Познакомить учащихся с творчеством А.А. Блока, его стихотворением « Ветхая избушка», научить интонацией передавать настроение, воспитать любовь к русской поэзии;
Просмотр содержимого документа
«Блок. Стихотворение «Ветхая избушка»»
Блок. Стихотворение «Ветхая избушка»
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством А.А. Блока, его стихотворением « Ветхая избушка», научить интонацией передавать настроение, воспитать любовь к русской поэзии;
- Любит русский народ зимушку-зиму, владычицу трех месяцев. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинными зимними вечерами можно песни петь, сказки послушать.
- Какие изменения в природе происходят с наступлением зимы?
- Сегодня мы познакомимся с замечательным русским поэтом Александром Александровичем Блоком и его стихотворением «Ветхая избушка».
Перед вами портрет А.А. Блока
- Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?
- Александр Блок (1880 – 1921гг) родился в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать — писательница). В биографии Александра Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте. Блок получил образование в Петербургском университете, где учился на историко-филологическом факультете. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов.
В то время Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену. В 1903 году в своей биографии Блок женится на Л. Д. Менделеевой – дочке знаменитого ученого. В следующем году были впервые напечатаны стихи Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».
Революционные события в Петербурге нашли отражение для Блока в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»), статьях. Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Позже, живя в этом же городе среди нищеты и болезней, Александр Блок скончался в августе 1921 года.
- Знакомство со стихотворением «Ветхая избушка».
- Прочитайте название стихотворения в учебнике.
- Что значит «Ветхая избушка»?
- Подберите синонимы к прилагательному «ветхая» (ветхая - разрушающаяся от старости, дряхлая).
IV. Первичное чтение стихотворения:
Чтение стихотворение учителем.
V. Проверка по первичному восприятию:
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какую картину вы представили при чтении? Какой вы представили зиму?
- Как вы думаете, что хотел сказать автор?
- Каким настроением наполнено стихотворение?
VI. Вторичный синтез (повторное чтение):
Чтение учащимися стихотворения про себя
VII. Идейно-эстетический анализ:
- Прочтем первые четыре строчки стихотворения:
- О чем говорится в этих стоках? - Как избушка может вся стоять в снегу?
- Что делает бабушка?- Какая она?
- Прочтите следующие четыре строки стихотворения:
- Как вы понимаете фразу «внуки-шалунишки»?
- Подберите синонимы к слову «шалунишки»
- Как понимаете выражение «быстрых санок бег»?- Как санки могут бегать?
- Прочтите следующие строки:
- Что делают ребятишки? Что называют снежным домом?
- Как понимаете слово «раздаются»? Подберите синонимы к этому слову.
- Какую картинку вы представили при чтении этих строф?
- Прочтите следующие четыре строки стихотворения:
- Как понимаете слова «резвая», «застудят»
- Прочтите последние строки стихотворения:
- Что произойдет завтра?- Как понимаете «ан»?
- Почему растаял снежный дом?- Какой период зимы здесь описан?
- Какой автор показывает зиму, снег, детишек?
- Какое у вас настроение с приходом весны?
- Весной будут другие игры. У каждого времени года свои прелести.
- Какое настроение вы испытали при чтении этого стихотворения?
- Какую картину представили при чтении стихотворения?
- Подходит ли наши иллюстрации зимы к стихотворению? Найдите наиболее успешные.
VIII. Подготовка к выразительному чтению:
Прослушивание учащимися записи выразительного чтения стихотворения
- Давайте определим отношение автора к героям стихотворения: какой он показывает бабушку? Ребятишек?
- Каково ваше отношения к ним?
- Что при чтении показывают знаки препинания? Зачем они нужны?
- Какой должна быть интонация при «,»; «.»; «!»; «…»
- Прочтите самостоятельно про себя стихотворение
IX. Выразительное чтение стихотворения:
Чтение стихотворения вместе с учителем;
Чтение стихотворения учащимися самостоятельно, соблюдая интонацию, не теряя смысл.
X. Итог урока:
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- С каким литературным произведением познакомились?
- Кто автор?
- Что вы запомнили из его творчества?
XI. Рефлексия: Цветограмма
- Понравился ли вам урок?
- Что запомнилось больше всего?
- Какой вывод вы сделаете для себя?
XII. Домашнее задание:
- Научиться выразительно читать стихотворение, соблюдая интонацию, не теряя смысла.