~~Пояснительная записка.
Единый государственный экзамен и государственная итоговая аттестация плавно вошли в нашу жизнь.
Мы с коллегами попытались выделить проблемы, с которыми столкнулись участники образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ:
• Экзаменуемый не всегда понимает специфику задания: неправильно прочитанное и не понятое учеником задание приводит к фактическим ошибкам;
• Экзаменуемый иногда упрощенно понимает задание. Его суждения поверхностны, неточны;
• Экзаменуемый не соотносит ответ на вопрос с поставленной задачей;
• Экзаменуемый затрудняется в формулировании и комментировании проблемы исходного текста, и как следствие – не умеет выделить тему и основную мысль;
• Экзаменуемый не может аргументировать свое мнение по проблеме, опираясь на знания художественной, публицистической, научной литературы и личный жизненный опыт;
• Экзаменуемый не всегда видит авторскую позицию;
Из вышеизложенного можно сделать вывод: узкопредметные умения и навыки не дают выпускнику возможности использовать полную информацию о тексте, что говорит о низком уровне читательской культуры.
Передо мной, как и перед всеми учителями, остро встали вопросы: Как же помочь ученику добиться оптимального уровня осознанности чтения? Какие резервы обучения можно здесь использовать?
Существует огромное количество традиционных форм и видов работы: звуковые разминки (работа над артикуляцией), словарные разминки, ведение читательских дневников, минутки чтения, домашнее чтение, библиотечные часы, проектная деятельность, различные тренировочные упражнения.
Я предлагаю вашему вниманию созданные мной тренажеры по чтению.
Так как работаю я во 2 классе, то и тренажеры созданы с учетом уровней восприятия младшего школьника:
• репродуктивный уровень (восприятие сюжета без творческой переработки и проникновения в образное содержание)
• эмоционально-сюжетный уровень (ярко выраженное эмоциональное отношение к героям)
• интуитивно-художественный уровень (полное восприятие произведения и умение руководствоваться художественным чувством при выборе произведения)
• осознанно-художественный уровень (умение владеть процессами анализа и синтеза, осознание произведения как искусства слова)
Методика работы с тренажерами.
1. Целевой ориентир дается детям на первом слайде.
2. Текст подбираю в зависимости от темы урока. Тем самым выхожу на проблему, постановку учебных задач, а главное, на личностный результат.
3. В начале работы дети читают выведенный на экран текст.
4. Учитель дает детям время на осознание прочитанного.
5. Мудрая сова задает вопрос: готов ли ты поработать по содержанию. Иногда ребята просят для полного осмысления перечитать текст еще раз.
6. В каждом тренажере содержатся вопросы на внимание, на выявление уровня восприятия текста. Работая с тренажером, мы определяем тему, основную мысль, идею. (проблемы, с которыми сталкиваются выпускники школы).
7. Если того требует цель урока, то и речевую гимнастику рекомендую проводить на материале тренажера.
Убеждена, что такая работа необходима и своевременна, так как она способствует формированию универсальных учебных действий, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения
1. Личностные действия:
- Личностное самоопределение
- Смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня работа)
? нравственно-этическое оценивание (личностный моральный выбор)
2. Регулятивные действия:
? целеполагание (о чем я упоминала выше)
? прогнозирование (предвосхищение результата действий)
? волевая саморегуляция (способность к волевому усилию)
3. Познавательные действия:
? общеучебные универсальные действия (выделение познавательной цели, поиск и применение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевых высказываний, контроль результатов действия, смысловое чтение)
? логические универсальные действия (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство и др.)
4. Коммуникативные действия:
? планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками
? постановка вопросов
? владение монологической и диалогической формами речи.
Для меня очень важно, чтобы уроки литературы становились для ребят миром бесконечным, ярким, манящим, чарующим, прикоснувшись к которому, ребёнок уже не в силах оторваться от невзрачной на вид книжки в сереньком переплёте.
Желаю успехов!