Главная цель: Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
Цель:
1) обучение составлению портретной характеристики героя с опорой на текст, осознание учащихся необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости
2) развитие мыслительных способностей учащихся (сравнение, обобщение)
Просмотр содержимого документа
«Боль за все живое (А. Платонов «Юшка») »
Тема:Боль за все живое (А. Платонов «Юшка»)
Главная цель:Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
Цель:
1) обучение составлению портретной характеристики героя с опорой на текст, осознание учащихся необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости
2) развитие мыслительных способностей учащихся (сравнение, обобщение)
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Блаженный – осенённый благодатью, счастливый.
Сокровенный – что-то скрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким.
Оборудование: доска, слова для словарной работы, творческие задания, портрет писателя, эпиграф.
Эпиграф – «Без меня народ неполный» А. Платонов.
Дискуссионный вопрос – «Как вы думаете: любили ли Юшку?»
Форма работы:
1) работа в группах
2) урок с элементами дискуссии
Ход урока
Вступительная беседа
Эпиграфом нашего урока взяты слова самого А. Платонова (Без меня народ неполный). Как вы понимаете эти слова?
(Каждый человек неповторим, а потому бесценен)
Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один их самых униженных его героев, говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит нельзя».
Один из своих рассказов А. Платонов назвал «Сокровенный человек».
- Как вы понимаете слово «сокровенный»?
(Нечто скрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким; сокровище – большая ценность)
А. Платонов был уверен: найди ключ к человеку, пробуди его доверие – и перед тобой откроется сокровище.
Беседа на восприятие произведения
- Какое впечатление произвел на вас рассказ Платонова?
- Какие мысли и чувства пробудил?
Составление портретной характеристики героя (работа в группах)
1 группа (слабые учащиеся):
Вопрос: Опишите Юшку: его внешность, его манеру говорить, его отношение с окружающими.
2 группа: Отношение окружающих к Юшке.
- Как относились к Юшке окружающие? Взрослые? Дети?
- Почему люди вымещали на нем зло?
(У взрослых людей бывало злое горе и обида, или они были пьяными, тогда сердце наполнялось лютой яростью… В этом зле они на время забывали свое горе)
3 группа: Отношение Юшки к людям.
- Как Юшка относился к людям? Почему безропотно переносил издевательства односельчан?
- Что помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям?
(Понимал, что людям просто некуда приложить свой разум, силу. Они умеют работать, но не умеют радоваться жизни. Юшке помогало жить умение видеть красоту мира, забота о живом существе – девочке-сироте, умение сострадать людям)
Дискуссия
- Как вы думаете: любили ли Юшку?
«Они меня без понятия любят – сердце в людях бывает слепое» (Юшка).
«Он верил, что дети его любят, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его» (Автор).
НЕТ
ДА
Дети издевались над ним, кидали в него комья земли. Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. «Лучше бы ты умер Юшка, зачем ты живешь?» - говорила хозяйская дочь.
Люди не умели выразить любовь (вывод)
ВЫВОД: Юшку похоронили и забыли про него. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление остались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность.