1. | Проверка домашнего задания По группам (2 группы , по 3 человека). (1 группа) На прошлом уроке мы прочитали и проанализировали стихотворения «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…». О каких недостатках, пороках людей своего времени говорит Лермонтов в стихотворении «Дума»? Подтвердите свой ответ отрывками из стихотворения. В чем видит Лермонтов трагедию поколения и кого винит в ней в стихотворении «Дума»? Это стихотворение –размышление наедине с собой или обращение к современникам? Какую жизнь ведет такое поколение? Относит ли себя лирический герой к этому поколению? «Дума» всех изумила… исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», - писал В. Г. Белинский. В каких строках стихотворения вы слышите негодование и в каких грусть? (2 группа )Какие черты людей светского общества возмущали поэта в стихотворении «Как часто , пестрою толпою окружен…»?Прочитайте строки из стихотворения, подтверждающие ответ. Стихотворение рисует две действительности: окружающую и воображаемую. Покажите, с помощью каких деталей поэт рисует прошлое и настоящее; почему он противопоставляет одно другому? Какова роль последней строфы стихотворения? Как ее, по – вашему, нужно прочитать? | Монологическая речь с дальнейшим дополнением и уточнением. (1 группа) - В стихотворении «Дума» поэт порицает бездействие, пассивность своего поколения. -«Дума»– размышление наедине с самим собой, а не обращение. Суд в «Думе» беспощаден. Равнодушие, с которым поколение отнеслось к жизни, даже к своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков. -Автор не отделяет себя от современников, везде пишет «мы». «Дума» - размышление наедине с самим собой, а не обращение. Суд в «Думе беспощаден. -Равнодушие, с которым поколение отнеслось к жизни, даже к своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков -Автор не отделяет себя от современников, везде пишет «мы» (2 группа) -М. Ю. Лермонтов несколькими точными штрихами рисует надменных, духовно нищих людей «большого света».В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные людей».Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». -Стихотворение пронизано контрастом. Горечь рождается среди веселья, радости. Настоящее отступает перед прошлым. Такая композиция отражает конфликтность сознания поэта. Ни в обществе, ни в поколении, ни в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам. Если нечем жить в настоящем, можно уйти мечтой в прекрасное прошлое. -Но Лермонтов – поэт другого времени. Он знает , что нельзя жить одной привязанностью «к недавней старине» В третьей, заключительной части стихотворения поэт с грустью говорит, что приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее самообманом и не рассеивают «бурю тягостных сомнений и страстей». Лермонтов – борец. Он не может пассивно относиться к жизни, улетать мечтой в прошлое. Ему нужно действовать. Его оружие – поэтическое слово, о чем говорится в заключительных строчках стихотворения, которые нужно прочитать с чувством гнева и возмущения. О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих. Облитый горечью и злостью !.. |
2. | Мотивация. Вступительное слово учителя. Два исторических события (война1812 года и восстание декабристов) показали, что без участия народа нельзя одержать победу над внешними врагами и совершить революцию в стране. Между тем народ, представляющий собой огромную силу, по – прежнему оставался в неволе, не принимал участия в политической жизни страны. После восстания декабристов углубился разрыв между Россией народной и Россией официальной. Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию как «страну рабов, страну господ». Его тревожила судьба народной России. Недаром он вслед за Пушкиным обращается к теме простого человека, не принадлежащего к «благородному»сословию. В каком произведении М. Ю. Лермонтова Отечественная война 1812 года увидена глазами простого человека, рядового участника сражения, и данная им объективная оценка событию разделяется автором? О чем оно? Прослушивание стихотворения в записи. На экране появляются фотографии героев этой войны. Какова главная мысль этого стихотворения? Как вы думаете :тема нашего урока новая или мы будем продолжать разговор , начатый на прошлом уроке? Запишем тему нашего урока «Образ Родины в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Родина», «Прощай , немытая Россия» | Обучающиеся называют стихотворение «Бородино». -В нем лирический герой вспоминает о той славной поре национальной истории, когда весь народ поднялся на защиту Родины и каждый ощущал себя богатырем. -Главная мысль этого произведения – прославление героизма и самоотверженности русских воинов – богатырей в Отечественной войне 1812 г. ;противопоставление «могучего, лихого племени» современникам поэта. Девятиклассники говорят, что прочитанное стихотворение «Бородино» о Родине, значит мы продолжим разговор о ней. |
4. | Работа над новым материалом. Чтение учителем стихотворения Родина» наизусть. На экране чередуются картины русской природы. Вопросы. Как картины русских художников помогают лучше понять поэта и его стихотворение? *Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? * В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтов говорит о «странной тоске», а в стихотворении «Родина» о «странной любви». Почему , по-вашему, автор употребляет это слово? Каково его значение? Подберите синонимы.. -С каким чувством пишет он о прошлом России? -Какие картины природы представляет поэт, когда думает о родине? -Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов? -Чем любуется поэт в родной природе и деревенской жизни? | Закрепление материала. Образ родины зародился у Лермонтова во время путешествия на Кавказ весною1840 года. В этом путешествии на лошадях через всю Россию Лермонтов наблюдал трагический контраст между блеском петербургских салонов и нищетой деревень, в которых после страшного неурожая 1839 года ели даже кровельную солому.. Лермонтов все яснее понимал, что его любовь – в любви к народу, к демократической России, к наиболее просвещенной части дворянской молодежи. В беседе с Ю.Ф.Самариным Лермонтов сказал как-то: «Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого». Лермонтов любит «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек…подобные морям», потому что его замкнутость, гордость, широта души побуждает любить эту суровость родной природы. При одиночестве поэта ему дороги именно «чета белеющих берез», при его горечи радостна «пляска с топаньем и свистом» Лермонтов любит простой и надежный лад деревенской мирной жизни. На экране высказывание Н. А. Добролюбова. «Лермонтов обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков…и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». |
5. | Слово учителя. В 1841 году новое изгнание вызывает у Лермонтова одно из его самых сильных политических стихотворений «Прощай , немытая Россия…» Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые выезды. Он чувствовал, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строки: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Эти стихи – эпитафия всей николаевской России. Так и видишь поэта, садящегося в дорожную повозку и через плечо кидающего самодержавному Петербургу эти слова, звучащие как пощечина. Чем так непохоже это стихотворение о России на предыдущее? Словарная работа. Значения слов: мундиры голубые, преданный, паши, эпитафия, эпиграмма проецируются на экран. Вопросы к классу.(Обсуждение в 2 группах) - Как вы понимаете эпитет «немытая Россия»? - Какую черту империи автор отмечает как главную? - Как- характеризуется реальность внутреннего мира народа? - Что, кроме биографической мотивировки вносит слово «прощай …» в этом стихотворении? - Какие качества стихотворения сближает его с эпиграммой? При жизни поэта стихотворение не публиковалось, но разошлось по России во множестве рукописных списков. Впервые напечатано в 1887 году.. Почему же его не публиковали более сорока лет с момента создания? | -В стихотворениях «Прощай, немытая Россия…» и «Родина» родина становится центральной темой. В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов видит отвратительный лик николаевской, жандармской империи с «господами» и «рабами», с «голубыми мундирами жандармов и послушным им народом». А в стихотворении «Родина» поэт рисует светлый образ другой России – народной, крестьянской, могучей и страдающей. -Он чувствует гнев, ему обидно, что Россия – такая темная страна, он возмущается покорностью народа. Эпитет «немытая Россия» - образ эмоциональный, он выражает гневное чувство, как бы внезапно вспыхнувшее, открытое, прямое. Ту Россию, какую царь и вельможи не разрешали официально именовать иначе, чем «великая, державная, могучая», Лермонтов называет «немытая». Он видит в ней страну с обманутым, запуганным полицейской слежкой и вечным рабством народом. Он прямо говорит о неусыпном жандармском сыске, являвшемся отличительным свойством именно николаевской империи. -Поэт сострадает народу, думает о нем с болью, потому что он «предан» в руки жандармов и полицейских. -Слово «прощай» кроме биографической мотивировки имеет скрытый смысл. Лермонтов надеется и в глубине души его теплится надежда на то , что в стране произойдут изменения со временем в лучшую сторону, что народ, вынесший на своих плечах все тяготы войны с французами, покорно выполнявших все прихоти помещиков, бедные и безграмотные, освободятся от рабства, что в стране будут единые для всех гуманные законы. Это стихотворение короткое, отличающееся остротой и сатирической критикой в адрес самодержавия. Это сближает его с эпиграммой. -Это стихотворение политическое, цензура строго следила за печатными изданиями, поэтому не могла его допустить к печати. |
7. | Подведение итогов урока. Вспомните цели нашего урока. Были ли они достигнуты на уроке? Раскрылся ли вам до конца внутренний мир поэта? Почему в одном стихотворении Лермонтов называет свою отчизну»родина», а в другом – «немытая Россия»? Может ли современный человек, гражданин нашей страны или Украины, любить свою страну «странною любовью»? А вы ? Обсудите этот вопрос со своими родителями. | - На экране запись Тема Родины «Бородино» -уважение к героическому прошлому России; «Родина» - признание в любви; «Прощай, немытая Россия,,.» - презрение к «стране рабов, стране господ». |
8. | Задание на дом. Выучить наизусть стихотворение «Родина». | Индивидуальная работа по желанию для сильных детей. Исследовательская работа. В первых изданиях Лермонтова текст печатался по списку П. И. Бартенева, где четвертая строка читалась так: И ты, послушный им народ… В 1890 г. сам Бартенев опубликовал другую редакцию: И ты, покорный им народ… В последнем, академическом, издании Сочинений М. Ю. Лермонтова (1958 г.)эта строка печатается: И ты, им преданный народ… Как меняется смысл строки в связи с изменением эпитета. |