«Кім жылдам» ойыны. Аспанға ұшып бара жатқан шарларды ұстап қал. Берілген сөздерден мақал құрастыр:.
күні
дүние
Білімдіге дүние жарық-
Білімсіздің күні кәріп- мақалды қалай түсінесіңдер?
Бүгінгі танысатын алғашқы бөлім «Талаптан да, білім мен өнер үйрен» деп аталады.Неліктен бірінші бөлім білімге байланысты аталады?
Білім
Білімсіздік
2.Жаңа тапсырмаларды қалыптастыру:
-Жоғардағы күн сәулелеріне қандай сөздер жазар едің? Қандай түспен бояр едің, неліктен?
-Алғаш мектеп табалдырығын аттағанда қолдарына қандай оқулық ұстадыңдар? Неге білім көзі «Әліппеде» дейді? Алғаш әліппені жазған кім?
Ахмет Байтұрсынұлы(1873-1938)
ақын
ағартушы ғалым
Оқулықпен жұмыс.
Сұрақтарға жауап беру.
«Әліппенің атасы» мәтін.
үлгі бойынша оқу (мұғалімнің оқуы)
Сөздік жұмыс : жер аудару-адамды соттап, алыс жерге жіберу;
сөз мұрасы- ел ішіндегі сақталып қалған аңыз:
тізбек бойынша оқу
азат жолмен оқу
мәтінді тұтас, бірнеше рет оқып шығу
Дәптермен жұмыс: түсті бояумен ерекшеленген сөздерді теріп жаз. Олардың түстеріне мән бер.Он жаста тіркесі неге қара түспен боялған? Отбасында, әкесі, он жаста, Ерғазының, мұғалімдер мектебін, мұғалім, сөз мұрасын.
Сергіту сәті
3. Жаңа білімді бекіту:
Теріп алған сөздеріңді тірек етіп, Ахмет Байтұрсынұлы туралы толығырақ әңгімеле.
Сұрақтар: 1. А. Байтұрсынұлы кім?
2. Қандай газет шығарған? 3. Қандай оқулық жазған?
4. Тағы қандай шығармаларын білесің?
Рефлексия:
4. Үйге тапсырма: Мәтінді әңгімелеу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ахмет Байтұрсынұлы «Әліпенің атасы» ашық сабақ»
Классный час «Cигналы светофора»
Крупина Нина Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №31 г. Мурманска
Цель.
Познакомить с историей появления светофора, жестами регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора.
Развивать навыки практического выполнения правил уличного движения.
Формировать привычку переходить улицу только на зелёный сигнал светофора.
Оборудование.
Презентация.
Карта района школы на доске. Светофорчики.
Раздаточные листы с заданием.
Ход урока
Орг. момент.
- Сегодня у нас в классе много гостей. Поздоровайтесь ребята. Начинаем классный час.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
- Ребята, к вам в гости ещё спешат и сказочные герои.
1 Ведущий: Давайте вспомним сказку, А может, и не сказку, Простой типичный случай Из жизни городской, О том, что помнить нужно, О правилах дорожных, Когда шагаешь в школу Или идёшь домой. Возьмём сюжет известный, Из сказки интересной: Кто раньше доберётся До бабушки больной?
(Звучит песня из к/фильма «Про Красную Шапочку», входят герои сказки “Красная Шапочка”, музыка выключается)
1 Ведущий: Вот Шапочка Красная, Девочка умная, прекрасная, Достойна вашего уважения, Соблюдает правила движения.
2 Ведущий: И серый волк зубастый. Себя крутым считает.
Волк: Я не крутой, а суперклассный.
Волк: Куда идёшь ты, Шапочка? Прилежная девочка, лапочка?
Красная Шапочка: Я к бабушке своей иду, Маслице и пирожки несу. К ней напрямик лежит дорога, Но опасностей там много. А есть ещё одна: по ней Путь безопасней, но длинней. Пойду по длинной я дороге.
Волк: Иди, иди. Устанут ноги. Я ж покороче дорогу найду. К бабке твоей побыстрей добегу.
Красная Шапочка: Смотри, осторожней, Не попасть бы в беду.
Волк: Подумаешь, дорога! Подумаешь, машины! Чего боятся люди? Машины ведь не мины. Вон на бугорочке Уже видна избушка. Там за перекрёстком И живёт старушка.
Волк: Ой, еле ноги уволок. Не пойму, где перейти, Где дорогу мне найти.
Волк: А это что за истукан трёхглазый? Я не видал его ни разу.
1 Ведущий: Три глаза есть у светофора. Подчиняйся им без спора. Красный свет (показывает)-прохода нет, Жёлтый – будь готов к пути, А зелёный свет - иди.
Волк: Пусть другие люди ждут, Пока зелёный свет дадут. Я не буду ждать напрасно, Проскочу-ка я на красный.
(Визг тормозов, грохот. Волк, прячась за участниками, очень быстро надевает на руку заранее подготовленный “реквизит” - небольшой кусок картонной трубы, обёрнутый бинтом, и тут же появляется со “сломанной” рукой).
2 Ведущий: Он на красный свет бежал И в аварию попал. Хорошо, что жив остался.
Волк (шепелявя):
Лишь зубов недосчитался. Хоть и раньше прибегу я, Нечем будет есть бабулю.
- Почему с Волком случилась беда? ( Он не знает ПДД, не знает, что такое светофор)
- Ребята, вот, что происходит с теми, кто не знает правил дорожного движения. Пусть сегодня герои сказки останутся на нашем классном часе, а Волку нужно научиться правильно, переходить дорогу на зелёный сигнал светофора. Вы поможете ему?
3. Сообщение темы и целей классного часа.
Ученица.
У любого перекрёстка Вас встречает светофор, И заводит очень просто С пешеходом разговор: Свет зелёный - проходи! Жёлтый - лучше подожди! Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться опасно! Стой! Пускай пройдёт трамвай. Наберись терпения. Изучай и уважай правила движения.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Молодцы! Вы всё правильно сказали.
Cегодня вы повторите сигналы светофора и узнаете новое о светофоре. Кроме этого вы узнаете о том, кто помогает на дороге, если светофор сломался.
Слайд 1.
4. Работа по теме занятия.
- Встречайте нашего маленького помощника. Это Светофорчик.
Светофорчик. Ребята! Где стоят светофоры?
Д. На наиболее оживлённых перекрёстках.
Светофорчик. Для чего ставят на дорогах светофоры?
Д. Они регулирует движение транспорта и пешеходов.
Светофорчик.
Светофор добр не всегда Кто подскажет мне Когда? Изменив в окошке свет, Говорит: Прохода нет?!
Д. Когда горит красный свет.
Светофорчик.
А когда скажите мне, Изменив свой цвет В окне, Светофор нам говорит: - Скоро будет путь Открыт?!
Д. Когда горит жёлтый.
Светофорчик. Что обозначает этот свет?
Свет зеленый на пути – Значит, можете идти! Свет зеленый – каждый знает – Вам дорогу открывает!
И что тогда делают пешеходы?
Д. Они переходят улицу.
Светофорчик. А какие машины могут свободно проехать при зелёном сигнале для пешеходов?
Д. Машина “Скорой помощи”, пожарная, милиция, машины аварийных служб, например: “Горгаз”. Надо подождать, когда она проедет.
Слайд 2.
- Вы сразу их узнаете по тревожному громкому сигналу, который они издают, и синим маячкам на крыше. Это машины скорой медицинской помощи, милиции, пожарной охраны и аварийной службы, они спешат спасти людей, попавших в беду, поэтому на дорогах для них всегда «зелёный свет». И если, переходя дорогу по зебре, ты увидел вдали такие машины, остановись и пропусти их. Не беги и не пугайся.
Светофорчик. А теперь я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я проведу с вами игру «Светофор». Правила простые:
- если я покажу красный сигнал, вы делаете шаг назад,
- Если жёлтый – стоите на месте,
- Если зелёный – делаете один шаг вперёд. (КЖЗКЖЗКЖЗ)
Учитель. Спасибо тебе Светофорчик, садись к ребятам и послушай, что они ещё про тебя знают.
Ученик.
Первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей стране первый светофор установили в1929 году в Москве.
Слайд 3.
Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделённым на секторы красного, жёлтого и зелёного цвета. Стрелку-указатель регулировщик поворачивал вручную.
Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились. Но всегда цвета в светофоре идут в таком порядке: для лучшей видимости наверху размещён красный сигнал как самый важный и опасный, потом жёлтый, а внизу – зелёный.
Учитель.
- Ребята, как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета?
Слайд 4.
- Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
- Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
- Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.
- Бывают чрезвычайные ситуации, или когда светофор не работает по какой-нибудь причине. Кто помогает соблюдать правила движения?
Здесь на посту в любое время Дежурный - ловкий постовой, Он управляет сразу всеми Кто перед ним на мостовой. Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики.
- Давайте сейчас вспомним, какие сигналы пешеходам подаёт регулировщик.
(Выходит инспектор ГИБДД)
- Добрый день, ребята!
- Как называется предмет у меня в руках? (Жезл)
- Для чего он нужен?
- Ещё у регулировщика есть свисток. Как вы думаете, для чего он нужен? (Регулировщик показывает предметы). Дети отвечают. Регулировщик рассказывает.
- Для лучшей видимости часто применяется жезл или диск с красным сигналом. Для того чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие. Сигнал свистком служит, чтобы привлечь внимание участников движения: водителей транспортных средств и пешеходов.
- Регулировщик «разговаривает» только жестами. Поворачивается влево и вправо, взмахивает жезлом - то поднимет его, то опустит. Давайте разберемся, что означают жесты «хозяина дороги».
Для пешеходов, сигналов немного.
Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной - это то же самое, что красный сигнал светофора.
Поднял регулировщик жезл вверх - можно считать, что на светофоре зажегся желтый свет. Движение транспорта во всех направлениях запрещено.
Если регулировщик повернулся к вам боком, руки опустил вниз или развел в стороны, то можно переходить дорогу. Это как зеленый сигнал светофора.
Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения - водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить.
- А сейчас давайте поиграем в игру «Регулировщик».
- Кто хочет исполнить роль регулировщика? (Ребёнку вручается жезл). Приглашаю 2-3-х желающих на роль пешеходов. (Пешеходы выполняют сигналы регулировщика)
- Молодцы! Вы хорошо справились. Желаю вам быть грамотными пешеходами и всегда соблюдать правила дорожного движения.
(Инспектор занимает своё место).
Учитель.
- Посмотрите на доску. Вы догадались, что это за карта? (Район школы)
- Вспомните, где находятся светофоры и поставьте их в нужные места.
- Молодцы! Проверьте себя. Слайд 5.
- Волк, ты понял, как важен светофор? Будешь выполнять его сигналы?
Волк: Нужно слушаться, бесспорно Указаний светофора. Нужно правила движенья Выполнять без возраженья!
Слайд 6.
- Прочитайте вывод и запомните: Пусть запомнят твёрдо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт!
Молодцы! Светофор стоит, подаёт сигналы и нам легко можно перейти улицу на зелёный свет. Это регулируемый пешеходный переход. А как быть пешеходу, когда нет светофора?
(Переходить по знаку, по «зебре», посмотреть направо и налево). Об этом мы будем говорить на следующем занятии. А Светофорчик подготовил вам домашнее задание. (Раздаёт листы с заданием).
1. Дорисуйте всё, что забыл художник. Покажите стрелкой, где можно переходить дорогу.