
    ["file_id"] => string(6) "127333"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415293074"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "М.Ю.Лермонтов. Анализ стихотворения "Тучи""
    ["seo_title"] => string(43) "m_iu_lermontov_analiz_stikhotvoreniia_tuchi"
    ["file_id"] => string(6) "527945"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1574277502"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле."
    ["seo_title"] => string(80) "kraitymoirodimyikraistikhotvorieniiarusskikhpoetov19viekaoprirodieorodnoiziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "288918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454691243"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства