II. Мотивация учебной деятельности. Цель: формирование самооценки готовности обучающихся к уроку | Организует работу | Отвечают на вопросы. | - А сейчас внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, представленные здесь слайды и подумайте, что их объединяет (показ слайдов) - Так что же объединяет все эти слайды? (красивые цветы) - Что нужно, чтобы они были такими прекрасными? (уход) - Может ли быть такое, чтобы за цветами не ухаживали, а они выглядели просто великолепно? -Что помогает им стать такими? (достаточное количество тепла, влаги, плодородная почва…) | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из задания. |
III. Целеполагание Цель: формирование умения целеполагания, представления о результате деятельности | Наводящими вопросами подводит обучающихся к теме и цели урока. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в целеполагании. | - Давайте откроем учебники и прочитаем название произведения А.П. Платонова, которое мы с вами сегодня будем читать и разбирать. - Давайте поставим перед собой цели, которые вам необходимо будет достичь к концу урока. | Познавательные: - уметь структурировать знания, формулировать проблему, - уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: - уметь устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и их обосновывать. |
IV. Актуализация знаний. Цель: подготовить мышление обучающихся к дальнейшей работе | Организует работу. | Слушают сообщение, отмечают в тетради интересные факты из биографии писателя. Слушают учителя. Прогнозируют содержание рассказа по его названию Отвечают на вопросы учителя, рассуждают. Вспоминают определение понятий «сказка», «быль», отмечают их несовместимость. | Слово учителя о А.П. Платонове Автор сказки-были - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье». Сообщение ученика «Страницы жизни и творчества А. Платонова» - Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено. «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик Виктор Чалмаев. Предтекстовое чтение. Прием «Прогнозирование» - Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый) - Какие цветы мы называем неизвестными? - Подумайте, о чём может быть произведение с таким названием? - Каким вы представили цветок? Выскажите свои предположения. - Как вы думаете, может это произведение быть сказкой? Что такое сказка? - Какой подзаголовок дает А.Платонов своему произведению»? (сказка- быль) -Что вас удивило или смутило? - Почему автор объединил несовместимые жанры? Давайте прочитаем произведение и ответим на этот вопрос. | Регулятивные: - прогнозировать на основе имеющейся информации Познавательные: - уметь извлекать информацию, получать новую информацию на основе имеющейся. Коммуникативные: - уметь сотрудничать, слушать, участвовать в диалоге; - строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
V. Усвоение нового материала. Цель: первичное восприятие и осмысление содержания
| Организует работу. Задает вопросы, помогает анализировать и делать выводы. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Читают рассказ, следят по учебнику, отвечают на вопросы Проводят словарную работу. Сравнивают с объяснение значений на слайде. | - Сейчас мы с вами прочитаем рассказ, вслушивайтесь в каждое слово, следите по тексту. Использование приёма: диалог с автором. Примерные вопросы: 1. Как появился цветок на пустыре? 4. Как выглядел венчик цветка? 5. Как Даша оказалась на пустыре? 6. Отчего цветок не похож на других? 7. Зачем пришли пионеры? 8. Как поживал цветок после зимы? Словарная работа. Объясните значения слов томиться, тучная земля, превозмогать, глодать, мерцающий, благоухание, ботанический сад, минувший, стеснившиеся. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации. Регулятивные: - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - уметь принимать решения в проблемной ситуации. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; Личностные: - совершенствовать духовно-нравственные качества личности; - формировать уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим. |
VI. Первичное осмысление и закрепление изученного материала Цель: побуждать к саморазвитию, самообразованию. | Организует работу групп Контролирует правильность выполнения задания, направляет по алгоритму в случае затруднения. Обобщает ответы Побуждает к высказыванию своего мнения. | Работают в группах, выполняют задания, отчитываются. Отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом | Анализ 1 части. Работа в группах 1 группа находит описание жизни цветка на пустыре, отмечает слова, которыми передаётся жизнь цветка. 2 группа находит описание самого цветка, определяет выразительные средства, которые использует автор. 3 группа определяет отношение автора к цветку. Вопросы к работе групп: какие признаки сказки вы видите? Признаки были? - Автор сочувствует цветку, он восхищается цветком-тружеником. Его друзья лучики солнца и ветер. Но вот в жизни цветка происходят изменения: появляется еще друг. Анализ 2 части. - Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? - Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Ответ найдите в тексте. Прием «Чтение по ролям»: (От слов: «Она села на землю возле цветка и спросила: «Отчего ты такой? ….. до слов: «Даша склонилась к нему и поцеловала его…») - Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.) Анализ 3 части. - Что же сделали ребята для цветка, как помогли они ему? Докажите текстом. - Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде».) Анализ 4 части. - Почему всю зиму Даша помнила о цветке? - Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.) - Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? – Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветами, все-таки стало грустно? - Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца). - В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? (А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.) Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения. - Почему цветок автор сравнивает с героем? - Почему Платонов не даёт название цветку? -Почему у девочки такое имя? (Имя Дарья – это женский вариант мужского древнеперсидского имени Дарий, которое произошло от греческого Дарейос. В греческом языке это имя стало транскрипцией двусоставного персидского мужского имени Dārayava(h)uš, где «дара» означает «владеющий; тот, кто обладает», а «вау(ш)» - «благо», «добро» (в значении - ценность, имущество, достаток). Поэтому имя Дарья трактуют как «владетельница блага», «богатая», иногда переводят как «победительница». Вероятно, что вторая часть имени также указывала на моральные качества обладателя, в таком случае имя Дарья может трактоваться как «добрая», «положительная», «хорошая».) - Можно сказать, что девочка спасла цветок от одиночества? А цветок чем ей отплатил? - Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? (Это поучительная история о том, как «меж камней и глины» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни.) | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; |
VII. Творческая работа. Цель: создание условий для применения новых знаний, развития творческого мышления | Организует работу групп Контролирует правильность выполнения задания, направляет по алгоритму в случае затруднения. Обобщает ответы | Работают в группах, выполняют задания, отчитываются. Каждая группа имеет свое задание. | Итак, вам предлагается поработать в группе: 1 группа: «Художники». Нарисуйте цветок, каким его изобразил Платонов в тексте. 2 группа: «Литературоведы». Отметьте элементы «сказки» и «были»; найдите элементы композиции (завязка, кульминация, развязка). 3 группа: «Философы». Попробуйте символически изобразить внутренний мир героя таким, каким его увидели вы, а потом прокомментируйте свой рисунок. | Познавательные: - развивать образное и логическое мышление Регулятивные: - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; - адекватно воспринимать оценку учителя, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные: - строить речевое высказывание Личностные: - осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока, - уметь применять полученные знания. |
VII. Итоги урока Цель: создание условий для осмысления проделанной работе на уроке, формирование самооценки, | Организует работу | Отвечают на вопросы, обобщают | - Оправдались ли ваши предположения по сюжету произведения? - Перед чтением текста мы задали вопрос: «Почему автор объединил несовместимые жанры?» Давайте попробуем дать ответ. - Итак, жанр произведения выбран не случайно: именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю. - Таким образом, чему у цветка может научиться человек? («Неизвестный цветок» А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Платонов как бы завещал потомкам, используя жанр сказки (сказки-были), любить свою землю, любить жизнь, быть им полезными. Высокие моральные ценности общечеловечны, они вечны, без них нельзя.) | Познавательные: - развивать образное и логическое мышление Регулятивные: - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; - адекватно воспринимать оценку учителя, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные: - строить речевое высказывание; - уметь работать в группе Личностные: - осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока, - уметь применять полученные знания. |
IX. Домашнее задание (творческое) | Объясняет суть домашнего задания (на выбор обучающихся) | Воспринимают и осмысливают информацию, записывают домашнее задание. | Задание на выбор: 1.Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь. 2.Развернутый письменный ответ на вопрос: - Что добавило произведение А. Платонова к пониманию вами смысла словосочетания «уважение достоинства»? 3.Нарисовать мир героев Платонова таким, каким его себе представляете. Спасибо за урок! | Познавательные: - извлекать необходимую информацию из сообщения учителя. |