Задания для работы с художественными текстами, представленными в разделе «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Название, автор | Задания | Умение |
Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» | 1.Восстанови последовательность событий, опираясь на строчки из произведения: «Митя - художник. Но работает не краской, не кистями»; «Митя с жаром принялся за дело»; «У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела»»; «Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок»; «Мастер долго любовался работой,, потом молча, обнял Митю...»; «В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться» | Понимать фактическое содержание текста |
Подумай, почему бабушка назвала Митю художником? Найди лексическое значение слово «художник» в словаре И. Ожегова. Обоснуй свой ответ, опираясь на лексическое значение данного слова. | Понимать подтекст произведения |
Исходя из заглавия и иллюстраций рассказа, предугадай, как может развиваться сюжет произведения. | Осознавать собственный смысл прочитанного |
Составь список правил (2 -3 предложения) исходя из того, чему учит данное произведение. | Давать собственную оценку текста |
Сформулируй свой вывод по прочитанному произведению. Подбери пословицу, которая раскрывает мораль произведения. | Преобразовывать информацию и интерпретировать |
А. Платонов «Цветок на земле». | 1. Выбери верное утверждение: Дедушка повёл Афоню к речке Афоня сразу понял посыл дедушки про цветок Афоня после рассказа дедушки собрал охапку жёлтых цветов и отнёс их в аптеку. | Понимать фактическое содержание текста |
Выбери пословицы, которые подходят для определения главной мысли рассказа. Объясни свой выбор. «Жизнь без цели - пустая жизнь. «Живи для людей, а не для себя.» «Не тот прожил большую жизнь, кому много лет, а тот, кто много сделал». | Понимать подтекст произведения |
Определи свое отношение к герою. Найди в тексте слова, которые помогут тебе доказать свою точку зрения | Осознавать собственный смысл прочитанного |
Расскажи о том, что ты чувствовал, читая текст рассказа Опиши свои эмоции с помощью прилагательных, представленных в тексте. | Давать собственную оценку текста |
5.Составь синквейн по прочитанному рассказу. Для актуализации знаний учащихся: 1 строка. Тема -1 слово (имя существительное) 2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное) 3 строка. Описание действия-3 слова (глагол). 4 строка. Отношение к теме - фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.). 5 строка. Суть темы -1 слово (синоним). | Преобразовывать информацию и интерпретировать |
А. Платонов «Ещё мама» (в сокращении) | Объясни значение слова «ступай», исходя из содержания текста. Сравни лексическое значение данного слова (словарь И.Ожегова)с твоим объяснением. Есть ли различия или сходства в формулировке понятий? Как ты думаешь, почему автор использовал это значение слова? | Понимать фактическое содержание текста |
Заполни таблицу перед прочтением произведения и после Что я узнаю из данного произведения | Что я нового узнал после прочтения произведения | | | | Понимать подтекст произведения |
Отметь в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя. Прочитай их вслух. Почему герой испытывал данные эмоции? Какие бы эмоции ты испытывал в описанных ситуациях? | Осознавать собственный смысл прочитанного |
Объясни, почему бы ты бы посоветовал прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаешь ли ты, прочтение данного рассказа полезным? Обоснуй ответ. | Давать собственную оценку текста |
Выбери фразу из рассказа, раскрывающую главную мысль произведения. Обоснуй свою точку зрения | Преобразовывать информацию и интерпретировать |
М. Зощенко «Золотые слова» (в сокращении) | 1.Раздели рассказ на основные части сюжета. Составь план рассказа. | Понимать фактическое содержание текста |
Объясни, как ты понимаешь, почему «золотые слова» надо записать в своём сердце? | Понимать подтекст произведения |
3.Найди в тексте слова и строки, которые передают слияние разных чувств: радость, тревогу. Почему герои испытывают такие чувства? | Осознавать собственный смысл прочитанного |
4. Приведи примеры из текста, с помощью, каких художественно - выразительных средств автору удалось передать атмосферу рассказа. | Давать собственную оценку текста |
5.Составь краткий вывод по прочитанному, выделяя тему, идею, главную мысль рассказа . | Преобразовывать информацию и интерпретировать |
М. Зощенко «Великие путешественники» | 1. Внимательно послушай рассказ (аудио или прочтение учителем), выясни конкретное содержание произведения, проанализируй мотивы поведения действующих лиц, установи идею произведения. | Понимать фактическое содержание текста |
2. Приведи 5 примеров того, что плохого могло случиться с детьми в путешествии. | Понимать подтекст произведения |
3.Предположи, как автор относится к героям рассказа. Обоснуй свою точку зрения с опорой на текст. | Осознавать собственный смысл прочитанного |
4. Нарисуй плакат к рассказу, на котором обозначь главную мысль произведения? Например: | Давать собственную оценку текста |
5. Опиши, какими ты представляешь героев рассказа и объясни, как ты понимаешь причины их поступков. | Преобразовывать информацию и интерпретировать |