kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование тренажеров для формирования читательской культуры младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Пояснительная записка.
Единый государственный экзамен и государственная итоговая аттестация плавно вошли  в нашу жизнь.
Мы с коллегами попытались выделить проблемы, с которыми столкнулись участники образовательного процесса  при подготовке к ЕГЭ:
• Экзаменуемый не всегда понимает специфику задания: неправильно прочитанное и не понятое учеником задание приводит к фактическим ошибкам;
• Экзаменуемый иногда упрощенно понимает задание. Его суждения поверхностны, неточны;
• Экзаменуемый не соотносит  ответ на вопрос с поставленной задачей;
• Экзаменуемый затрудняется в формулировании и комментировании проблемы исходного текста, и как следствие – не умеет выделить тему и основную мысль;
• Экзаменуемый  не может аргументировать свое мнение по проблеме, опираясь на знания художественной, публицистической, научной  литературы и личный жизненный опыт;
• Экзаменуемый не всегда видит авторскую позицию;
 Из вышеизложенного можно сделать вывод: узкопредметные умения и навыки не дают выпускнику возможности использовать полную информацию о тексте, что говорит о низком уровне читательской культуры.
 Передо мной, как и перед всеми учителями,  остро встали вопросы: Как же помочь ученику добиться оптимального уровня осознанности  чтения? Какие резервы обучения можно здесь использовать?
 Существует огромное количество традиционных  форм и видов работы: звуковые разминки (работа над артикуляцией), словарные разминки, ведение читательских дневников, минутки чтения, домашнее чтение, библиотечные часы, проектная деятельность, различные тренировочные упражнения.
 Я предлагаю вашему вниманию созданные мной тренажеры по чтению.
Так как работаю я во 2 классе, то и тренажеры созданы с учетом уровней восприятия младшего школьника:
• репродуктивный уровень (восприятие сюжета без творческой переработки и проникновения в образное содержание)
• эмоционально-сюжетный уровень (ярко выраженное эмоциональное отношение к героям)
• интуитивно-художественный уровень (полное восприятие произведения и умение руководствоваться художественным чувством при выборе произведения)
• осознанно-художественный уровень (умение владеть процессами анализа и синтеза, осознание произведения как искусства слова)
 
  Методика работы с тренажерами.
1. Целевой ориентир дается детям на первом слайде.
2. Текст подбираю в зависимости от темы урока. Тем самым выхожу на проблему, постановку учебных задач, а главное,  на личностный результат.
3. В начале работы дети читают выведенный на экран текст. 
4.  Учитель дает детям время на осознание прочитанного.
5.   Мудрая сова задает вопрос: готов ли ты поработать по содержанию. Иногда ребята просят для полного осмысления перечитать текст еще раз. 
6. В каждом тренажере содержатся вопросы на внимание, на выявление уровня восприятия текста. Работая с тренажером, мы определяем тему, основную мысль, идею. (проблемы, с которыми сталкиваются выпускники школы).
7. Если того требует цель урока, то и речевую гимнастику рекомендую проводить на материале тренажера.
 Убеждена, что такая  работа необходима и своевременна, так как она способствует формированию  универсальных учебных действий, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения
1. Личностные действия:
- Личностное самоопределение
- Смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня работа)
? нравственно-этическое оценивание (личностный моральный выбор)
2. Регулятивные действия:
? целеполагание (о чем я упоминала выше)
? прогнозирование (предвосхищение результата действий)
? волевая саморегуляция (способность к волевому усилию)
3. Познавательные действия:
? общеучебные универсальные действия (выделение познавательной цели, поиск и применение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевых высказываний, контроль результатов действия, смысловое чтение)
? логические универсальные действия (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство и др.)
4. Коммуникативные действия:
? планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками
? постановка вопросов
? владение монологической и диалогической формами речи.
Для меня очень важно, чтобы уроки литературы становились для ребят миром бесконечным, ярким, манящим, чарующим, прикоснувшись к которому, ребёнок уже не в силах оторваться от невзрачной на вид книжки в сереньком переплёте.

Желаю успехов!

 

Просмотр содержимого документа
«Использование тренажеров для формирования читательской культуры младших школьников »

МОУ «Бродовская средняя общеобразовательная школа» Ворончихина Ольга Николаевна, учитель начальных классов

МОУ «Бродовская средняя общеобразовательная школа»

Ворончихина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют умные книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных законов и благочестивых правил…»  Ян Амос  Коменский

«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют умные книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных законов и благочестивых правил…» Ян Амос Коменский

Экзаменуемый:

Экзаменуемый:

  • не всегда понимает специфику задания;
  • упрощенно понимает задание;
  • не соотносит ответ на вопрос с поставленной задачей;
  • затрудняется в формулировании и комментировании проблемы исходного текста;
  • не может аргументировать свое мнение по проблеме;
  • не всегда видит авторскую позицию.
Традиционные формы и виды работы:

Традиционные формы и виды работы:

  • звуковые разминки;
  • словарные разминки;
  • тренировочные упражнения;
  • минутки чтения;
  • домашнее чтение;
  • библиотечные часы;
  • проектная деятельность и др.
Тема:  «Использование тренажеров для формирования читательской культуры младших школьников».

Тема:

«Использование тренажеров для формирования читательской культуры младших школьников».

Цель:  достижение уровня читательской компетентности и общего речевого развития, необходимых для продолжения образования.

Цель:

достижение уровня читательской компетентности и общего речевого развития, необходимых для продолжения образования.

Задачи: 1. Формирование механизма активного восприятия текстов, выражающегося в личностном отношении, оценках и понимании смысла. 2. Развитие образной эмоциональной сферы и социального опыта читателя.

Задачи:

1. Формирование механизма активного восприятия текстов, выражающегося в личностном отношении, оценках и понимании смысла.

2. Развитие образной эмоциональной сферы и социального опыта читателя.

Причины неудовлетворительного восприятия художественного текста:

Причины неудовлетворительного восприятия художественного текста:

  • возрастающий ритм жизни;
  • внедрение в быт ребёнка телевидения и компьютера;
  • фрагментарное отрывочное чтение.
Уровни восприятия младшего школьника:

Уровни восприятия младшего школьника:

  • репродуктивный;
  • эмоционально-сюжетный;
  • интуитивно-художественный;
  • осознанно-художественный уровень.
Тренажер – система тренировочных упражнений.

Тренажер – система тренировочных упражнений.

Пузырь, Соломинка и Лапоть (Русская народная сказка) читай внимательно

Пузырь, Соломинка и Лапоть

(Русская народная сказка)

читай внимательно

Жили три друга – Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Жили три друга – Пузырь, Соломинка и Лапоть.

художественное слово

художественное слово

Я предлагаю тебе очутиться в мире художественного слова.  Не спеши.  Читай вдумчиво, постарайся представить то, о чем ты читаешь.

Я предлагаю тебе очутиться в мире художественного слова.

Не спеши.

Читай вдумчиво, постарайся представить то, о чем ты читаешь.

ТРЕНАЖЁР ПО ЧТЕНИЮ Читаем внимательно   Ворончихина Ольга Николаевна,  учитель начальных классов

ТРЕНАЖЁР

ПО ЧТЕНИЮ

Читаем внимательно

Ворончихина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

Стоял на горе дом.

Стоял на горе дом.

Жили в доме том люди.

Жили в доме том люди.

Все было в доме – богатство и порядок. Только не было в нем счастья.

Все было в доме – богатство и порядок. Только не было в нем счастья.

Однажды зазвучали в доме детские голоса и детский смех.

Однажды зазвучали в доме детские голоса и детский смех.

Вечером из окон дома лилась тихая песня «Спи, моя радость, усни…»

Вечером из окон дома лилась тихая песня «Спи, моя радость, усни…»

ПРИВЕТ, ДРУЖОК! Давай проверим, насколько внимательно ты читал рассказ?

ПРИВЕТ, ДРУЖОК!

Давай проверим, насколько внимательно ты читал рассказ?

Где стоял дом?

Где стоял дом?

Кто жил в доме?

Кто жил в доме?

Как вы думаете, почему в доме не было счастья?

Как вы думаете, почему в доме не было счастья?

Что зазвучало в доме?

Что зазвучало в доме?

Можно ли сказать, что в доме поселилось счастье?

Можно ли сказать, что в доме поселилось счастье?

Почему по вечерам из окон дома лилась тихая песня?

Почему по вечерам из окон дома лилась тихая песня?

Спи , моя радость, усни.

Спи , моя радость, усни.

Спи, моя радость , усни.

Спи, моя радость , усни.

Выбери подходящие слова:  С какими чувствами мама поет эти песенки?  нежно  сердито  ласково  с любовью  тоскливо  грустно

Выбери подходящие слова:

С какими чувствами мама поет эти песенки?

нежно

сердито

ласково

с любовью

тоскливо

грустно

Определение силы голоса очень громко – громко – средняя громкость – тихо – очень тихо  Выбор эмоциональной окраски голоса (тембр): низким голосом – обычным голосом – высоким голосом

Определение силы голоса

очень громко – громко – средняя громкость – тихо – очень тихо

Выбор эмоциональной окраски голоса (тембр):

низким голосом – обычным голосом – высоким голосом

Определение силы голоса очень громко – громко – средняя громкость – тихо – очень тихо  Выбор эмоциональной окраски голоса (тембр): низким голосом – обычным голосом – высоким голосом

Определение силы голоса

очень громко – громко – средняя громкость – тихо – очень тихо

Выбор эмоциональной окраски голоса (тембр):

низким голосом – обычным голосом – высоким голосом

Информационный поиск

Информационный поиск

  • 1 ряд – люлька
  • 2 ряд – зыбка
  • 3 ряд - тятя
Формирование универсальных учебных действий:  1. Личностные действия:  - личностное самоопределение;  - смыслообразование;  -нравственно-этическое оценивание. 2. Регулятивные действия:  -целеполагание;  -прогнозирование;  -волевая саморегуляция.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные действия:

- личностное самоопределение;

- смыслообразование;

-нравственно-этическое оценивание.

2. Регулятивные действия:

-целеполагание;

-прогнозирование;

-волевая саморегуляция.

3. Познавательные действия:  -общеучебные;  -логические. 4. Коммуникативные действия:  -планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками;  -постановка вопросов;  -владение монологической и диалогической формами речи.

3. Познавательные действия:

-общеучебные;

-логические.

4. Коммуникативные действия:

-планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками;

-постановка вопросов;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Содержание диска:

Содержание диска:

  • Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и лапоть»
  • Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха»
  • Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
  • «Разве это прятки…»
  • Колыбельные
  • А. Терехов «Сказка о дружбе»
  • М. Исаковский «Ветер»
  • Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»
Речевые и коммуникативные умения

Речевые и коммуникативные умения

Познавательные умения

Познавательные умения

Общеучебные знания, умения, навыки

Общеучебные знания, умения, навыки

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Использование тренажеров для формирования читательской культуры младших школьников

Автор: Ворончихина Ольга Николаевна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108677

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства