kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель игры: Развитие эстетического вкуса, расширение кругозора.

 Привитие интереса к учёбе в целом и к урокам литературы в частности.                                     

Оборудование : рисунки детей, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Класс разбит на 4 команды.

Домашнее задание(за 2 недели до турнира):

1) придумать название, девиз.( названия должны иметь непосредственное отношение к тематике игры)

2) подготовить «немое кино» (фрагмент из сказки)

3)каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе. »

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с.Красная Криуша

Тамбовская обл., Тамбовский р-он


Учитель русского языка и литературы: Юрьева Ольга Борисовна


Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе.


Цель игры: Развитие эстетического вкуса, расширение кругозора.

Привитие интереса к учёбе в целом и к урокам литературы в частности.

Оборудование : рисунки детей, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.



Класс разбит на 4 команды.

Домашнее задание(за 2 недели до турнира):

1) придумать название, девиз.( названия должны иметь непосредственное отношение к тематике игры)

2) подготовить «немое кино» (фрагмент из сказки)

3)каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»


1.Организационный момент .

Представление жюри.

Участникам сегодняшней игры в ходе весёлых состязаний предстоит доказать не только то, что они любят сказки, но и что они очень хорошо их знают.

2.Представление команд.


3.Проверка домашнего задания: Команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагменты одной из сказок. Командам –соперницам необходимо назвать сказку.

4. « Из суфлёрской будки»: помогите актёрам, исполнителям ролей героев сказок Пушкина, вспомнить слова роли.

1)А Балда братца гладит, приговаривает…( Братец мой любимый,

Устал, бедняжка!

Отдохни, родимый)

2)Вот мудрец перед Дадоном встал

И вынул из мешка золотого петушка:…(Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю,- на спицу;

Петушок мой золотой

Буден верный сторож твой)

3)Лебедь около плывёт

Злого коршуна клюёт

Гибель близкую торопит

И царевичу потом

Молвит русским языком:… ( Ты , царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты 3 дня)

4)И привёз гонец хмельной

В тот же день приказ такой:…(Царь велит своим боярам

Времени не тратя даром

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод)



5.Конкурс капитанов(запись ответов на листочке):дать полное название сказке о царе Салтане.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)


Команды в это время попеременно отвечает на вопросы:

1)Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на3 упал)

2)Какую песню поёт белочка?( « Во саду ли в огороде»)

3)Сколько времени сидел смирно петушок? (год)

4)На что понадеялся поп , услышав от Балды «В год 3 щелка тебе по лбу»(Авось)

1)Какие желания старухи исполнила золотая рыбка?(новое корыто, избу, сделала старуху столбовою дворянкой, царицей)

2)Что предлагает царь Дадон звездочёту вместо Шамаханской царицы?( казну, чин боярский, коня с конюшней царской, полцарства)

3)В кого превращался Гвидон? (в комара,муху, шмеля)

4) С кем творили зло ткачиха с поварихой? ( с сватьей бабой Бабарихой)

6.Кто это? Вопросы командам задаются по очереди.

1)Видят: холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зелёный над холмом ( Гвидон и царица)


2)Около царя сидят

Злыми жабами глядят (Ткачиха, повариха с Бабарихой)


3)Без шеломов и без лат ,

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзили друг во друга(Сыновья Дадона)


4)И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала(Царевна)


1)А сама-то величава

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит(Царевна-лебедь)


2)В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на ней кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни.(Старуха)


3)Вдруг в толпе увидел он:

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец.(Мудрец-звездочёт)


4)Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит (Балда)


7.Проверка 2-го домашнего задания.

Конкурс театральных костюмеров. Каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»


8.Бюро находок : Кому из героев вы бы вернули утерянные предметы:

Яблоко,

зеркало,

верёвку,

шёлковый шнурок,

мешок,

спицу,

веретено.


9.Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.

Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков. Докажите, что это центоны. Из каких они сказок?


1)Царь слезами залился

Обнимает он царицу

И сынка , и молодицу

И садились все за стол,

И весёлый пир пошёл

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала»(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и

могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о

прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом

петушке»


2)Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей.

Все красавцы удалые

Великаны молодые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

« Сказка о царе Салтане…»


3)Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи , что за меня

Есть не будешь ты три дня. («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе

Салтане…»


4)Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная картина!

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов. («Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой

царевне и о 7 богатырях»


10.Подведение итогов.










Урок развития речи .

Литературная игра по пословицам и поговоркам.

Класс 7

Цель: Развивать навыки устной речи

Привить интерес к урокам литературы.

Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.

Оборудование: Стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам; выставка книг : В.П.Аникин «К мудрости ступенька»,

Л.Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,

Б.В.Шергин «Одно дело делаешь- другого не порть»,

Г.А.Галичев «О пословицах»;

сборники пословиц, поговорок;

плакаты с высказываниями А.С.Пушкина, В.И.Даля,

А.М.Горького.

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото

(А.С.Пушкин)

Пословицы- это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

(В.И.Даль)

В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

(А.М.Горький)


Класс заранее разбит на команды.

Домашнее задание(за 2 недели до игры): команды придумывают название, готовят инсценировку по книге Л.Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

1.Организационный момент. (обратить внимание ребят на высказывания о пословицах, поговорках, написанные на плакатах.

2.Представление жюри.

3.Представление команд.

4.Игра «Закончи пословицу»

Учитель называет первую половину пословицы, а ученики – вторую.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Повторенье- мать ученья.

Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.

Не спеши языком - торопись делом.

Сделал дело - гуляй смело.

Ученье-свет ,а неученье - тьма.

Куй железо, пока горячо.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Делу – время, а потехе – час.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Не всё то золото, что блестит.


5.Проверка домашнего задания.

Яркие , сочные пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты (обратить внимание на книжную выставку.)Команды подготовили инсценировку рассказов Л.Толстого.

Найдите пословицы в тех произведениях, которые сейчас увидите и услышите. Объясните их смысл.


6.Игра «Восстанови пословицу»

Восстанови пословицу по словам, написанным на табличках.

Дело – безделье

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дружба-служба

Дружба дружбой, а служба службой.

Лает – кусает

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Руки – скуки

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Труд – лень

Труд человека кормит, а лень портит.

Шило – мешок

Шила в мешке не утаишь.

Родина – постоять

Родина –мать, умей за неё постоять.

Труд- рыбка

Без труда не выловишь рыбку из пруда.


7.Игра «Найди смыслового «близнеца»

Как вы знаете, многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице « Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая « Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет». С нашей пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает» схожа немецкая «Какое дерево, такая и груша». В таблице даны слева немецкие пословицы, справа- русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.



Немецкие

Русские

Не ленись , ясли сами ко рту не подойдут.

Кто много начинает, очень мало осуществляет.

Ошибки других – хорошие учителя.

Совершённые поступки в советах не нуждаются.

С красноречивым языком не пропадёшь.

Лицо выдаёт негодяя.

Один всё равно, что никто.


Тухлое яйцо портит всю кашу.

Сначала подумай, потом начинай.


Сначала ноша, потом отдых.

В беде сотня друзей весит очень мало.

Свежая рыба – хорошая рыба.


Дожди образуют реки.

Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы.

Отсутствие ответа тоже ответ.

Любить и петь заставить нельзя.

Любовь к делу делает труд лёгким.

Глупые руки марают стол и стены.

1


2


3

4


5


6

7


8

9


10

11


12


13

14


15

16

17

18

Язык до Киева доведёт.


Один в поле не воин.


Овёс к лошади не ходит.

Семь раз отмерь, один- отрежь.

Дело мастера боится.


Кончил дело –гуляй смело.

С миру по нитке – голому рубаха.

Дуракам закон не писан.

После драки кулаками не машут.

Молчание –знак согласия.

На голове густо, да в голове пусто.

Истинные друзья познаются в беде.

Насильно мил не будешь.

На воре шапка горит.


Куй железо, пока горячо.

Ложка дёгтя в бочке мёду.

На ошибках учатся.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.


(Ответы: Немецкие / Русские

  1. 3

  2. 18

  3. 17

  4. 9

  5. 1

  6. 14

  7. 2

  8. 16

  9. 4

  10. 6

  11. 12

  12. 15

  13. 7

  14. 11

  15. 10

  16. 13

  17. 5

  18. 8

8.Игра»Угадай-ка»

Придумайте вопросы к поговоркам и задайте команде - сопернице, ответы должны прозвучать поговоркой.

Например, в какой поговорке говорится , что дом ценится не мебелью, которая в нём есть, а душевной атмосферой, которая царит в нём ?(Красна изба не углами, а красна пирогами.)

Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает своё дело?( Дело мастера боится)

9.Игра « Библейская мудрость»

Источником возникновения пословиц и поговорок послужили и библейские афоризмы. Сравните:

« Кесарю кесарево, а Божие Богу» - Каждому своё.

Попробуйте определить пословицы, поговорки по библейским афоризмам.

  1. « Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» ( Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться)

  2. 2. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые» ( Яблочко от яблони недалеко падает)

  3. « А язык укоротить никто из людей не может, это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» ( Язык мой – враг мой)

  4. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает.

  5. « …Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (Что посеешь, то и пожнёшь)

  6. «…Худые сообщества развращают добрые нравы» ( С кем поведёшься, от того и наберёшься)

10.Аукцион пословиц, поговорок о Родине.

11.Подведение итогов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе.

Автор: Юрьева Ольга Борисовна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства