Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственности и духовности школьников средствами русского языка и литературы.»
Каримова Л.А.
МАОУ «СОШ №10» ГО Ревда
Воспитание нравственности и духовности школьников средствами
русского языка и литературы
Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования, концепция духовно-нравственного развития и воспитания ориентирует школу на формирование личностных результатов образования, в том числе и на развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из приоритетных в деятельности образовательного учреждения, а в современных условиях она приобретает особое значение.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». В. И. Даль толковал мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
В собственной педагогической деятельности в качестве девиза принимаю слова В. А. Сухомлинского, который говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Многим знакомо еще одно его знаменитое высказывание: «Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». В наше время школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Я считаю, что центральная роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит учителю и зависит от его жизненной позиции, отношения к ученикам, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях, учета психологических особенностей школьников. И самое главное - отсутствия равнодушия.
В данный момент времени существует масса форм, методов, приемов педагогической деятельности, способствующих воспитанию нравственности и духовности, расскажу лишь о некоторых. На мой взгляд, одной из интересных форм, способствующих формированию духовно-нравственных качеств, является проведение в образовательном учреждении Дня одной темы. Каждый учитель-предметник разрабатывает и проводит в этот день урок на тему, которая красной нитью проходит через все уроки по расписанию. Например, День Героев Отечества, День Защитников Отечества. Каждый учитель – математик, филолог, биолог готовит содержание урока в соответствии с заявленной темой дня.
Считаю, что уроки русского языка и литературы обладают высоким потенциалом для развития и формирования у подрастающего поколения общечеловеческих ценностей, нравственной культуры. Поэтому именно на этих уроках проще всего реализовывать общую для всех тему. Необходимо урок, заявленный в соответствии с планированием, выстраивать в соответствии с единой для всех темой дня. Так на уроке русского языка при изучении темы «Чередование гласных в корне» словарную работу проводила в форме викторины. Задания на повторение были связаны с отгаданными словами:
Вопрос: О каком воинском подвиге напоминает нам дистанция марафонского бега? Запись учеником на доске: В Афинах воин успел только произнести: “Радуйтесь, греки, мы победили!”Вопрос: Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам. Ее носили с 10 по 17 века, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка? (Кольчуга). Запись на доске: Кольчуга - рубашка из множества железных колец. Найти слова с вариантами морфем. Морфемный разбор существительного “рубашка”. Вопрос: Этот человек, родившийся хилым и болезненным, с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Десять лет прослужил простым солдатом, а закончил генералиссимусом (Суворов). Задание: Составьте и запишите предложение, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. (и т.п.). В качестве дидактического материала использовала тексты о детях Великой Отечественной войны: Вале Котик, Марате Казее. Урок литературы в 5 классе было гораздо проще привести в соответствие с темой дня, так как текущий по планированию урок предполагал знакомство с балладой М.Ю.Лермонтова «Бородино». При изучении этого произведения учащиеся раскрывали мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага. На уроке происходила беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике боев на Кавказе. Главным при анализе баллады являлся ответ на вопрос: «Почему чувства участников далёких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Также в своей работе я использую такие методы, как беседа, рассказ, дискуссия, объяснение, диспут, работа с книгой, метод примера. Беседа помогает привлечь учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. Диспут и дискуссии помогают формировать суждения, дают возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей, учат мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины. На уроках литературы использую элементы технологии проведения дебатов. Так, при изучении произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль» можно предложить учащимся разбиться на две команды и составить словесный портрет госпожи Простаковой. Опираясь на текст комедии, одна команда называет положительные стороны её характера (сильно любит сына, готова для него на все, сильная волевая женщина, способна сама принимать решение, одна управляет именем), а другая - отрицательные (корыстная, властолюбивая, деспотичная, по варварски относится к крепостным слугам, постоянно ругается, безнравственная, речь лишена логики, говорит отрывисто, часто переходит на крик, искажает слова, не умеет читать, невежественная, лицемерная, коварная, изворотливая, не умеет переживать, сочувствовать, признает лишь право сильного, грубая. Какая же команда была более убедительной и привела веские аргументы - решает судья. Подобные уроки проводила при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»(образы Ноздрёва, Чичикова), романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»(образ Печорина).
Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удаётся в учёбе и что не удаётся. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабых учеников, убивая у них жизнерадостность. Оценка оказывает воздействие на мотивацию учащихся. В работе я использую различные упражнения и приёмы для развития мотивации, стараюсь создать ситуацию успеха. Например, приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что…». Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников.
Одним из сильных мотивирующих средств является освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля. Поэтому заблаговременно сообщаю информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания».
В старших классах практикую «Защитный лист». Перед уроком на столе лежит лист, куда каждый ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, я могу держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников, формирует чувство ответственности, набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями. Также в своей работе использую кредит доверия. В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности, использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование нравственных качеств личности. Таким образом, через практическую деятельность, через внутренние переживания можно формировать общечеловеческие ценности, поэтому в образовании приоритетным становится деятельностный подход, который я пытаюсь осуществлять на уроках русского языка и литературы.
Развитию духовно-нравственных качеств также способствует участие детей в различных конкурсах, конференциях соответствующей тематики. В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция «Одиссея разума». Я, как учитель предметник, оказываю помощь ученикам в написании исследовательских проектов, тематика которых разнообразна: «Крещенский вечерок в балладе В.А.Жуковского «Светлана», «Улицы моего города», «Памятные места города, связанные с Великой Отечественной войной», «Мой класс в именах и фамилиях», «Загадочная гибель С.Есенина». Считаю, что данный вид деятельности способствует формированию у учащихся чувства уважения к культуре и традициям своего народа, к историческому прошлому Родины, а также умения отстаивать свою точку зрения и следовать общепринятым в обществе нормам поведения.
Таким образом, могу сказать, что в практике любого педагога, стремящегося не просто научить ребенка своему предмету, существует целая копилка особых форм, методов и приемов деятельности, использование которых способствует формированию нравственности, духовности, патриотизма и всего, того, без чего не вырастет настоящий Человек – патриот, гражданин, дело за малым – учить не только знаниями, но и душой, сердцем.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}