Тема. А.А. Блок. Ветхая избушка
Цели:
- Знакомить учащихся с творчеством А.Блока.
Задачи:
1. прививать детям любовь к поэзии
- развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
- учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
- учить самооценке
- учить умение работать с учебником, понимать задания, ставить задачи
- слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику, адекватно на нее реагировать.
Оборудование: проектор, экран, портрет поэта.
Ход урока
- Организационный момент. Добронастрой.
- Я желаю вам здоровья, я желаю вам доброты, я хочу чтобы сердце дарило всем живущим на свете много любви.
П. Проверка домашнего задания
1. Речевая разминка. Слайд1.
Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,
Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.
Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -
Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:
Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит
Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.
- Жужжащее чтение
- прочитайте с ускорением 1-е четверостишие
- прочитайте с вопросительной интонацией 2-е четверостишие
-прочитайте, передавая грусть и усталость.
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
- Вспомните правила выразительного чтения (слайд2)
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
- В начале урока мы с вами прочитали стихотворение. Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 3)
- Рассказ учителя о поэте.
- Работа над стихотворением «Ветхая избушка»
- Предположите, о чем это стихотворение?
- Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).
- Прослушивание стихотворения (электронное приложение)
- Анализ стихотворения
- Определите тему стихотворения
Тема - зимний пейзаж. Поэт любил писать стихи о красоте русской природы. Умело пользуясь словом, как пером, он всего лишь несколькими штрихами создавал полную и живую картину происходящего.
- Каков сюжет этого стихотворения? Как оно начинается, чем продолжается, чем заканчивается?
Сюжет. Начинается стихотворение немного грустно и даже уныло, что подчеркивают фразы "ветхая избушка" и "бабушка-старушка". Но затем картину оживляет появление "внуков-шалунишек". И мы уже все вместе слышим их звонкие голоса и веселый смех. Стихотворение носит жизнеутверждающую позицию. Ведь на смену холодной зиме обязательно придет яркая весна.
- Работа в парах. Найдите рифму, эпитеты, метафору.
Рифма:
.избушка
.стоит.
.старушка
.глядит.
- эпитеты: ветхая избушка, резвая игра;
- метафора: санок бег.
- Какие слова придают выразительность тексту?
Выразительности тексту придают уменьшительно-ласкательные слова, такие как избушка, а не изба, бабушка, старушка, шалунишки, ребятишки, пальчики. Все они передают нежное отношение автора к описываемым событиям. В целом, стихотворение передает позитивное настроение автора.
- Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? ( Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Итог.
- Итак, ребята, кто написал произведение «Ветхая избушка»? О чем оно?
- Какое настроение оно у вас вызвало?
Чтение выразительно.
Рефлексия.
- С каким настроением вы сегодня уйдете с урока? Прошу выбрать одну картинку из трех.
Солнышко – солнечное настроение
Облачко – печально
Цветочек – радостно.
- Спасибо за урок! Молодцы! Всего доброго!