kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю.Лермонтов. Анализ стихотворения "Тучи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи". Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Анализ стихотворения "Тучи"»

Михаил Юрьевич Лермонтов Анализ стихотворения «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Анализ стихотворения «Тучи»

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТУЧИ»

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТУЧИ»

  • Ираклий Андроников писал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи».
  • Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием будущей разлуки с родной землей проникнуто и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта обратить свой взор к вечным небесным странникам – тучам?
  •  
История создания

История создания

  • Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.
  • Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.
Тучи

Тучи

  • Тучки небесные, вечные странники!
  • Степью лазурною, цепью жемчужною
  • Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
  • С милого севера в сторону южную.
  • Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
  • Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
  • Или на вас тяготит преступление?
  • Или друзей клевета ядовитая?
  • Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
  • Чужды вам страсти и чужды страдания;
  • Вечно холодные, вечно свободные,
  • Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1. Словарная работа   Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). Светло-синий. Драгоценные перламутровые украшения. Тот, кто находится в изгнании и лишён возможности жить на Родине. Недопустимый, непозволительный поступок. Порочащая кого-нибудь ложь. Быть неудобным, мешать кому-либо, чему-либо, обременять. Странник Лазурный Жемчуг Изгнанник Преступление Клевета Тяготить

1. Словарная работа

Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый).

Светло-синий.

Драгоценные перламутровые украшения.

Тот, кто находится в изгнании и лишён возможности жить на Родине.

Недопустимый, непозволительный поступок.

Порочащая кого-нибудь ложь.

Быть неудобным, мешать кому-либо, чему-либо, обременять.

Странник

Лазурный

Жемчуг

Изгнанник

Преступление

Клевета

Тяготить

Анализ стихотворения   - Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение? - Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку? - Какие слова кажутся грустными? - С кем сравнивает поэт образ тучек? - Почему они странники? Кто же их гонит? - О чем 2 строфа: о поэте или о тучах? - Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?

Анализ стихотворения

- Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

- Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку?

- Какие слова кажутся грустными?

- С кем сравнивает поэт образ тучек?

- Почему они странники? Кто же их гонит?

- О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?

- Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?

Что общего в судьбе поэта и туч? ТУЧИ ПОЭТ Наскучили нивы бесплодные Отправляется не по своей воле Вечно холодные, вечно свободные, в том числе от людских страданий. Не свободен, он гоним. Нет родины, нет изгнания. Равнодушные ко всему Есть любимая Родина, он любит её, страдает, т.к. его могут изгнать. Он не променяет свою судьбу. Печаль.

Что общего в судьбе поэта и туч?

ТУЧИ

ПОЭТ

Наскучили нивы бесплодные

Отправляется не по своей воле

Вечно холодные, вечно свободные, в том числе от людских страданий.

Не свободен, он гоним.

Нет родины, нет изгнания.

Равнодушные ко всему

Есть любимая Родина, он любит её, страдает, т.к. его могут изгнать. Он не променяет свою судьбу. Печаль.

Средства выразительности   В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов : “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное. Вторая строфа состоит из риторических вопросов , что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения.  В стихотворении есть открытое сравнение : лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”).  Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов : “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.

Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов , что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения.

В стихотворении есть открытое сравнение : лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”).

Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Вывод Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку. Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Вывод

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Ю.Лермонтов. Анализ стихотворения "Тучи"

Автор: Борисова Ирина Вячеславовна

Дата: 20.11.2019

Номер свидетельства: 527945


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства