kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»

 

Цель:Познакомить с прологом к  поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

 

Задачи:

 

1. Показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина;

2. Вырабатывать навыки выразительного чтения,

3. Стимулировать воссоздающее воображение;

4. Способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина.

Оборудование:портрет  А.С. Пушкина, выставка сказок писателя, детские рисунки, мультимедийная установка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" »

А.С.Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»



Цель:Познакомить с прологом к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».



Задачи:



1. Показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина;

2. Вырабатывать навыки выразительного чтения,

3. Стимулировать воссоздающее воображение;

4. Способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина.



                                              

Оборудование:портрет А.С. Пушкина, выставка сказок писателя, детские рисунки, мультимедийная установка.

.Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи одного из самых гениальных писателей русской литературы А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Посмотрите на доску

Перед нами портрет А.С. Пушкина.

 …Благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы.На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии.



- Каждый русский человек с раннего детства знаком со сказками А. С. Пушкина



2.Ну а сегодня познакомимся с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина - поэме «Руслан и Людмила».

Запись в тетради темы урока

А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).

Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку?

Все было мудро предназначено

Судьбой – и сказка и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

***

Трудилась,

Господа не гневала,

Жила, как все.

Вставала рано.

Но без нее, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

***

Сообщение ученика

Настоящим кладезем русской народности была няня поэта – Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом – хранителем своего любимца. Откуда же Арина Родионовна так много знала? В деревне Суйда, в которой родилась она, расположена на северо-западе России. В ней соединились среднерусские и новгородские, шведские и финские предания. Няня слышала их в пору своего детства и юности, а потом пересказывала Пушкину. Эти места – живые свидетели великой смуты Московского государства и захватнических походов поляков на Москву…



Большое влияние на написание всеми любимых произведений оказала его няня Арина Родионовна. Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни.

В раннем возрасте мальчик  читал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.

Сообщение ученика:

Царскосельский Императорский Лицей. Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей. Здесь молодые люди осваивали разнообразные науки, здесь сформировались их свободолюбивые взгляды на жизнь и общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил своих лучших друзей: А. Дельвига, И. Пущина, В. Кюхельбекера. С ними вместе переживает патриотический подъем 1812 года. Здесь в Лицее – после дебюта в журнале «Вестник Европы» со стихотворением «Другу стихотворцу» (1814 г.) – поэт впервые приобретает известность, заслужит после чтения на выпускном экзамене в 1815 г. « Воспоминания в Царском Селе» державинское восхищение благословение. В Лицее возникает замысел «Руслана и Людмилы». Поэма–сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1820 г.

И так вернёмся к нашей теме.

4.   В бумагах поэта нашли такую запись:

         

 По цепи ходит кот кругом –

 Не схожий ни с одним котом,

       Направо сказочку мурлычет,

 Налево песнь мяучит он.

  Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.

  Народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».



Учебник. Определение слова «Поэма» (запись в тетради)

Слово учителя:

А. С. Пушкин начал писать свою первую поэму в 1817 г., когда он окончил Царскосельский Лицей и зачислился на службу в Коллегию иностранных дел. Он был счастлив: вся литературная и светская жизнь Петербурга стала ему доступна. Поэт посещает заседания литературного кружка «Арзамас», вступает в дружеское объединение «Зеленая лампа». Его стихи то беспечно-веселые, то серьезные, славят свободу, молодость, радость жизни. Это же настроение ощущается в поэме. В ней чувствуется и влияние народных сказок, которые он слышал от Арины Родионовны, и воздействие романтической поэзии В. А. Жуковского, пробуждающийся интерес к русской древней истории, и модное увлечение Востоком. И тон поэмы меняется: чаще всего он шутливый, веселый, но некоторые сцены удивительно лиричны, а некоторые не лишены драматизма. Пушкин может воспользоваться и высоким стилем, и народным просторечием. Формируется язык Пушкина и вся его творческая манера. Поэма писалась долго и была закончена 26 марта 1820 г. В начале поэмы поэт сам дает установку на сказочность: поэме предшествует знаменитое вступление «У Лукоморья», появившееся, правда, не сразу. Оно написано в 1828 г. Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, великая пятница».

Молодежь была в восторге от поэмы. За поэтом установилось прозвание «певца Людмилы и Руслана». В дворянскую литературу влилась свежая струя народной поэзии. Раскрылись накопленные веками богатства народного творчества:

Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Слово учителя.

Переиздавая в 1828 г. свою поэму, Пушкин присоединил к ней «Пролог», в котором подчеркнул сказочную ее сторону. Начало воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано такое чудо: «У моря, стоит дуб, и на дубу золотые цепи, по цепям ходит кот…» От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» примыкает уже к пушкинским сказкам… Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, сблизила литературу верхов с языком и чувствами народа.

Учебник. Определение слова «пролог»( запись в тетради)

Просмотр кинофрагмента 5 мин.

- А теперь еще раз прочитаем и послушаем эти гениальные пленительные строки.

 О чём пушкинский пролог? Какова его тема?   – О лукоморье и чудесах,    происходящих там.



– Что такое “Лукоморье”?

Лукоморье – морская лука, изгиб морского берега.

Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.

Это интересно!

 Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.



- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? – Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.

Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами). - Давайте  обратимся  за  помощью  к  толковому   словарю  С.И. Ожегова.



Какие слова не понятны?

– Подберите к ним современные синонимы:

Дол-долина 
Видения-призраки, приведения
Чредой-чередой, по очереди
Пленяет-берет в плен
Мимоходом-по пути, проходя мимо
Чахнуть – сохнуть, изводить себя, страдать
Темница – темное помещение без окон
Златом – золотом
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана или бочки

Какие сказочные герои встретились в этом произведении?

– В каких сказках живут?

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Прочитайте первую строчку. (Прикрепляется дерево – дуб)

– Почему именно у дуба обитает сказочная сила?

– Почему и море возле него заселено сказочными героями?

– Попробуем разобраться. Что знаете о дубе? (дуб могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддается гниению)

– Символизирует представление о Мировом дереве. Мировое дерево – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, средний, нижний. В среднем мире жили люди со своими домашними животными. Верхний мир – небесный мир, в нем находились неподвластные человеку стихии и небесные светила. В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Так у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое будто бы стоит в центре земли, соединяет между собой небесный, земной и подземные миры.

(На доске схема дерева)

– Каждому миру соответствовали свои животные.

– Верхнему какие? (птицы)

– Нижнему? (змеи, лягушки, рыбы)

– Многие явления природы человек не мог объяснить, поэтому считал, что все, что происходит на свете, зависит от сил, которые живут в лесу, в воде, на воздухе, поэтому надо с ними подружиться.

Физкультминутка.

– Прочитайте следующие три строчки.

– Почему цепь золотая? (это солнце, ведь кот идет по кругу)

– Оказывается это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, так как золотые предметы обладают особой силой.

(Прикрепляется золотая цепь)

– Почему именно кот ходит по цепи?

(Предположения детей)

– Именно кот из всех домашних животных считался связанным с миром предков. Не случайно жену домового Кикимору представляли в виде большой черной кошки. Можно сказать, что кот – это животное умное. Ум он получает не только от человека, но и от “другого мира”.

Поэтому у народов мира кот излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, а в волшебных сказках – в роли волшебного помощника.

– А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево?

– Это не просто так: Он символизирует смену дня и ночи, смену правды и вымысла, а песнь – связана с правдой с правой стороны, сказка – с левой стороны, с выдумкой.

– А почему следующие строчки начинаются со слов “там чудеса”?

– Чудеса – это продолжение выдумки сказки.

– Прочитайте первую часть вступления и последние две строчки. Что заметили?

(Кот ученый свои мне сказки говорил – повторяется дважды)

– Почему?

(Предположения детей: в сказках повторы бывают, в народных)

– Мы идем как бы по кругу,что и символизирует золотая цепь, которая еще и является замкнутой дорогой.

– А теперь поработаем над выразительностью. Как надо читать строчки о чудесах?

(Загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо, а последние строчки надо читать так же, как начало. Хором: “Там чудеса”, “там Русью пахнет”, остальные отдельными голосами “там леший бродит”, “русалка на ветвях сидит” и т.д.)

– Какое слово часто встречается? (там)

– Где там? В каком географическом месте?

– Может, поэт применил это “там” как “колдовской” прием, желая нас поскорее перенести в сказочный мир.

Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.

- Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? (чахнет )- Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

- А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.

-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.      

-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.

-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…

 - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…

-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку.

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.



-Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог? – Торжественно-приподнятым, радостным -  от встречи со сказочной Русью.

 



- Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…





Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.

   -В каких строчках заключена основная мысль пролога?

-Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?

 Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

                                 Там русский дух

                                 Там Русью пахнет…- 

эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.



А теперь мы с вами совершим ещё одно путешествие- музыкальное. Давайте послушаем отрывок из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила»



Слушание увертюры

– Какие картины представили себе? Хочется ли прочитать всю поэму? Прочтите, вам понравится.

Какие музыкальные инструменты вы узнали?
– Созвучна музыка стихам Пушкина?

Итог урока.

– Рассмотрите схему и расскажите, какой секрет сказки мы открыли?

(Как раньше люди представляли мир, жизнь. В сказках отражается представление древнего человека о мире. Мы открыли сказочный образ мира)

Задание : Рассмотрите внимательно репродукцию картины Н. Рамазанова «Пушкин у лукоморья» и ответить на вопрос «Почему пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"

Автор: Панфилова Мария Александровна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "«А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок» "
    ["seo_title"] => string(135) "a-s-pushkin-dietskiie-i-litsieiskiie-ghody-zhizni-poeta-prologh-k-poemie-ruslan-i-liudmila-kak-sobiratiel-naia-kartina-narodnykh-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "152675"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420893686"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Краткий лингвистический  комментарий к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» "
    ["seo_title"] => string(79) "kratkii-linghvistichieskii-kommientarii-k-poemie-a-s-pushkina-ruslan-i-liudmila"
    ["file_id"] => string(6) "186923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426434789"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Викторина по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила""
    ["seo_title"] => string(50) "viktorina-po-poemie-a-s-pushkina-ruslan-i-liudmila"
    ["file_id"] => string(6) "249173"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446832202"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "А.С.Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" "
    ["seo_title"] => string(48) "a-s-pushkin-prologh-k-poemie-ruslan-i-liudmila-1"
    ["file_id"] => string(6) "191886"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427380209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеклассное мероприятие по литературе КВН "Сказки А.С.Пушкина" "
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-kvn-skazki-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "148542"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419768893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства