Просмотр содержимого документа
«Задание по функциональной грамотности»
Банк заданий для формирования и развития функциональной грамотности школьников
для обучающихся 5 классов (языковая грамотность)
5 класс (русский язык)
Банк заданий для формирования и развития функциональной грамотности школьников для обучающихся 5-9 классов (языковая грамотность) для 5 класса.
Цель: выявить уровень функциональной грамотности обучающихся 5-х классов на уроках русского языка.
Задачадиагностики:
Провести диагностическое обследование в 5-х классах по выявлению уровня языковой функциональной грамотности.
Возраст испытуемых: 11-12 лет
Для диагностики сформированности функциональной грамотности на уроках русского языка в пятыхклассах были разработаны материалы, которые построены на следующих принципах:
- Содержание задания включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, морфемика, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация;
- Задания разделены на три уровня:
Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики (задания, которые оцениваются в 1 балл)
Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия (задания, которые оцениваются в 2 балла)
Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия (задания, которые оцениваются в 3 балла)
Вариант текста с зданиями к нему, с ответами и комментариями:
Задание 1.
Сказка про Светофорчик
(1)Светофорчик родился на светофорчиковом заводе, его упаковали в красивую коробку и привезли на его рабочее место. (2)Конечно, он уже прочитал инструкцию о своем применении. (3)Там говорилось, что ему предстоит «регулировать движение транспортных средств на вверенном участке дороге». (4)Светофорчику очень нравились эти слова - они были красивые и серьезные, а это значит, что ему поручалось важное дело! (5)Ведь если не «регулировать движение транспортных средств», то эти «транспортные средства» совсем разбалуются и отобьются от рук!
(6)Рабочим место оказался перекресток, там Светофорчик и установили. (7)Он посмотрел вниз, на дорогу, и приготовился «регулировать». (8)Первым по дороге проехал маленький грузовичок. (9)Светофорчик собрался с духом, потому что очень волновался, и сказал:
- Пожалуйста, проезжайте!
(10)Грузовичок фыркнул, что-то проворчал и проехал мимо. (11)«Какой невоспитанный», - подумал Светофорчик и стал ждать следующую машину.
(12)Следующей машиной был Молоковоз.
- (13)Вам придется остановиться и подождать, пока через дорогу перейдет девочка, пожалуйста! - сказал Светофорчик. (14)Но Молоковоз даже не обратил внимания на него! (15)Проехал мимо и едва не задавил девочку....
- (16)У меня ничего не получается! (17)Наверное, я неспособный и неправильный! (18)Меня надо отвезти обратно на завод и разобрать на запчасти! - опечалился Светофорчик. (19)И вдруг он услышал:
- Вот умора! (20)Сроду не видел таких глупых светофоров! (21)Машинам надо подавать сигналы, а не разговаривать! - это говорил Голубь, который сел на провод рядом и чистил клюв о перышки.
- (22)Какие сигналы? - спросил Светофорчик.
- (23)Ну, конечно же, световые - «Красный» - ехать нельзя, «Желтый» - будьте осторожны, а «зеленый» - проезжайте!
(24)Светофорчик печально вздохнул и сказал:
- А я не умею....
- (25)Не расстраивайся! - сказал Голубь. – (26)Вот завтра придет милиционер Николай Петрович и научит тебя!
(27)На следующий день действительно пришел Николай Петрович, открыл маленький ящичек, что стоял на обочине дороги, и что-то там включил...
(28)Светофорчик очень волновался, ведь Световые Сигналы умеют подавать только Настоящие Светофоры!
(29)Но рядом опять сидел Голубь и говорил:
- Не бойся, у тебя все получится!
(30)Тут к перекрестку подъехал Большой Автобус, он ехал издалека и потому был очень важным.
(31)Светофорчик включил красный сигнал, потому что на обочине стояла бабушка и хотела перейти дорогу. (32)О, чудо, Большой Автобус сразу остановился! (33)Светофорчик подумал и сказал:
- Спасибо, что послушались сигнала!
(34)Автобус моргнул фарами и сказал:
- Какой вежливый Светофор!
(35)Светофорчик от радости поморгал желтым сигналом, потом включил зеленый и крикнул вслед Большому Автобусу:
- Счастливого пути!
- (36)Это так важно, - подумал Светофорчик, - делать свое дело не только правильно, но и вежливо!
(Анна и Александр Дерюшевы)
(Александр Николаевич Дерюшев - врач скорой помощив городе Таре Омской области, травоцелитель, член Союза писателей России, путешественник. "Сказка про Светофорчик" - произведение из цикла краеведческих чтений "Не зная края своего, всего ты мира не узнаешь")
Выполните задания:
Определите и запишите основную мысль текста (1балл)
(Ответ: делать своё дело нужно не только правильно, но и проявляя уважение и воспитанность к окружающим)
Определите стиль текста.(Ответ: художественный стиль речи) (1 балл)٭Обоснуйте свое мнение. (3 балла)(Ответ: РС-1-много, о/о, цель- воздействие)
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6 - 9. Запишите ответ. (1 балл)(Ответ: повествование)
В предложениях 31-33 найдите слово со значением «край, боковая часть дороги». Выпишите это слово. (1 балл)(Ответ: обочина)
В предложениях 19-21 найдите антоним к слову «умный» и выпишите его.
(1 балл)(Ответ: глупый)
Используя информацию их текста, дайте толкование слову «светофор». (2 балла)
Выпишите фразеологизм из предложений 6-9. (1 балл) (Ответ: собрался с духом)
٭ Напишите значение этого фразеологизма. (2 балла)(Ответ: набрался храбрости, смелости)
Выполните морфемный разбор слова «светофорчик» из предложения 1. (1 балл). (Ответ: свет/о/фор. Составслова: свет, фор — корни, о — соединительная гласная, нулевое окончание, светофор — основа слова).
Укажите значение суффикса. (2 балла) (Ответ: -чик- уменьшительно-ласкательный суффикс)٭Назовите еще одно значение этого суффикса(Ответ: лицо по роду деятельности: переводчик, буфетчик). Приведите пример. (3 балла)
Выполните словообразовательный разбор слова «молоковоз» из предложения12. (2 балла)(Ответ: сложение двух основ (корней) с соединительной гласной О )٭Назовите, какие еще способы словообразования могут встретиться у этой части речи. (3 балла)(Ответ: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный)
Укажите признак заимствования в слове «светофорчик». (2 балла) (Ответ: наличие «ф»)
Выпишите из текста 5 слов с разными орфограммами (по 1 баллу за слово).Напишите название орфограмм (по 2 балла за орфограмму)
Затранскрибируйте слово «не получается» из предложения 16. (1 балл) ٭Затранскрибируйте предложение 16. (3 балла)
Из предложений 22-24 выпишите слово, нуждающееся в орфоэпическом разборе. (1 балла)(Ответ: конечно)٭Докажите свое мнение. (3 балла)(Ответ: В словеконечно 3 слога: ко-не-чно, ударение падает на второй слог коне́чно. Транскрипция слова [кан’эшна] )
Объясните постановку знака препинания в предложении 31 (1 балл)(Ответ: СПП, союз потому что)٭Составьте схему этого предложения (3 балла)
(Ответ:[ … ], (потому что…).).
Оценка результатов
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 53, минимальное — 0. В итоге проведения задания подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за выполнение всех заданий.
При повторном проведении диагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться другимитекстами, так как данные ранее задания могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития:
46-53 баллов — очень высокий
36-45 баллов — высокий
26-35 баллов — средний
16-25 баллов — низкий
1-15 баллов — очень низкий.
Разработанные задания соответствовали трем уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй уровень – рефлексивный, когда ученик выполняет действие с пониманием, он ориентируется на взаимосвязь и существенные взаимосвязи между компонентами, элементами, явлениями, как основу способа действия; третий уровень – функциональный, когда ученик выполняет компетентное действие, ориентируется на смысловое поле и возможности способа действия.
Выводы:
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.
Разработанные тестовые задания по русскому языку включали следующие разделы: фонетика, морфология, лексикология, синтаксис.Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Задание 2
2)Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 5 классов.
1.Прочитайте тексты.
ОМОНИМЫ Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. К примеру, слово "брак" в значении «союз двух любящих друг друга людей» и "брак" в значении «испорченная продукция». А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.
ОВСЯНКА Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком. – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка. – Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Как каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .
Задание 1. Чем похожи слова, о которых говорили Сашка и Матвей ? А) Эти слова пишутся и произносятся одинаково. В) Значение этих слов одинаково. С) Эти слова звучат одинаково и имеют одно лексическое значение.
Д) Эти слова имеют сходство по какому-либо признаку.
Задание 2.
Используя информацию из текста «Омонимы», заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.
Да
Нет
Нет информации
Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова.
Омонимы имеют сходство по какому-либо признаку.
Омонимы совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике.
Мы всегда ждем весну с нетерпение: увеличивается продолжительность светового дня, становится больше солнечных дней, теплеет, улучшается настроение, и мы становимся более подвижными. Однако в весенние дни по статистике Департамента образования города Москвы увеличивается количество травм среди обучающихся в наших образовательных организациях. В этот период дети получают более опасные травмы, чем зимой. С наступлением теплых дней меняется моторика детей, они становятся более активными: бегут на горки, качели, на детские площадки, играют около открытых водоёмов.
В этот период за счет перепад температур идет процесс образования сосулек, наледи, что может привести к получению травм. Знание простых правил в этой ситуации позволит не стать жертвой упавшей сосульки – необходимо соблюдать дистанцию от крыш и балконов домов, не заходить на территорию, огражденную ограничительными лентами. Ледяная сосулька может причинить большой, вред ведь лед – это замерзшая вода, а вода тяжелая: кубический дециметр воды, он же литр, весит целый килограмм! Подумайте, каково получить по голове килограммовой льдиной? Сосульки к тому же бывают очень острыми, а упав рядом с человеком и разбившись, могут поранить лицо.
Гуляя во дворе или по улицам города, двигаясь в школу, обращайте внимание на обледенение тротуаров. Надо хорошо знать, что при наличии или отсутствии ограждений около домов необходимо соблюдать осторожность и по возможности не подходить близко к стенам зданий домов. Помните, что, когда вы идёте по тротуару и слышите наверху подозрительный шум, нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что это там происходит. Бежать от здания тоже нельзя. Наоборот, нужно как можно быстрее прижаться к стене, чтобы укрытием послужил козырек крыши.
В весенний период серьезную опасность представляют водоемы, так как под лучами солнца лед становится рыхлым, теряет свою прочность, и выход на его поверхность становится опасным. Ежегодно многие взрослые и дети пренебрегают этими мерами безопасности. Весенний лед на водоемах при плюсовой температуре окружающего воздуха меняет свой цвет, становясь матовым или желтым (прочный лед голубого или зеленоватого оттенка), прочность такого льда уменьшается с каждым днем.
В весенние дни нельзя верить светящему солнцу, перепады температур днем и ночью способствуют простудным заболеваниям. Высокая влажность и тепло представляют идеальные условия для патогенных микроорганизмов, они выходят из «спячки» и возобновляют свою деятельность. Весенний период способствует тому, что наш организм испытывает авитаминоз и не может в полную силу бороться с микробами. Если мы испытываем в течение дня вялость, рассеянность, раздражительность, общее снижение иммунитета, необходимо задуматься о восполнении нашего организма витаминами. А для этого рекомендуется употреблять в пищу фрукты, овощи, соки, а также принимать витамины. И еще надо не забывать о закаливании и физических упражнениях.
В весенний период нас подстерегает и такая опасность, как энцефалитные клещи, укусы которых представляют серьезную угрозу нашему организму. Надо помнить: собираясь на прогулку в лес или лесопарк, обязательно наденьте одежду с длинным рукавом, брюки предпочтительнее заправить в носки.
Теплые дни способствуют тому, что многие дети стремятся на детские площадки. В весенне-летний период самыми распространенными травмами у взрослых и детей являются ушибы, переломы и вывихи верхних и нижних конечностей, различные травмы кистей рук, что связано с неудачными падениями. Такие виды травм происходят также и при неумелом использовании роликов, велосипедов, скейтбордов, скутеров. Помните: подобных травм можно избежать, если знать и соблюдать безопасные правила эксплуатации спортивного инвентаря, правила дорожного движения, а также использовать защитную экипировку (наколенниками, нарукавниками, шлемом). При любой травме нужно обращаться к врачу, даже если ничего не беспокоит!
Весной многие люди ощущают сонливость, постоянную усталость, желание поспать, появляются сухость кожи, расстройство сна, проблемы с вниманием, снижение работоспособности – эти симптомы свидетельствуют о развитии гиповитаминоза. Для профилактики гиповитаминоза следует больше двигаться, как можно чаще бывать на свежем воздухе, гулять в парках, лесных массивах, выезжать за город. И еще весной особенно полезны физические нагрузки. Можно выбрать любой вид физической активности: волейбол, футбол, плавание, аэробику, бег или даже ходьбу. Преодолеть весеннюю усталость также поможет правильное дыхание. Надо дышать глубоко и свободно!
Весна – прекрасное, чудесное время года. И чтобы избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы, мы должны использовать наши знания о правилах безопасности в различных жизненных ситуациях!
Составьте ПАМЯТКУ, используя предложенные слова, и озаглавьте его . Значение незнакомых слов найдите, используя интернет и другие источники информации.
Определите СТИЛЬ получившегося текста.
Представьте текст участникам.
Если у вас остались неиспользованные слова, объясните, почему вы не сумели ими воспользоваться.
соблюдать дистанцию, лед – это замерзшая вода, перепады температур, испытывает авитаминоз, употреблять в пищу фрукты
2.Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите окончание у имен прилагательных, определите род, число, падеж.
3. Произведите морфемный анализ слов:
футбол, плавание, аэробику
4.Прочитайте и запишите, учитывая все правила орфографии:
[В'энт'ил'атарытр'эбуй'уткрай'н'эб'эр'эжнаваабращ'эн'ий'а с н'им'и
[В/ и сна – пр/икрасноjэ, чудесноjэ врем/а года]
Задание 4.
В мире словарей
СЛОВАРЬ, -я,м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
(Толковый словарь под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
Одно из значений слова «словарь», данное в Толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, перед вами. А задумывались ли вы, сколько есть словарей и какие словари существуют?!
Язык любого народа по-своему богат, выразителен и ярок. Чтобы не запутаться в этом «океане» слов, понятий, терминов, мы обращаемся к «помощникам» – словарям. Судить о великолепии, богатстве и самобытности языка нам позволяет не только живая речь, произведения писателей и устного народного творчества, но и результаты работы лексикографов – учёных, которые занимаются составлением словарей.
Словарь представляет собой справочную книгу (иногда она состоит из нескольких томов), в которой даются слова, расположенные в определенном порядке, словосочетания, морфемы; приводятся необходимые пояснения к ним и другие сведения. В зависимости от назначения, это может быть, например, толкование слов, строение и семантика, сведения о происхождении слов, их правописании, произношении и т. п.
Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические (т. е. филологические, или языковые). Разница между ними заключается в том, что первый вид словарей существует для описания характеристик предметов и явлений, событий и людей, а второй – для объяснения слов, их происхождения, их значений.
Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья – основная структурная единица словаря; текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря.
Правая часть словаря объясняет заголовочную единицу. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря. Кроме корпуса, в любом словаре есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарем», список условных сокращений.
Среди различных типов филологических словарей наибольшее значение имеют толковые словари. Толковый словарь объясняет (толкует) значения слов и иллюстрирует их употребление. Самыми известными толковыми словарями русского языка являются:
«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой;
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля;
«Большой толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова.
Орфографический словарь объясняет правильное правописание слов, формы окончаний в различных падежах.
Орфоэпический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение.
Этимологический словарь объясняет происхождение различных слов.
Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых выражений.
Словарь иностранных слов содержит перечень слов и словосочетаний, заимствованных из других языков.
Двуязычные словари позволяют осуществлять перевод слова с одного языка на другой.
Задание №1
Опираясь на текст, ответь, какие словари наибольшее значение? Почему
Задание №2
Используя информацию из текста, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.
Орфографический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение
Да
Нет
Нет информации
Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых выражений
Орфографический словарь объясняет правильное правописание слов, формы окончаний в различных падежах.
Этимологический словарь объясняет происхождение различных слов.
Словарь иностранных слов содержит перечень слов и словосочетаний, заимствованных из других языков.
Орфоэпические словари позволяют осуществлять перевод слова с одного языка на другой
Орфоэпический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение.
Задание 5
Ответьте на вопросы
- Какая техника рекламируется?
- Как можно связаться с представителями этого магазина?
- Товары каких фирм рекламируются?
- Определите технику по характеристике данной в рекламе
- Как представители магазина привлекают внимание покупателей?
- Какой товар ты бы выбрал учитывая семейный бюджет?
Ситуация 1.
Вы являетесь копирайтером.Копирайтер — специалист в области написания текстов, создающий на основе творческого задания идеи и концепции текстов (а также сами тексты) для всех видов рекламы. Задача копирайтера заключается в том, чтобы кратко, доходчиво и образно сформулировать достоинства и преимущества объекта рекламы (будь то товар, услуга или общественное движение) с целью воздействия на мнение и представления потребителя (читателя, слушателя или зрителя) и побуждения его к действию (покупке, подписке, заказу и т. п.) .
Создайте рекламный слоган к данной рекламе.
Грамматические задания.
Используя словари, дайте толкование словам:
тефлоновое - ____________________________
мультиварка - ___________________________
универсальная - __________________________
Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов. Укажите однокоренные слова:
1.Слово "врач", по всей видимости, восходит к той же основе, что и глагол "врать". Современное значение существительного развилось, когда у глагола еще не было негативного оттенка. Таким образом врач — это тот, кто заговаривает, а врать в старые времена значило просто «говорить».
Когда в пушкинском "Утопленнике" отец кричит детям, принесшим ему страшную новость: "Врите, врите, бесенята!" — он употребляет слово "врать" в нашем современном смысле: "лгите еще!" А вот когда в "Капитанской дочке" отец Герасим говорит жене: "Не все-то ври, что знаешь!" — здесь "врать" вовсе не имеет смысла говорения неправды. Тут это просто "болтать", "бормотать".
Вот с этим значением и связано слово "врач". В древности оно означало: "тот, кто лечит заговорами". Придя к больному, такой ведун "врал" над ним какие-то волшебные слова-заклинания, что-то такое "баял". Потому он и получал титул "врача", или "балия". Оба эти слова значили одно: "бормотун".
Какова тема текста?
1.Врать - значит лечить.
2."Лгун" и "врач" - синонимы
3.Происхождение слова "врач".
2.Какова идея текста?
1.Рассказать, что слово "врать" имело несколько значений.
2.Рассказать, что слово "врач" произошло от слова "знать"
3.Рассказать, что слово "врач" произошло от слова "врать", то есть "говорить".
3.Определите стиль текста.
1.Разговорный
2.Научный
3.Официально-деловой
4.Художественный
5.Публицистический
4.Слово "врач", по всей видимости, восходит к той же основе, что и глагол "врать". Современное значение существительного развилось, когда у глагола еще не было негативного оттенка. Таким образом врач — это тот, кто заговаривает, а врать в старые времена значило просто «говорить».
Когда в пушкинском "Утопленнике" отец кричит детям, принесшим ему страшную новость: "Врите, врите, бесенята!" — он употребляет слово "врать" в нашем современном смысле: "лгите еще!" А вот когда в "Капитанской дочке" отец Герасим говорит жене: "Не все-то ври, что знаешь!" — здесь "врать" вовсе не имеет смысла говорения неправды. Тут это просто "болтать", "бормотать".
Вот с этим значением и связано слово "врач". В древности оно означало: "тот, кто лечит заговорами". Придя к больному, такой ведун "врал" над ним какие-то волшебные слова-заклинания, что-то такое "баял". Потому он и получал титул "врача", или "балия". Оба эти слова значили одно: "бормотун".
1.В древности врачи были необразованными, следовательно, много врали. Этим объясняется происхожение названия.
2.В древности глагол "врать" означал "говорить", в современном языке появилось еще одно значение, но уже с негативным оттенком - "обманывать".
3.В древности глагол "врать" имел иное значение, синонимичное к "говорить".Этим объясняется происхожение названия.
4.В древности "врачом" называли того, кто "лечил заговорами", поэтому слова "врач" и "знахарь" можно назвать родственными.
5.В доказательство, что глагол "врать" имеет несколько значений, в тексте приводятся аргументы из:
1.словаря синонимов
2.толкового словаря
3.этимологического словаря
4.художественной литературы
6.Фразу "Не все-то ври, что знаешь!" следует понимать как:
1."Не все говори, что знаешь!"
2."Обманывай, да не слишком!"
3."Говори, да не обманывай!"
7.Слово "врач", по всей видимости, восходит к той же основе, что и глагол "врать". Современное значение существительного развилось, когда у глагола еще не было негативного оттенка. Таким образом врач — это тот, кто заговаривает, а врать в старые времена значило просто «говорить».
Когда в пушкинском "Утопленнике" отец кричит детям, принесшим ему страшную новость: "Врите, врите, бесенята!" — он употребляет слово "врать" в нашем современном смысле: "лгите еще!" А вот когда в "Капитанской дочке" отец Герасим говорит жене: "Не все-то ври, что знаешь!" — здесь "врать" вовсе не имеет смысла говорения неправды. Тут это просто "болтать", "бормотать".
Вот с этим значением и связано слово "врач". В древности оно означало: "тот, кто лечит заговорами". Придя к больному, такой ведун "врал" над ним какие-то волшебные слова-заклинания, что-то такое "баял". Потому он и получал титул "врача", или "балия". Оба эти слова значили одно: "бормотун".
В первом абзаце вам встретилось словосочетание "негативный оттенок". Что это значит?
1.Выражение презрительности
2.Отрицательная характеристика слова
3.Ироничный смысл
8. Выберите из списка слова, являющиеся однокоренными к слову "врач". (Несколько вариантов)
1.Доврачебный
2.Врачом
3.Врачевать
4.Врачу
5.Врачебно
6.Главврач
7.Врачебный
Задание 7
Задания к тексту А. Житинского
Я решил посвятить каникулы восстановлению своих позиций и позвонил Светке. Трубку взял отец:
-- Я вас слушаю.
-- Добрый день, можно позвать Свету?
-- Добрый день! Можно.
Светка подошла и, несколько удивившись моему звонку, всё же согласилась встретиться со мной в мороженице на Большом проспекте. Денег я заранее накопил.
Светка пришла нарядная и красивая -- сил нет! В курточке такой беленькой с капюшоном, отороченным мехом.
-- Ты что, Димка, ухаживать за мной вздумал? -- смеется.
-- Вздумал, -- отвечаю.
Сели мы за столик, я мороженое принёс. Светка смотрит загадочно, глаза мерцают.
-- Хочешь, -- говорю, -- стихи послушать?
-- Давай!
И вот, пока она пирожное уплетала, я ей читанул классный китайский стих, который выучил наизусть накануне.
Дева, что вместе со мной в колеснице сидит,
Сливы цветок мне напомнила цветом ланит...
-- Чего? -- Светка спрашивает.
-- Что -- чего?
-- Цветом чего?
-- Ланит.
-- А что это такое -- "ланиты"?
Вот это номер! А я и не знаю. Когда учил стихи, пропустил мимо ушей.
Мало ли что они там в Китае придумают.
-- Неужели ты не знаешь, что такое ланиты? -- спрашиваю я, чтобы
потянуть время.
-- Не знаю, -- капризно так отвечает.
Чувствую, что если сейчас не расскажу ей всё про ланиты, уйдёт навеки. Надулась уже, ложечкой в мороженом ковыряет.
-- Сейчас я еще соку принесу, -- сказал я и поднялся.
Оглядываюсь вокруг -- и вдруг на мое счастье вижу в углу старушку за мороженым. Такие только в Петербурге встречаются, в шляпке и в очках. Бросаюсь к ней.
-- Бабушка, вы не можете мне помочь?
-- Во-первых, невежливо называть даму, пусть и пожилую, бабушкой, - говорит она. -- Во-вторых, я тебя слушаю.
-- Встретилось такое китайское слово в книжке, а я не знаю...
-- Ланиты -- это щёки, мой мальчик. И слово это -- русское, только старое.
Я бросился к Светке, поставил стаканы с соком.
-- Ну, что такое ланиты? -- она не отступает.
-- Ах, ланиты... Ну, это и ежу понятно. Ланиты -- это щеки.
По-древнерусски.
-- Правда? -- удивилась она и даже пощупала свои щёки.
В общем, вышел я из трудного положения и значительно укрепил свою
репутацию посредством китайских стихов и русских ланит. Светка рассталась
со мною задумчивая. Что-то я заронил в её душу.
(По А.Житинскому)
Виктория Туйск Елена Рогозева Людмила Шепелева
Задания к тексту А. Житинского
1. О чём этот текст? выбери правильный вариант ответа. Отметь его значком +
А. Текст рассказывает о взаимоотношениях юноши и девушки. Б. Текст рассказывает о проблемах “отцов и детей”. В. Текст рассказывает о том, как знания могут выручить человека в трудной ситуации.
- Какой из предложенных тобой заголовков ты считаешь самым удачным? Отметь его во второй графе знаком +.
3. Продолжи фразу.
А. Девушку зовут _____________________________________________________________. Б. Мороженица находилась на ______________________________________.___________. В. Девушка была одета в ______________________________________________________. Г. Юноша решил поразить девушку _____________________________________________. Д. Слово “ланиты” означает ____________________________________________________.
4. Оцени утверждения. Поставь знак “+”, если утверждение верное, знак “-”, если утверждение неверное, V - если в тексте нет информации.
А. Действие происходит во время летних каникул. Б. Света блондинка. В. Действие происходит в Москве. Г. Герою помогла пожилая дама. Д. Димка читал девушке сонеты Шекспира.
5. Используя слова для справок, заполни таблицу
разговорные
нейтральные
книжные
Слова для справок: уплетать, классный, стих, ланиты, посредством (стихов), придумают, ковыряет, навеки, надулась, читанул, выучил, дева, согласилась, колесница, шляпка, заранее. 6. Найди соответствия. Соедини стрелками.
пропустить мимо ушей выпутаться
ежу понятно прослушать
выйти из трудного положения очень просто
7. Подумай и ответь на вопросы:
А. Докажи, используя текст, что Света очень нравилась Диме. Приведи не менее 3-х аргументов.
Сегодня, в каждой квартире имеется телевизор, но не все знают и понимают, как правильно за ним ухаживать, чтобы он как можно дольше служил. Что же для этого нужно? Правильно использовать телевизор не так уж сложно, главное, начать заботиться о нем сразу, после того, как только принесли покупку домой.
Первое, что необходимо сделать – выбрать для LCD телевизора самое подходящее место. Как правило, телевизор устанавливается на одно определенное место, причем он должен стоять так, чтобы на его экран не попадали прямые солнечные лучи. Кроме того, телевизор должен стоять как можно дальше от нагревательных приборов, находящихся в комнате. Очень важным фактором при установке телевизора является достаточное расстояние от вентиляционных отверстий, необходимо, чтобы данные отверстия не были ничем закрыты. В случае невыполнения данного требования неизбежным станет перегрев. Если неприятность с телевизором все-таки произошла, самостоятельно произвести ремонт лучше не пытаться, так как это может привести к самым тяжелым последствиям, ведь для ремонта телевизора потребуется не только опыт мастера, но и соответствующее оборудование. При уходе за LCD телевизором необходимо следовать рекомендациям технической документации, которые являются вполне осуществимыми. Телевизор следует в обязательном порядке выключать после шести часов непрерывной работы. Часто включать и выключать устройство не рекомендуется, интервал должен составлять хотя бы 15 секунд. Кроме того, экран телевизора необходимо оберегать от ударов. Чтобы телевизор всегда выглядел, как новый не стоит прикасаться к экрану пальцами, лучше вообще взять за правило лишний раз его не трогать, так как на нем тут же становятся видны отпечатки пальцев, он быстро становится грязным, и приходится думать о том, как его правильно почистить.
Отметьте верные утверждения значком √.
Телевизор должен стоять как можно дальше от нагревательных приборов.
Рекомендуется часто включать и выключать устройство
Телевизор следует в обязательном порядке выключать после шести часов непрерывной работы
Телевизор устанавливается на одно определенное место, причем он должен стоять так, чтобы на его экран не попадали прямые солнечные лучи.
Вентиляционные отверстия телевизора необходимо плотно закрыть.
Заполните
достоинства
недостатки
на улучшение
если не было этого предмета
Ситуация 1.
Вы являетесь владельцем магазина бытовой техники. Дайте рекламное объявление в газету «Айна» об открытии вашего магазина.
Ситуация 2.
Вам необходимо продать телевизор известной фирмы. Разместите объявления в различные СМИ: газета «Айна», сайты «MANO.KZ», «OLX»
Выполни грамматические задания:
Определи части речи
Телевизор - ____________________
Необходимо - __________________
Определенное - _________________
Устанавливается - _______________
Подбери синонимы из текста:
Хранить – ___________________
Соединение - ________________
Увлекательный - _____________
Находиться - ________________
. Подберите антонимы из текста:
Включать - _____________________
Иногда - _______________________
Ближе - ________________________
Отдых - ________________________
Найдите предложение с однородными членами предложения и сделайте синтаксический разбор.
Задание 9
Ознакомьтесь с содержанием текста и придумайте 2-3 заголовка.
Перед вами несколько советов, выполнение которых избавит от досадных поломок ноутбука.
Не стоит кушать или пить, работая за ноутбуком. Попадание жидкости или частичек пищи в ноутбук может привести к эрозии токовых дорожек на материнской плате, а также к их замыканию. Пользоваться устройством, когда на него попадают прямые солнечные лучи, например на пляже, крайне опасно, так как они максимально негативно влияют на кристаллы матрицы дисплея. Ноутбук – это тонкое, высокотехнологичное устройство, ему противопоказаны сильные встряски, поэтому при транспортировке, он должен находиться в специальной сумке для ноутбука, у которой плотные противоударные стенки. Неосмотрительная сильная вибрация или удар могут дорого обойтись портативному компьютеру. Типичной поломкой в таком случае зачастую бывает повреждение матрицы и винчестера, ремонт которых обойдется не дешево. Не рекомендуется работать с ноутбуком на ворсистых поверхностях, так как пыль, ворсинки или того хуже, шерсть вашего домашнего питомца со временем приведут к засорению системы охлаждения, что чревато перегревом, нестабильной работой, а в худшем случае - к замыканию. Если ноутбук выключен, необходимо также отключать от электросети сетевой адаптер. Не стоит оставлять без нагрузки включенным в сеть блок питания. Если сетевой адаптер к мобильному компьютеру не подключен, а подключен к сети электропитания, он все равно работает, при этом ресурс работы блока питания ограничен. Во время грозы электропитание лучше не использовать, а работать на ноутбуке от аккумуляторной батареи, так как перенапряжение в электросети наверняка приведет к кратковременным, но очень болезненным броскам тока. Это в свою очередь выведет из строя сетевой адаптер. Хранить ноутбук желательно подальше от маленьких детей, которым свойственно дергать за все, что попадается под руку, в том числе и кабель, что повлечет падение дорогостоящего устройства. Не стоит доверять разборку или ремонт ноутбуков дилетантам. Кроме того, пытаться отремонтировать ноутбук самому также не стоит, ведь без специального оборудования, инструмента и опыта – ничего не получится. При обнаружении проблем в работе аппаратной части ноутбука, не сомневаясь, немедленно обращайтесь за помощью к мастерам сервисного центра.
Используя текст, заполните таблицу.
Правила эксплуатации ноутбука
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Заполните
достоинства
недостатки
Определите жанр получившегося текста.
Задание 10
Ознакомьтесь с текстом.
Среди самых распространенных моделей различают напольные, настольные и потолочные вентиляторы. Они отличаются конструкцией, мощностью и функциональным обеспечением.Первый вид охладителей воздуха – это настольный вентилятор. Он обладает такими характеристиками как небольшие габариты, малая мощность и малый радиус действия. Его можно устанавливать на любой поверхности (стол, сервант, тумба), есть модели с гибкой ножкой-прищепкой, которую можно прицепить хоть к спинке кресла. Такой вентилятор легко переносить с места на место. Но он ограничен по функциям и имеет, как правило, одно рабочее положение или поворачиваются только на 900. Еще один тип – это потолочные вентиляторы. Они не пользуются таким спросом среди устройств для дома, так как предполагают наличие высоких потолков. Конечно, их тоже покупают, ведь их можно установить как под самым потолком, так и, по возможности, на длинном висящем проводе. Плюсом этого вида является то, что они не занимают места в комнате и имеют большую мощность.А самый популярный и ходовой – это напольный вентилятор. С его помощью можно обеспечить прохладным воздухом не только рабочее место, но и целую комнату. В отличие от настольного вентилятора, он имеет высокую ножку, благодаря чему, его можно ставить на пол. Лопасти данных моделей в 1,5-2,5 раза превышают длину лопастей настольного вентилятора, соответственно, он способен обдувать большее пространство. Высота такого вентилятора может регулироваться как на уровень сидячего человека, так и на большую высоту. Функциональный набор тут довольно широкий и предлагает массу удобств. Среди них присутствуют: работа при любом угле поворота, много режимов обдува и скоростей.
«Нужно или нельзя?». Заполните таблицу словами и словосочетаниями из текста.
Нужно
2.нельзя
Выполните задание.
Составьте связный текст, используя предложенные слова, и озаглавьте его . Значение незнакомых слов найдите, используя интернет и другие источники информации.(Фиксаторы решетки, винт фиксации лопастей, лопасти, корпус вентилятора, вал электромотора, панель управления, пульт дистанционного управления, выдвижная штанга, стойка, фиксатор выдвижной штанги, подставка.)
Определите жанр получившегося текста.
Если у вас остались неиспользованные слова, объясните, почему вы не сумели ими воспользоваться.