.Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи одного из самых гениальных писателей русской литературы А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Посмотрите на доску
Перед нами портрет А.С. Пушкина.
…Благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы.На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии.
- Каждый русский человек с раннего детства знаком со сказками А. С. Пушкина
2.Ну а сегодня познакомимся с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина - поэме «Руслан и Людмила».
Запись в тетради темы урока
А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).
Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку?
Все было мудро предназначено
Судьбой – и сказка и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
***
Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все.
Вставала рано.
Но без нее, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
***
Сообщение ученика
Настоящим кладезем русской народности была няня поэта – Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом – хранителем своего любимца. Откуда же Арина Родионовна так много знала? В деревне Суйда, в которой родилась она, расположена на северо-западе России. В ней соединились среднерусские и новгородские, шведские и финские предания. Няня слышала их в пору своего детства и юности, а потом пересказывала Пушкину. Эти места – живые свидетели великой смуты Московского государства и захватнических походов поляков на Москву…
Большое влияние на написание всеми любимых произведений оказала его няня Арина Родионовна. Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни.
В раннем возрасте мальчик читал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.
Сообщение ученика:
Царскосельский Императорский Лицей. Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей. Здесь молодые люди осваивали разнообразные науки, здесь сформировались их свободолюбивые взгляды на жизнь и общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил своих лучших друзей: А. Дельвига, И. Пущина, В. Кюхельбекера. С ними вместе переживает патриотический подъем 1812 года. Здесь в Лицее – после дебюта в журнале «Вестник Европы» со стихотворением «Другу стихотворцу» (1814 г.) – поэт впервые приобретает известность, заслужит после чтения на выпускном экзамене в 1815 г. « Воспоминания в Царском Селе» державинское восхищение благословение. В Лицее возникает замысел «Руслана и Людмилы». Поэма–сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1820 г.
И так вернёмся к нашей теме.
4. В бумагах поэта нашли такую запись:
По цепи ходит кот кругом –
Не схожий ни с одним котом,
Направо сказочку мурлычет,
Налево песнь мяучит он.
Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.
Народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».
Учебник. Определение слова «Поэма» (запись в тетради)
Слово учителя:
А. С. Пушкин начал писать свою первую поэму в 1817 г., когда он окончил Царскосельский Лицей и зачислился на службу в Коллегию иностранных дел. Он был счастлив: вся литературная и светская жизнь Петербурга стала ему доступна. Поэт посещает заседания литературного кружка «Арзамас», вступает в дружеское объединение «Зеленая лампа». Его стихи то беспечно-веселые, то серьезные, славят свободу, молодость, радость жизни. Это же настроение ощущается в поэме. В ней чувствуется и влияние народных сказок, которые он слышал от Арины Родионовны, и воздействие романтической поэзии В. А. Жуковского, пробуждающийся интерес к русской древней истории, и модное увлечение Востоком. И тон поэмы меняется: чаще всего он шутливый, веселый, но некоторые сцены удивительно лиричны, а некоторые не лишены драматизма. Пушкин может воспользоваться и высоким стилем, и народным просторечием. Формируется язык Пушкина и вся его творческая манера. Поэма писалась долго и была закончена 26 марта 1820 г. В начале поэмы поэт сам дает установку на сказочность: поэме предшествует знаменитое вступление «У Лукоморья», появившееся, правда, не сразу. Оно написано в 1828 г. Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, великая пятница».
Молодежь была в восторге от поэмы. За поэтом установилось прозвание «певца Людмилы и Руслана». В дворянскую литературу влилась свежая струя народной поэзии. Раскрылись накопленные веками богатства народного творчества:
Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Слово учителя.
Переиздавая в 1828 г. свою поэму, Пушкин присоединил к ней «Пролог», в котором подчеркнул сказочную ее сторону. Начало воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано такое чудо: «У моря, стоит дуб, и на дубу золотые цепи, по цепям ходит кот…» От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» примыкает уже к пушкинским сказкам… Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, сблизила литературу верхов с языком и чувствами народа.
Учебник. Определение слова «пролог»( запись в тетради)
Просмотр кинофрагмента 5 мин.
- А теперь еще раз прочитаем и послушаем эти гениальные пленительные строки.
О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и чудесах, происходящих там.
– Что такое “Лукоморье”?
Лукоморье – морская лука, изгиб морского берега.
Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.
Это интересно!
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.
- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? – Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.
Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами). - Давайте обратимся за помощью к толковому словарю С.И. Ожегова.
Какие слова не понятны?
– Подберите к ним современные синонимы:
Дол-долина Видения-призраки, приведения Чредой-чередой, по очереди Пленяет-берет в плен Мимоходом-по пути, проходя мимо Чахнуть – сохнуть, изводить себя, страдать Темница – темное помещение без окон Златом – золотом Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана или бочки–
Какие сказочные герои встретились в этом произведении?
– В каких сказках живут?
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Прочитайте первую строчку. (Прикрепляется дерево – дуб)
– Почему именно у дуба обитает сказочная сила?
– Почему и море возле него заселено сказочными героями?
– Попробуем разобраться. Что знаете о дубе? (дуб могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддается гниению)
– Символизирует представление о Мировом дереве. Мировое дерево – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, средний, нижний. В среднем мире жили люди со своими домашними животными. Верхний мир – небесный мир, в нем находились неподвластные человеку стихии и небесные светила. В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Так у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое будто бы стоит в центре земли, соединяет между собой небесный, земной и подземные миры.
(На доске схема дерева)
– Каждому миру соответствовали свои животные.
– Верхнему какие? (птицы)
– Нижнему? (змеи, лягушки, рыбы)
– Многие явления природы человек не мог объяснить, поэтому считал, что все, что происходит на свете, зависит от сил, которые живут в лесу, в воде, на воздухе, поэтому надо с ними подружиться.
Физкультминутка.
– Прочитайте следующие три строчки.
– Почему цепь золотая? (это солнце, ведь кот идет по кругу)
– Оказывается это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, так как золотые предметы обладают особой силой.
(Прикрепляется золотая цепь)
– Почему именно кот ходит по цепи?
(Предположения детей)
– Именно кот из всех домашних животных считался связанным с миром предков. Не случайно жену домового Кикимору представляли в виде большой черной кошки. Можно сказать, что кот – это животное умное. Ум он получает не только от человека, но и от “другого мира”.
Поэтому у народов мира кот излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, а в волшебных сказках – в роли волшебного помощника.
– А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево?
– Это не просто так: Он символизирует смену дня и ночи, смену правды и вымысла, а песнь – связана с правдой с правой стороны, сказка – с левой стороны, с выдумкой.
– А почему следующие строчки начинаются со слов “там чудеса”?
– Чудеса – это продолжение выдумки сказки.
– Прочитайте первую часть вступления и последние две строчки. Что заметили?
(Кот ученый свои мне сказки говорил – повторяется дважды)
– Почему?
(Предположения детей: в сказках повторы бывают, в народных)
– Мы идем как бы по кругу,что и символизирует золотая цепь, которая еще и является замкнутой дорогой.
– А теперь поработаем над выразительностью. Как надо читать строчки о чудесах?
(Загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо, а последние строчки надо читать так же, как начало. Хором: “Там чудеса”, “там Русью пахнет”, остальные отдельными голосами “там леший бродит”, “русалка на ветвях сидит” и т.д.)
– Какое слово часто встречается? (там)
– Где там? В каком географическом месте?
– Может, поэт применил это “там” как “колдовской” прием, желая нас поскорее перенести в сказочный мир.
Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.
- Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? (чахнет )- Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.
- А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.
-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.
-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.
-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…
- Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…
-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.
-Рассказ о чудесных героях.
-И концовку
-Вспомним традиционную сказочную концовку.
-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
-Что изменил в ней Пушкин и зачем?
-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.
-Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог? – Торжественно-приподнятым, радостным - от встречи со сказочной Русью.
- Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…
Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.
-В каких строчках заключена основная мысль пролога?
-Какое традиционное значение имело словосочетание «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?
Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
Там русский дух
Там Русью пахнет…-
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому. Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.
А теперь мы с вами совершим ещё одно путешествие- музыкальное. Давайте послушаем отрывок из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила»
Слушание увертюры
– Какие картины представили себе? Хочется ли прочитать всю поэму? Прочтите, вам понравится.
Какие музыкальные инструменты вы узнали? – Созвучна музыка стихам Пушкина?
Итог урока.
– Рассмотрите схему и расскажите, какой секрет сказки мы открыли?
(Как раньше люди представляли мир, жизнь. В сказках отражается представление древнего человека о мире. Мы открыли сказочный образ мира)
Задание : Рассмотрите внимательно репродукцию картины Н. Рамазанова «Пушкин у лукоморья» и ответить на вопрос «Почему пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?»