Просмотр содержимого документа
«Задания функциональной грамотности»
Задания функциональной грамотности
Макарова Л.А. Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Берёзовка
Задание 1 О каком органе говорится в загадке и почему?
«Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу»
Используя каракатицу в качестве образца, ученые из Массачусетского технологического университета разрабатывают недорогой, но технологически прогрессивный экран, способный отображать огромное количество цветов.
Задание 3 Ответьте на вопросы к тексту
Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом некоего графа , которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал: «Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать такой вид оружия?
Ответ Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое.
Задание 4 Найди биологическую ошибку в предложенном тексте.
М. Митчел, роман «Унесённые ветром»
«…Эти люди занимались тем же,что и канюки, обгладывающие падаль. Они издали чуют место, где можно нажраться до отвала».
Ответ:Ошибка: канюк или сарычи́ — род хищных птиц семейства ястребиных. питается не падалью, а живыми мышами (ловит их), чем приносит пользу человеку.
Задание 5 Реши задачу:
Число видов вредителей, поедаемых лягушками и жабами, в два-три раза выше, чем у насекомоядных птиц. Они не отказываются от насекомых с неприятным запахом и вкусом, например от личинок колорадского жука, которых не едят птицы. Они лучше птиц ловят насекомых, окраска которых сливается с фоном. За сутки лягушка съедает 1-2 г пищи, жаба- до 8 г. Было подсчитано, что за лето травяная лягушка съедает около 1300 насекомых - вредителей садов и огородов. Посчитайте, сколько будет уничтожено популяцией лягушек численностью 700 особей за 2 года?
Ответ
Дано:1лягушка-1300 особей за (1 сезон-год)
Вопрос: сколько уничтожат 700 особей за 2 года. т.е сезона?
Решение :
1300*700*2=1820000 вредителей
Ответ: 1820000 вредителей
Задание 6
Представьте себя яблоком, опишите от его имени цикл развития цветковых растений.
«Здравствуйте, меня зовут Золотое яблочко! Но живу я вовсе не на блюдечке с голубой каёмочкой, а на красивом цветковом растении - дереве-яблоньке. Мое заветное желание тоже стать яблоней. Сначала я выращу семечки и я с ними упадем на землю, семечки прорастут. Потом появятся листья и вырастут побеги. Я вот стану прекрасным цветущим и пахнущим деревом. На моих стволах после цветения завяжутся и созреют плоды-такие же Золотые яблочки как я. И все повториться вновь..»
Для покрытосеменные, или же, цветковых растений характерно двойное оплодотворение, в результате которого образуется зародыш с диплоидным набором хромосом. Выделяют несколько стадий развития многих цветковых растений. 1) Первая стадия - это прорастание семян. 2) Вторая стадия - это появление листочков. 3) Третья стадия- это образование побегов. 4) Четвертая стадия- это цветение растения. 5) Пятая стадия - это образование плодов у растения. 6) Созревание семени растения.
Задание 7
В Древней Греции существовала легенда о красавице – ткачихе Арахне, которая в соревнованиях выткала свою ткань не хуже, чем сама Афина. За неслыханную дерзость (не шутка - состязаться с богами !) Афина не признала работу девушки. В отчаянии Арахна хотела повеситься, но мстительная богиня не дала девушке этого сделать и превратила ее в животное, постоянно плетущее паутину. Назовите это животное. Каково его систематическое положение? Приведи пример.
Ответ : Паук
Согласно систематикепаукообразные относятся к подтипу Хелицеровые. Их строение является отражением приспособления к суровым наземным условиям, где высока вероятность пересыхания, и самый ценный ресурс - вода. В число паукообразных входят отряды: скорпионы, пауки и клещи. Изучает пауков наука - арахнология . Большинство паукообразных - хищники, питающиеся насекомыми.
Пример: паук с белыми или светло-коричневыми пятнышками, расположенными на верхней части брюшка в виде креста. Царство-животные, надцарство- ядерные , подцарство-многоклеточные, тип –членистоногие, подтип-хелицеровые., класс-паукообразные.Относится к отряду пауки, подотряду аранеоморфные пауки, семейству кругопряды , роду крестовики , вид паук-крестовик.
Задание 8 Прочитайте текст и выполните задание.
Взаимосвязь органов в растительном организме
Организм растения представляет собой целостную систему, главными составляющими которой являются три уровня биологической организации: клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные – находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса. В то же время синтез сложных органических веществ в корнях невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и подземной частей растения. Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов. Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зелёный, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяемый созревающими семенами при дыхании.
Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы.
Что называется органом растения?
В чём различие вегетативных и генеративных органов растения?
Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения?
Ответы :
Орган – это уровень биологической организации, выполняющий определённую функцию и связанный с другими частями неразрывными связями;
Вегетативные органы обеспечивают питательными веществами (а также водой и минеральными солями) весь организм, а генеративные органы предназначены для полового (семенного) размножения растений;
Питание цветка, а затем и плода осуществляется с помощью особого приспособления – цветоножки (плодоножки), по которой питательные вещества из корней и листьев поступают в цветок, а затем и в плод.