Просмотр содержимого документа
«Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе. »
Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с.Красная Криуша
Тамбовская обл., Тамбовский р-он
Учитель русского языка и литературы: Юрьева Ольга Борисовна
Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе.
Цель игры: Развитие эстетического вкуса, расширение кругозора.
Привитие интереса к учёбе в целом и к урокам литературы в частности.
Оборудование : рисунки детей, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Класс разбит на 4 команды.
Домашнее задание(за 2 недели до турнира):
1) придумать название, девиз.( названия должны иметь непосредственное отношение к тематике игры)
2) подготовить «немое кино» (фрагмент из сказки)
3)каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»
1.Организационный момент .
Представление жюри.
Участникам сегодняшней игры в ходе весёлых состязаний предстоит доказать не только то, что они любят сказки, но и что они очень хорошо их знают.
2.Представление команд.
3.Проверка домашнего задания: Команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагменты одной из сказок. Командам –соперницам необходимо назвать сказку.
4. « Из суфлёрской будки»: помогите актёрам, исполнителям ролей героев сказок Пушкина, вспомнить слова роли.
И вынул из мешка золотого петушка:…(Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Буден верный сторож твой)
3)Лебедь около плывёт
Злого коршуна клюёт
Гибель близкую торопит
И царевичу потом
Молвит русским языком:… ( Ты , царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты 3 дня)
4)И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:…(Царь велит своим боярам
Времени не тратя даром
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод)
5.Конкурс капитанов(запись ответов на листочке):дать полное название сказке о царе Салтане.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Команды в это время попеременно отвечает на вопросы:
1)Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на3 упал)
2)Какую песню поёт белочка?( « Во саду ли в огороде»)
3)Сколько времени сидел смирно петушок? (год)
4)На что понадеялся поп , услышав от Балды «В год 3 щелка тебе по лбу»(Авось)
2)Что предлагает царь Дадон звездочёту вместо Шамаханской царицы?( казну, чин боярский, коня с конюшней царской, полцарства)
3)В кого превращался Гвидон? (в комара,муху, шмеля)
4) С кем творили зло ткачиха с поварихой? ( с сватьей бабой Бабарихой)
6.Кто это? Вопросы командам задаются по очереди.
1)Видят: холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом ( Гвидон и царица)
2)Около царя сидят
Злыми жабами глядят (Ткачиха, повариха с Бабарихой)
3)Без шеломов и без лат ,
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзили друг во друга(Сыновья Дадона)
4)И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала(Царевна)
1)А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит(Царевна-лебедь)
2)В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на ней кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни.(Старуха)
3)Вдруг в толпе увидел он:
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.(Мудрец-звездочёт)
4)Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит (Балда)
7.Проверка 2-го домашнего задания.
Конкурс театральных костюмеров. Каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»
8.Бюро находок : Кому из героев вы бы вернули утерянные предметы:
Яблоко,
зеркало,
верёвку,
шёлковый шнурок,
мешок,
спицу,
веретено.
9.Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.
Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков. Докажите, что это центоны. Из каких они сказок?
1)Царь слезами залился
Обнимает он царицу
И сынка , и молодицу
И садились все за стол,
И весёлый пир пошёл
А царица вдруг пропала
Будто вовсе не бывала»(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом
петушке»
2)Час обеда приближался
Топот по двору раздался
Входят семь богатырей.
Семь румяных усачей.
Все красавцы удалые
Великаны молодые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
« Сказка о царе Салтане…»
3)Раз он в море закинул невод,-
Пришёл невод с травой морскою
В третий раз закинул он невод,
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, -золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи , что за меня
Есть не будешь ты три дня. («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе
Салтане…»
4)Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов. («Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой
царевне и о 7 богатырях»
10.Подведение итогов.
Урок развития речи .
Литературная игра по пословицам и поговоркам.
Класс 7
Цель: Развивать навыки устной речи
Привить интерес к урокам литературы.
Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.
Оборудование: Стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам; выставка книг : В.П.Аникин «К мудрости ступенька»,
Л.Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
Б.В.Шергин «Одно дело делаешь- другого не порть»,
Г.А.Галичев «О пословицах»;
сборники пословиц, поговорок;
плакаты с высказываниями А.С.Пушкина, В.И.Даля,
А.М.Горького.
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото
(А.С.Пушкин)
Пословицы- это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
(В.И.Даль)
В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
(А.М.Горький)
Класс заранее разбит на команды.
Домашнее задание(за 2 недели до игры): команды придумывают название, готовят инсценировку по книге Л.Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
1.Организационный момент. (обратить внимание ребят на высказывания о пословицах, поговорках, написанные на плакатах.
2.Представление жюри.
3.Представление команд.
4.Игра «Закончи пословицу»
Учитель называет первую половину пословицы, а ученики – вторую.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто много говорит, тот мало делает.
Повторенье- мать ученья.
Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.
Не спеши языком - торопись делом.
Сделал дело - гуляй смело.
Ученье-свет ,а неученье - тьма.
Куй железо, пока горячо.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Делу – время, а потехе – час.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Не всё то золото, что блестит.
5.Проверка домашнего задания.
Яркие , сочные пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты (обратить внимание на книжную выставку.)Команды подготовили инсценировку рассказов Л.Толстого.
Найдите пословицы в тех произведениях, которые сейчас увидите и услышите. Объясните их смысл.
6.Игра «Восстанови пословицу»
Восстанови пословицу по словам, написанным на табличках.
Дело – безделье
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дружба-служба
Дружба дружбой, а служба службой.
Лает – кусает
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Руки – скуки
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Труд – лень
Труд человека кормит, а лень портит.
Шило – мешок
Шила в мешке не утаишь.
Родина – постоять
Родина –мать, умей за неё постоять.
Труд- рыбка
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
7.Игра «Найди смыслового «близнеца»
Как вы знаете, многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице « Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая « Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет». С нашей пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает» схожа немецкая «Какое дерево, такая и груша». В таблице даны слева немецкие пословицы, справа- русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
Немецкие
№
Русские
Не ленись , ясли сами ко рту не подойдут.
Кто много начинает, очень мало осуществляет.
Ошибки других – хорошие учителя.
Совершённые поступки в советах не нуждаются.
С красноречивым языком не пропадёшь.
Лицо выдаёт негодяя.
Один всё равно, что никто.
Тухлое яйцо портит всю кашу.
Сначала подумай, потом начинай.
Сначала ноша, потом отдых.
В беде сотня друзей весит очень мало.
Свежая рыба – хорошая рыба.
Дожди образуют реки.
Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы.
Отсутствие ответа тоже ответ.
Любить и петь заставить нельзя.
Любовь к делу делает труд лёгким.
Глупые руки марают стол и стены.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Язык до Киева доведёт.
Один в поле не воин.
Овёс к лошади не ходит.
Семь раз отмерь, один- отрежь.
Дело мастера боится.
Кончил дело –гуляй смело.
С миру по нитке – голому рубаха.
Дуракам закон не писан.
После драки кулаками не машут.
Молчание –знак согласия.
На голове густо, да в голове пусто.
Истинные друзья познаются в беде.
Насильно мил не будешь.
На воре шапка горит.
Куй железо, пока горячо.
Ложка дёгтя в бочке мёду.
На ошибках учатся.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
(Ответы: Немецкие / Русские
3
18
17
9
1
14
2
16
4
6
12
15
7
11
10
13
5
8
8.Игра»Угадай-ка»
Придумайте вопросы к поговоркам и задайте команде - сопернице, ответы должны прозвучать поговоркой.
Например, в какой поговорке говорится , что дом ценится не мебелью, которая в нём есть, а душевной атмосферой, которая царит в нём ?(Красна изба не углами, а красна пирогами.)
Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает своё дело?( Дело мастера боится)
9.Игра « Библейская мудрость»
Источником возникновения пословиц и поговорок послужили и библейские афоризмы. Сравните:
« Кесарю кесарево, а Божие Богу» - Каждому своё.
Попробуйте определить пословицы, поговорки по библейским афоризмам.
« Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» ( Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться)
2. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые» ( Яблочко от яблони недалеко падает)
« А язык укоротить никто из людей не может, это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» ( Язык мой – враг мой)
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает.
« …Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (Что посеешь, то и пожнёшь)
«…Худые сообщества развращают добрые нравы» ( С кем поведёшься, от того и наберёшься)