kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для учителей - дефектологов коррекционной школы VIII вида, для использования на уроках чтения в 8 классе.

Цели урока:

1. Обучающая – показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина;

2. Развивающая:

 а) вырабатывать навыки выразительного чтения,

 б) стимулировать воссоздающее воображение;

 в) развитие связной устной речи.

3. Воспитывающая – способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" »


А.С.ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Предмет (направленность): Чтение.

Возраст детей: 8 класс.

Цели урока:

1. Обучающая – показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина;

2. Развивающая:

а) вырабатывать навыки выразительного чтения,

 б) стимулировать воссоздающее воображение;

в) развитие связной устной речи.

3. Воспитывающая – способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, презентация урока.

 План урока

1.      Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний учащихся, постановка цели перед ними.

3.     Аналитическая беседа по содержанию пролога.

4.     Устное иллюстрирование.

5.     Задание на дом.

6.     Как выразительно читать пушкинский пролог. Рекомендации.

7.     Чтение пролога учителем.


            

                                                КОНСПЕКТ  УРОКА

I Организационный момент.

II Речевая разминка.

Запись на доске: (слаид)

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

У. Прочтите скороговорку. Теперь повторим хором, но вполголоса. А сейчас прочитайте эту скороговорку, но уже по-другому, с разной интонацией.

Осторожно. Какой усердный ученик!

С осуждением. Какой неаккуратный ученик!

С удивлением. Почему щеки в чернилах?

III. (слаид)1.-Посмотрите на доску. Перед вами портрет Пушкина, который написал художник Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил мастерство живописца, посвятив ему стихи, в которых были строки: (слаид)

                                      Себя как в зеркале я вижу,

                                      Но это зеркало мне льстит.

 Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле. (слаид)

 …Благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы…На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру.(слаид) Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии. Перед нами портрет гениального русского поэта.

 

2.- Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о жизни, произведениях Пушкина.(слаид)

 

3.- Пушкину было двадцать лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и Людмила». Необыкновенный успех имела она у современников, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

  Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.

 В то время знать считала неприличным говорить на русском языке и признавала только французский. А поэма Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.

 

4.- А написаны знаменитые строки в селе Михайловском, в родовом имении матери Пушкина. Как это было?


«Той осенью Пушкин жил в селе Михайловском. Он любил это время года и так описал его:

Октябрь уж наступил-

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей…

-Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку? (слаид)

Представьте, за окном огромный дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло…

Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет: (слаид)

          По цепи ходит кот кругом –

          Не схожий ни с одним котом,

          Направо сказочку мурлычет,

          Налево песнь мяучит он.

  Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.

  Народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».

Открывается поэма прологом. (слаид) Пролог – это вступительная часть литературного произведения , где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

 

II. – Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.(Чтение учителем)

III.

1.О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и чудесах, происходящих там.

2.Откроем книги на …. странице и посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».

-Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? –(слаид) Излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб»  и море).

3.Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, (слаид)что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? – Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.

Физкульт.пауза (слаид)


«…И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась- и расцвела…»


4.Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова.– (слаид) Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.


5.- Мастерство Пушкина проявляется и в умении одним слово охарактеризовать героя, выразить своё отношение к нему.

- Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

- А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевич? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.

-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

6.Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку. (слаид)      

-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.

-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…

 - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…(слаид)

-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку. (слаид)

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.

- Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…

7.-Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.

   -В каких строчках заключена основная мысль пролога?

-Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?

 Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

                                 Там русский дух

                                 Там Русью пахнет…- 

эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.

 

IV. А теперь рассмотрим репродукцию картины художников «У лукоморья дуб зелёный».

-Удалось ли художникам в полном объёме запечатлеть с помощью красок пушкинский сказочный мир? Почему?

. Что бы вы нарисовали?

- Я нарисую густой, мрачный лес; ели опустили огромные лапы до самой земли, а солнце сюда не заглядывает. Здесь стоит избушка Бабы Яги. Она вся поросла мохом, в ней нет ни окон, ни дверей. А хозяйка попадает в неё через трубу. Сторожит избу огромный филин, он сидит на крыше, и глаза жёлтые, злые у него горят.

Я нарисую ясное голубое море, ведь Пушкин пишет «…из вод выходят ясных». Оно играет, блестит, сияет, а одна огромная волна выплеснулась на берег. И вместе с волной на берег выходят богатыри и дядька морской. У дядьки блестящий шлем, латы и кольчуга. Глаза у него голубые, как морская вода, а борода белая, как пена волн. За ним идут молодые витязи. 

V. Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.

 

VI. Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога. (слаид)

-Рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно.

 Так надо читать и пушкинский пролог.

-Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку.

-Когда будете читать заключительные строки концовки:

…Под ним сидел,/// и кот учёный

   Свои мне сказки говорил… -

после слова «учёный» паузы не делать, а после слова «сидел» должна быть большая пауза, такая же, как и при точке в конце предложения.

-Прочитать выразительно – значит передать своё отношение к читаемому, к героям пролога.

-Послушайте пушкинский пролог в моём исполнении.

-На этом урок окончен. Можете быть свободны.

- Итог.Оценивание.

9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
А.С.Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"

Автор: Тихонова Наталья Владимировна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства