Урок чтения
А. Блок «Ветхая избушка»
Цели: ознакомление с жизнью и творчеством А. Блока; обучение правильному чтению стихов; развитие память, речь, мышления.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Со стихами, какого поэта мы знакомились на прошлом уроке?
- Назовите произведения, которые написал С. Чёрный
- Расскажите по самостоятельно составленному плану о слоне
- Конкурс чтецов стихов С. Черного
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством А. Блока
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока
- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю. СЛАЙД
Это стихотворение «На лугу», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок.
2. Целеполагание
- Поставьте перед собой цели, которых вы должны достичь на уроке?
- С помощью чего мы можем достичь этих целей?
- Какие личные качества нам помогут?
3. Рассказ учителя об авторе СЛАЙДЫ
Александр Александрович Блок – поэт великого девятнадцатого века русской литературы, который известен как серебряный век. «Был Пушкин и был Блок… Все остальные – между!» Именно он завершает список поэтов серебряного века. На уроках литературного чтения мы познакомимся с некоторыми стихотворениями А. Блока.
Сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос: А что из себя представляет Александр Блок, что он за личность? Поможет нам ответить его поэтические произведения, биографические данные, высказывания людей, которые знали поэта и изучали его творчество.
Место рождения, детские годы накладывают неизгладимый отпечаток на становление личности.
Тётя поэта вспоминала, что в детстве Блок любил слушать сказки Пушкина, стихи Жуковского, детские рассказы разных писателей, многие из которых знал наизусть. А больше всего ему нравилась сказка « Сказка о царе Салтане …».
Играл он всего охотнее в « кирпичики», в некрашеные деревянные чурочки, из которых дети обычно складывают дома, а в его играх они изображали людей, кондукторов, лошадок. Увлечения поглощали его целиком. Особенно корабли. Он рисовал их во всех видах, развешивал по стенам детской, дарил родным.
Животных мальчик любил до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами, Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.
В 5 лет Блок сочинил такие стихи:
Зая серый, зая милый,
Я тебя люблю.
Для тебя – то в огороде
Я капустку и коплю.
Или:
Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый, -
Отчего – никто не знал,
Котя это не сказал.
Дед, бабушка, мать, тётки – самые близкие ему люди. Его дед – знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом детских лет. Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова – дочь известного путешественника была переводчиком.
Александр Блок закончил университет уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе
Село Шахматово – Московская Русь, бесконечные дали, поля, леса, реки были для Блока источником его поэтического вдохновения. Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.
- Какие произведения любил слушать поэт в детстве?
- В какие игры играл охотнее всего?
- Какие увлечения кроме этих были у Блока в детстве?
- Как поэт относился к животным?
- О каких животных были его первые стихи?
- Кто из людей, окружавшими поэта, были для него самыми близкими?
- Кем был его дед?
- Кем была бабушка?
- Как называется село, где подолгу жил поэт?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 50. Прочитайте, какое стихотворение мы будем читать
- Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»?
Ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый. СЛАЙД
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?
- Предположите, о чём оно?
- Прочитайте стихотворение в парах
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Какое впечатление оно произвело на вас?
- Перечитаем его ещё раз
- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?
- Подтвердите свой ответ словами из текста
- Какие картины вы представили?
- Какие забавы детей описывает поэт? Зачитайте
- Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Рефлексия
Выскажитесь одним предложением о сегодняшнем уроке выбирая начало фразы СЛАЙД
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрёл…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание
Стр. 50 – 51, выучить стихотворение наизусть